08.07.2008 14:00:00
Стагнация киевского рынка недвижимости и резкий рост цен на сухие строительные смеси привели к сокращению объемов продаж этой продукции в столице. Компенсировать потери производители намерены за счет динамично развивающихся регионов.
Нынешний год ознаменовался резким подорожанием сухих строительных смесей на цементной основе. По словам учредителя ЗАО «Новая Линия» (развивает сеть супермаркетов под аналогичной ТМ) Олега Шандара, за последние 5 месяцев эта продукция подскочила в цене на 20–40%. «Если еще в конце января за 25-килограммовый мешок клея для плитки одного из украинских производителей стоил в магазинах нашей сети 27 грн, то в конце мая уже 31,49 грн. Штукатурка аналогичной расфасовки за 5 месяцев подорожала с 20,99 до 30,99 грн», — рассказывает он, отметив при этом, что расценки производителей менялись практически каждый месяц. Этот факт подтверждает и начальник отдела маркетинга компании «Бион-Импэкс» (ТМ «7 Гномов») Андрей Сошенко, добавивший, что его компания в этом году повышала расценки дважды. «Это связано с увеличением стоимости сырья — цемента и песка, а также транспортных перевозок. Данные затраты занимают до 60% в цене готовой продукции, поэтому мы вынуждены были пойти на такой шаг», — пояснил он. С ним согласна и руководитель отдела маркетинга компании «Хенкель Баутехник (Украина)» (ТМ Ceresit) Ольга Ступина, по словам которой стоимость цемента с начала этого года выросла на 37%. «Подорожал даже пластик для упаковки продукции, в результате чего мы также были вынуждены поднять отпускные цены на 8–12%», — говорит она.
Ритейлоры считают, что именно повышение стоимости данной продукции привело к снижению активности покупателей. «Правда, в рознице продажи не упали, но и не выросли», — отметил Олег Шандар. По его мнению, из-за подорожания всего спектра строительных материалов жители столицы стремятся сократить свои расходы, заменяя некоторые материалы ранее менее востребованными, но более дешевыми. «К примеру, при укладке наливных полов и штукатурок вместо цементных смесей строители начали использовать гипсовые, которые подорожали значительно меньше. Для сравнения, если в начале года стоимость гипсовой шпаклевки одного из украинских производителей составляла 26,29 грн (за 25 кг), то сейчас — 29,99 грн», — говорит он. Вторят продавцам и сами производители, которые связывают падение спроса не только с ростом стоимости, но и со стагнацией столичного рынка недвижимости. «Довольно весомая часть продукции каждого из производителей реализуется не через розницу, а напрямую крупным строительным организациям, которые в этом году существенно снизили объемы закупок», — сообщили в одной из компаний-производителей.
Как бы там ни было, но заводы констатируют, что по итогам первого полугодия продажи большинства компаний не изменились в сравнении с концом 2007 г., а у некоторых даже упали. Ольга Ступина считает, что до конца года рынок все же вырастет на 10% (в прошлом году рост емкости этого рынка составил 25–30%). Отчасти такой оптимизм объясняется тем, что производители занялись выведением ТМ, позиционируемых в эконом-сегменте. Например, директор департамента реализации ССС компании «Фомальгаут-Полимин» (ТМ Polimin) Сергей Будников сообщил, что они начали выпускать недорогой клей для плитки, а «Хенкель Баутехник», по словам О. Ступиной, вывел линейку недорогих смесей под ТМ «Момент». Но в любом случае нынешняя отрицательная динамика привела к ужесточению конкуренции, результатом которой стало изменение рыночных долей ряда производителей. По оценкам экспертов, доля «Полирем» (ТМ Poli-rem) сократилась за последние полгода с 6 до 4%, а «Артеля» (ТМ «Артисан») — с 6 до 5%. На этом фоне свои позиции усилили компаний Mira, Kreisel, Mapei (первые две открыли собственные производства под Киевом), суммарная доля которых выросла с 5 до 7%, а также «Фомальгаут-Полимин», увеличивший свою долю с 8 до 9%.
Разочаровавшись в столичном рынке, многие производители обратили свои взгляды на регионы. Аналитики говорят, что активнее всего сейчас развивается Восточная Украина, где за пять месяцев текущего года продажи смесей выросли на 20%. Это связано с высокими темпами строительства жилой и коммерческой недвижимости в целом ряде городов. «Исходя из данных показателей, в этом году доля Киева в общенациональных продажах существенно снизится. Если в 2007 г. на столицу приходилось порядка 27% рынка, то по итогам первых пяти месяцев 2008 г. — уже 21%», — резюмировала О. Ступина.
http://www.dsnews.ua/