27.04.2011 19:04:00
О профессиональных тонкостях прошлого и настоящего неповторимого бакинского зодчества "Азербайджанским известиям" рассказал председатель Государственного комитета по градостроительству и архитектуре и Союза архитекторов Азербайджана, заслуженный архитектор Аббас Алескеров.
- Баку вчера, наверное, эта тема поистине бесконечна… Но что бы вы, как специалист, особенно отметили в архитектуре того периода как наибольшее достижение?
- Как известно, своим нынешним видом современный Баку во многом обязан архитектуре времен первого нефтяного бума. Тогда, на рубеже прошлого и позапрошлого веков, для развития градостроительства в Баку были приглашены ряд видных архитекторов - Фон дер Нонне, Плошко, Гославский, Скуревич, Скибинский… На площади в две тысячи га - именно столько составляла территория тогдашнего Баку - было развернуто строительство согласно первому генплану города, созданному Фон дер Нонне. Несколько позднее азербайджанский архитектор Гаджинский стал автором второго генплана "столицы нефти и миллионов". В советский период, до войны, были разработаны, один за другим, еще два генплана столицы, в 1927 и в 1937 годах - их авторами стали, соответственно, А.Иваницкий и Л.Ильин. Именно разработка генпланов стала одним из лучших достижений данной сферы в тот период.
Более того, генплан, разработанный под руководством главного архитектора Ленинграда Л.Ильина, предусматривал развитие в десятки раз большей территории и потому стал "долгожителем" в своем роде - его влияние в застройке города ощущается чуть ли не до сих пор. Достаточно сказать, что следующий, последний на данный момент генплан Баку был утвержден через целых полвека после плана Ильина - в 1987-м, под руководством одного из крупных специалистов советского периода Теодора Шяринского, 100-летие которого мы в этом году будем отмечать. Конечно, сейчас кое-что из того, что было в генплане 1987 года, устарело, а кое-что уже невыполнимо по той причине, что указанные места застроены теперь совершенно иначе. Но целый ряд важных идей, которые были в нем предусмотрены, актуальны и сегодня и будут реализованы.
Как от архитектуры времен нефтяного бума, так и от советского периода нашему городу досталось в наследство много красивых зданий - исполнительной власти города Баку, президиума Академии наук, Национальной библиотеки им. Ахундова, кинотеатра "Низами", Дворца им. Гeйдaра Aлиeва, дворца "Гюлистан" и множество других прекрасных сооружений. Они и сейчас служат украшением города.
- А еще их, наверное, можно назвать мостиком между Баку вчерашним и сегодняшним. А какой он, Баку сегодняшний? Где главный ключ к грядущим переменам?
- Перемен уже и на сегодня мы видим очень много. А ключ к ним - прежде всего пристальное внимание руководства страны к проблемам нашей сферы. Президент Ильхам Алиев делает очень многое для развития архитектуры, продолжая традицию, заложенную общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Такое встречается не часто, так что нам всем очень повезло в этом отношении. Личное участие президента в разработке важнейших проектов трудно переоценить по важности. Президент Ильхам Алиев вникает во все, не упуская из виду ни главное, ни детали. Например, он с равным интересом обсуждал подробности проекта расширения территории столицы и фрагменты дизайна ажурного ограждения бульвара. И там, и здесь им было рассмотрено множество вариантов… А это огромный труд, требующий времени, сил и немалой подготовки.
Секрет большого "рывка"
- Где развернут, так сказать, основной фронт сегодняшних работ, в какой области?
- Важнейшая область - это выполнение социального заказа, обеспечение людей жильем. Я уже говорил о прекрасном наследии прошлого, в том числе и советского периода. Но то же самое прошлое оставило нам и гораздо менее приятное наследие - огромные территории, застроенные безликими типовыми зданиями. Чтобы не повторять ошибок прошлого, нужно следить за тем, чтобы новое жилье было не только комфортным, то есть соответствовало международным стандартам, но и просто-напросто радовало глаз. В этом отношении делается, кстати, все возможное для того, чтобы и старые дома выглядели достойно - ведутся облицовочные работы на фасадах таких домов на всех главных магистралях.
Ну и, конечно же, в городе возводится много новых видных сооружений. Приглашаются зарубежные архитекторы - так же, как во времена первого нефтяного бума. Как видим, история повторяется… Среди таких специалистов, например, - Заха Хадид, спроектировавшая Центр Гейдара Алиева, Жан Новель (Музей современного искусства), Франс Янс и Валтер Мари (Музей ковра), Рикардон Смит (отель "Мариотт", комплекс "Огни Баку"), Вахид Гасымоглу Тансу, Ханиддин Уяк Этирне Ахмед (Центр мугама), АЕСОМ (парк "Деде Горгуд", дипломатическая академия), Хавиер Пилатон (здание Нефтяного фонда), греческий "Анаморфосис" (Музей нефти), "Heerim" (административное здание нефтяной компании), Кунио Ватанабе (гостиничный комплекс на пр. Нефтяников), "Акора Бизнес-Лтд" М.Радулович (гимнастический комплекс) и многие другие. Но, говоря о вкладе зарубежных архитекторов, нельзя умалять и роль местных. Среди них Нариман Имамалиев, Ильгар Бегляров, Ильгар Избатов, Санан Саламзаде, Фамиль Агаев, Расим Алиев, Юсиф Кадыров, Гюльнара Мамедова,Фаик Юзбашев,Новруз Эльдарлы, Вюгар Гасанов, Джамал Кадыров, Эльбай Гасымзаде и др.
- Какой из нынешних проектов вы бы назвали символичным для дальнейшего развития архитектуры Баку?
- Среди проектов, которые
характеризуют нынешний Баку совокупностью
многих факторов, а не только по стилю
или целевому предназначению, я бы
особенно отметил будущий сквер по улице
Физули. Это беспрецедентный случай
сноса крупного объема малоэтажной
застройки в самом центре города. Тема
эта вообще актуальна, так как в Баку три
четверти заселенной территории занимают
малоэтажные строения. Но мы больше не
можем позволять себе такую роскошь! Все
эти отслужившие свой срок здания
необходимо сносить и застраивать
освободившиеся места более рационально.
В
принципе такой процесс сейчас и идет,
и довольно активно, а случай со сквером
на Физули - очень яркий пример того, как
это должно происходить на практике. На
месте самостроек в скором времени будет
разбит большой сквер с огромным подземным
гаражом, который, наконец, решит проблему
парковки автомобилей в центре города.
Проект сквера сейчас находится на стадии
разработки.
А начат был важнейший процесс замены малоэтажной застройки современными зданиями еще десять лет назад многочисленными частными инвесторами, которые за свой счет расчистили и застроили высотками множество подобных мест. В общей сложности частные предприниматели обеспечили жильем порядка 20 тысяч семей. Подчеркиваю, речь идет именно о частном строительстве, то есть о том, что было сделано помимо государственных затрат. А уж если прибавить к этому и государственные проекты, то выйдет еще большая цифра. Но даже и сейчас на этом фронте работы хватает. Город-то растет, население прибывает…
Итак, уже сделано очень многое для того, чтобы Баку сегодняшнего дня стал Баку завтрашним. Но все же главным достижением этого периода я считаю не само по себе возведение тех или иных зданий, даже самых лучших, а тот факт, насколько изменился в наши дни подход к проектированию. В советский период для того, чтобы построить что-то, нужно было сначала пройти очень долгий путь от технического обоснования до окончательного утверждения проекта. Путь этот занимал обычно три-четыре года… В наши же дни это делается ускоренными темпами, без пробуксовок и проволочек. Все расчеты и строительство ведутся одновременно, а не поэтапно. При этом ответственность Госэкспертизы увеличилась в десятки раз. Это касается и конкретных строений, и всего города в целом - так, очень важную роль сыграло то обстоятельство, что параллельно строительному буму шли строительство новых дорог и реконструкция уже имевшихся трасс. Одновременность выполнения проектирования и строительства, а также упорядочение достроительного процесса (и, как результат, - существенное сокращение сроков воплощения проектов в жизнь) - это и есть секрет того "рывка", какой мы наблюдаем сейчас в архитектуре Баку.
Рыночная экономика - не вседозволенность
- Многие гости столицы отмечают, что она преобразовалась и похорошела…
- Баку сегодня можно отнести к одному из красивейших городов Европы, и с таким мнением согласны многие специалисты из-за рубежа. Если перечислять все, что выполнено в Баку за последние несколько лет, не хватит целого номера газеты. Однако нельзя не сказать о преобразовании скверов, Приморского парка, восстановлении фасадов уникальных зданий конца ХIХ и начала ХХ века, пересмотре фасадов типовых зданий советского периода в центре и на прилегающих улицах. На высоком уровне были также выполнены подсветка и ночное освещение города; снесены малоэтажные застройки. Понятие "Черный город" и другие с неблагозвучными названиями районы ушли в прошлое, а невзрачная подъездная автодорога из аэропорта в Баку преобразилась как внешне, так и с точки зрения безопасности. Передислокация промпредприятий за пределы собственно Баку, в том числе с проспекта Гейдара Алиева, - самое значительное градостроительное событие, осуществляемое согласно принятому президентом решению. Такого за всю историю подготовки генеральных планов не было.
- Преобразование города привело к тому, что многие старые здания были снесены, а многие находятся под угрозой сноса…
— Хочу сказать несколько слов о малоэтажных, порой аварийных строениях, снесенных под развитие инфраструктуры и будущие новые автодороги. В советское время из всех капвложений только 6% направлялось на снос и инфраструктуру. При этом дозволялось строительство их на свободных от застройки территориях. О реконструкции дорожной сети города даже не мечталось. Рынок дал старт застройке в центральной части города одиночными высотными зданиями. Однако далее точечную застройку без градостроительного обоснования нельзя было допускать, как и снос зданий с высокой архитектурной выразительностью, к тому же являющихся памятниками градостроительства и архитектуры. Рыночная экономика - это не вседозволенность. Надо, чтобы предприниматель, желающий построить здание, знал, где и что он будет возводить. Ни одно новое строительство без градостроительного обоснования не допускается. Таким образом, распоряжение исполнительной власти районов, городов без предварительно разработанного и утвержденного обоснования является нарушением государственных норм проектирования.
- Какие нормы градостроительства приняты у нас сейчас?
- В советские времена десятками научно-исследовательских и проектных институтов были разработаны около 3 тысяч нормативов и ГОСТов по градостроительству. Сейчас во всех странах СНГ в основном руководствуются теми же нормативами - с незначительными изменениями. Кроме того, по линии Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве разрабатываются нормы, находящие применение в странах СНГ. На сегодня вновь разработаны и введены на территории Азербайджана более 290 нормативов и ГОСТов. В течение 15 лет Комиссия Европейского Союза руководила разработкой строительных стандартов (еврокоды). С 2002 года были разработаны 10 еврокодов, на применение которых страны Евросоюза последовательно начали переходить. Всего в строительстве используется несколько тысяч нормативных и рекомендательных документов, в том числе и межотраслевого характера. Можно утверждать, что по широте охвата различных вопросов проектирования, изысканий, технологии и организации строительства, монтажа оборудования, пожарных требований, правил эксплуатации, санитарии и прочего отечественная нормативная база в ряде вопросов даже более совершенна, чем международная (европейская).
Однако сколь совершенными ни были бы строительные нормы Азербайджана, с их помощью невозможно решить вопросы международной торговли конструкциями, изделиями, проектами, нашего строительства за рубежом и строительства в самой стране, осуществляемого зарубежными фирмами, страхования объектов иностранными банками и страховыми обществами. Только этим очень важным соображением должно руководствоваться государство, планируя переход на евронормы и еврокоды.
Еврокоды вместо СНиПов
- А что представляют собой еврокоды?
- После создания в Европе единого экономического пространства примерно с 1975 года идет разработка единых нормативных документов, в том числе и по строительству, которые постепенно заменяют национальные стандарты стран-членов ЕС. На замену национальных стандартов евростандартами отводится несколько лет. И этот процесс не закончен. Он ускорился с принятием в начале 90-х годов прошлого века Евродирективы "нового подхода", определившей процедуры сертификации и "существенные требования" к строительной продукции. Стандарты на строительное проектирование получили название еврокодов. Еврокоды состоят из 58 частей, которые сгруппированы по видам используемых материалов и областям применения (сталь, железобетон, каменная кладка, фундаменты, сейсмостойкое строительство и так далее). Общий объем всех частей еврокодов насчитывает почти пять тысяч страниц.
С первого апреля 2010 года после длительного периода разработки и одобрения национальными органами по стандартизации стран-членов Евросоюза эти документы вступили в действие. Еврокоды должны заменить все национальные стандарты стран-членов Евросоюза в области строительного проектирования. Только в Великобритании должно быть заменено более 50 "старых" стандартов на проектирование. Этот процесс идет и в других странах.
Многие положения еврокодов дискутируются в странах-членах Евросоюза до сих пор. В европейские проекты закладываются материалы, которые, в свою очередь, должны быть изготовлены на соответствие требованиям евростандартов.
- Действительно ли евростандарты лучше отечественных неевростандартов?
- Хороший вопрос. Применительно к ремонту квартир рекламная приставка "евро" означает всего лишь использование импортных отделочных материалов. Но применима ли такая оценка к стандартам? Дело в том, что первоочередной задачей, которая была поставлена перед разработчиками евростандартов, являлась подготовка документов, устраняющих, прежде всего, барьеры в торговле между странами-членами Евросоюза. Поэтому они проходили длительное согласование. По отдельным документам было подготовлено более сорока редакций. И это совсем не означает, что в результате они получились технически безупречными.
Предвидя неизбежность гармонизации российских и международных норм, российские ученые производили сопоставительные расчеты по отечественным СНиПам и еврокодам. Результаты этих расчетов показывают, что ситуация далеко не однозначная, и что переход на еврокоды обещает в ряде случаев экономические потери.
Все строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются по системе нормативных документов (СНиП), в основу которой положен метод расчета конструкций по предельным состояниям. Причем этот метод был принят в отечественных нормах до того, как он был принят в еврокодах. Определение нормативных показателей прочности и деформативности строительных материалов в России выполняется на основе требований, заданных для них в национальных стандартах (ГОСТ). На основании этих ГОСТов заводы и выпускают строительные материалы. Строительные нормы на проектирование конструкций и изделий из этих материалов (железобетон, сталь, каменная кладка, дерево и другое) определяют для них различные коэффициенты надежности.
Эти коэффициенты отличаются от принятых в еврокодах и в некоторых случаях отвечают более высоким требованиям. Но, так или иначе, еврокоды составлены как общетехнические документы с предположением, что характеристики, необходимые для конкретного численного расчета, определяются в каждой стране самостоятельно. Эти характеристики, как упоминалось, называются "национально определяемые параметры". Так, для упомянутого еврокода-2 количество таких параметров составляет более 100. Это различные коэффициенты, величины усадки, ползучести бетона, толщина защитных слоев бетона для стальной арматуры в зависимости от вида, среды эксплуатации и прочее. Существенно отличаются в СНиПах на проектирование конструкций и отдельных еврокодах размеры и форма испытываемых образцов для определения прочностных (нормативных) характеристик строительных материалов, что делает невозможным прямое применение многих расчетных формул. Решение этих вопросов представляет достаточно емкую работу. Только для определения статистически достоверных переходных коэффициентов для прочностных характеристик материалов, используемых в СНиПах и отдельных еврокодах, потребуется испытать многие серии опытных образцов. Не случайно Европейский комитет по стандартизации (СЕN) отводит каждой стране на эту процедуру два года.
В странах-членах Евросоюза введение еврокодов как единых документов предполагает, что национальные стандарты на проектирование, не совпадающие по положениям с еврокодами, отменяются. Иными словами, еврокоды являются безальтернативными, то есть де-факто обязательными стандартами на проектирование без всяких оговорок.
Несомненно, еврокоды - серьезные и обстоятельные, по существу, "осевые" документы системы европейской стандартизации в строительстве, которые обеспечивают выполнение основных требований по безопасности, надежности и пригодности к эксплуатации, и, безусловно, должны быть внимательно изучены. Отдельные положения этих документов уже включены в актуализируемые СНиПы. Процесс освоения евростандартов и еврокодов должен послужить стимулом для существенного расширения научно-технического сотрудничества с европейскими коллегами.
Россия, Беларусь и Казахстан подготовили программы по внедрению еврокодов и стандартов с завершением этого процесса к 2015 году. Как видите, предстоят большие изменения в нормативах по проектированию и стандартах в строительстве. В 2011 году мы намечаем внедрение актуализированных и гармонизированных с еврокодами СНиПов в части безопасности, надежности и пригодности к эксплуатации.
Прощай, неорганизованная малоэтажка!
- Ваш комитет занимается выдачей лицензий на проектные работы. Сталкиваетесь ли вы с проблемами в этой сфере деятельности?
- Ранее, в бытность Госстроя Азербайджана, было выдано юридическим организациям порядка 250 лицензий. Новый порядок, утвержденный Кабинетом министров, дающий право на лицензию, значительно ужесточился. Приостановлено действие 14 лицензий из-за невыполнения условий и требований лицензирования. Нами на сегодня выдано только 110 лицензий. При согласовании градостроительной и проектной документации порой выявляются грубейшие нарушения как норм безопасности, так и архитектурной выразительности зданий. В таких случаях Госкомархитектуры будет вынужден приостанавливать выданную ранее лицензию. В целом проектное дело в стране в новых рыночных условиях значительно изменилось. У нас, к сожалению, средний возраст проектировщиков достаточно высокий. Многие уехали за рубеж, а пополнение крайне низкое. Затрону и следующий момент - использование компьютерной графики. Это значительный успех в проектном деле, но он не прибавляет профессионализма в архитектуре, а порой даже вредит. При этом количество специалистов, занимающихся в целом проектным делом, в советские времена составляло свыше 10000 человек (сегодня же чуть более 1500 человек).
- Расскажите, пожалуйста, что делается по разработке генерального плана Баку?
- На базе технико-экономического обоснования, утвержденного в 1969 году, был разработан и утвержден в 1987 году генеральный план города Баку. Казалось бы, имея утвержденный генеральный план, надо было развернуть работы по проектированию планировочных работ отдельных районов, кварталов, магистралей, новых жилых образований, придерживаться ранее утвержденных планировочных решений. Но несколько позже началась горбачевская перестройка и, как результат, - советская государственная система была ликвидирована. Никакие новые планировочные работы, к сожалению, не разрабатывались. Как результат получила развитие точечная застройка, при этом отводились территории на будущих автомагистралях, парках, садах, плотность застройки в отдельных частях центра города достигли 200 человек на га. Одновременно плотность застройки в Абшеронском, Гарадагском и Хазарском районах составляет от 1 до 4 человек на га за счет неорганизованной малоэтажки.
К примеру, плотность застройки в Лондоне - 46 чел./га, в Париже - 35, в Берлине - 39, в Лос-Анджелесе - 30, Нью-Йорке - 68, в Москве - 95 чел./га. Ныне действующий генплан Баку освоен на 60%, имеются отдельные участки и районы, по которым можно было разрабатывать и утверждать планировочные работы. Однако со стороны исполнительной власти столицы за 20 лет не была выполнена ни одна планировочная работа. В то же время оформлялись многочисленные отводы участков под строительство без разработки хотя бы градостроительного обоснования отводимой территории.
Как было ранее сказано, любому генеральному плану города предшествуют разработка и утверждение ТЭО. Аналогичная работа с участием Всемирного банка осуществляется нашим комитетом. Это региональное развитие Большого Баку с учетом Абшеронского района, городов Сумгайыта и Хырдалана. В целом это большая работа, охватывающая территорию свыше 250 тыс. га. (для сравнения: Москва - 109 тыс. га, Лондон - 158 тыс., Париж - 272 тыс., Берлин - 89 тыс., Лос-Анджелес - 129 тыс., Нью-Йорк - 121 тыс., Токио - 218 тыс.).
Проблемы, с которыми мы столкнулись при мониторинге застроенных и свободных территорий, выявили, что из 250 тыс. 80 тыс. га безводные, горные возвышенности, 14 тыс. га - нефтепромысловые территории, 30 тыс. га - сельхозземли. Только 46 тыс. га территории находится под селитебной застройкой, в том числе 38 тыс. га, или 83 процента, под малоэтажной, порой неорганизованной застройкой. Отсутствие карты современного использования земли Абшерона, не говоря уже о ГИС (геоинформационной системе), крайне осложняет работу комитета. Казалось бы, территории у нас больше, чем в перечисленных выше городах. Однако свободной территории под развитие осталось крайне мало. Такой большой удельный вес малоэтажной застройки недопустим в градостроительстве.
Посудите сами, на территории 250 тыс. га проживает население менее 3 млн человек, при этом почти отсутствуют свободные территории под застройку. В Токио же на территории 218 тыс. га проживают 12,4 млн человек, в Москве - 10,3 млн, в Лондоне - 7,3 млн, в Нью-Йорке - 8,2 млн.
Все это будет проанализировано и не исключено, что большая часть градостроительных решений будет связана с реконструкцией селитебной зоны. Но это не значит, что отсутствие регионального плана развития Большого Баку приостановит дальнейшее развитие столицы. В этом году комитет завершает проект детальной планировки центра города, где будет четко определено, какие территории подлежат реконструкции, благоустройству, развитию инфраструктуры с ограничением высотности. Кроме того, у нас есть десятки территорий, по которым отсутствуют утвержденные планировочные решения.
Этим должна заняться исполнительная власть столичных районов - и незамедлительно, не дожидаясь нового генплана Баку. Сегодня в руководство муниципалитетами пришли грамотные специалисты, и с их участием необходимо срочно разработать и утвердить генеральные планы реконструкции этих образований.
http://news.day.az/
фото: http://news.day.az/