15.05.2011 08:22:00
Российский рынок цемента продолжает уверенно набирать обороты. В апреле объем его отгрузки железнодорожным транспортом составил 2,95 млн тонн (на 18% выше показателей апреля 2010-го). Всего же за первые четыре месяца 2011 года объем отгрузки этого товара вырос на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Однако увеличение спроса на цемент почти не ведет к росту цен, которому препятствует растущая конкуренция между производителями.
По данным консалтинговой компании СМПРО, в апреле 2011 года объемы отгрузки цемента железнодорожным транспортом (один из ключевых индикаторов активности на рынке) составили 2,95 млн тонн, что на 18% превышает показатели апреля прошлого года. Всего же с начала года объемы отгрузки выросли на 22,1% и составили 7,91 млн тонн. Как отмечают в СМПРО, объемы производства превышают показатели перевозок в полтора раза. Таким образом, в апреле 2011 года было произведено примерно 4,4 млн тонн (на 10% превышает показатели апреля 2010-го — 3,9 млн тонн), а всего с начала года российские заводы выпустили 12,85 млн тонн цемента (на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года,— 11 млн тонн).
Как объясняет директор по развитию СМПРО Евгений Высоцкий, на апрельский рост спроса повлияло начало теплого сезона и постепенное размораживание крупных строек. По его словам, в апреле существенно вырос спрос на все стройматериалы, что может свидетельствовать о том, что отрасль стройматериалов постепенно начала выходить из кризиса. По прогнозам СМПРО, в 2011 году общий объем производства цемента может составить 55 млн тонн, а при оптимистичном сценарии достигнуть 60 млн тонн (в 2010 году было произведено 50,4 млн тонн). «Производство цемента в 2011 году превысит показатели 2008 года (53,6 млн тонн) и даже, возможно, достигнет рекордного показателя 2007 года — 60 млн тонн»,— соглашается пресс-секретарь «Базэлцемента» Светлана Андреева.
Однако растущий спрос пока не ведет к росту цен. По данным СМПРО, средние цены отгрузки (без НДС и доставки) почти не изменились с начала года и составляют 2,2 тыс. руб. за тонну. «В ближайшее время некоторый прирост произойдет, но по итогам года рост вряд ли превысит 10–15%, до 2,4–2,5 тыс. руб. за тонну»,— полагает Евгений Высоцкий. По его словам, причина столь медленного роста цен кроется в том, что после кризиса рынок цемента превратился в рынок покупателя, поэтому острая конкуренция за клиентов вынуждает производителей сохранять цены на прежнем уровне, несмотря на рост производственных затрат. По данным СМПРО, до 2015 года в России будет введено еще 20 млн мощностей, что еще больше усилит конкуренцию между игроками рынка. «Ключевым сдерживающим фактором для роста цен является ввод новых заводов в центре, на северо-западе и на юге России»,— подтверждает Светлана Андреева.
Антон Белых
http://www.kommersant.ru/
фото: Александр Кряжев http://www.kommersant.ru/