Что такое модернизация, если не строительство крупных инфраструктурных проектов?

22.04.2011 19:57:00

Организация в России высокоскоростного сообщения безусловно является государственной задачей, выполнение которой с одной стороны позволяет максимально использовать территориальные преимущества нашей страны при перевозке пассажиров, а с другой стороны при их реализации достигается наибольший эффект модернизации строительной отрасли и многих производств, в том числе промышленности новых строительных материалов, связанных с планами Росавтодора и ОАО «РЖД», при организации проектов по высокоскоростным магистралям (ВСМ), снижающим нагрузку намеждугородние автомагистрали, а так же и авиаперевозки.

Проекты ВСМ нетолько выгодны, как коммерческие начинания, но важно понять, что выгода от них должна считаться не напрямую, а с учетом, что это социальные проекты, направленные наувеличение мобильности населения, упрощение связи между городами и доход от них для страны кроется, прежде всего, вмультипликативном эффекте. Такая дорога предполагает создание большого количества рабочих мест, создание новых производств строительных материалов, изделий и конструкций с использованием принципиально новых технологий, загрузку машиностроительных предприятий, предприятий связи, в том числе по государственным заказам. Сейчас вмире уже четырнадцать тысяч километров высокоскоростных железных дорог, и заследующие десять лет высокоскоростные магистрали будут составлять треть отвсех железных дорог.Иэто связано с тем, что опыт использования такого вида путей передвижения показывает значительные преимущества ВСМ - экологичность,энергоэффективность, сокращение времени пребывания впути, а пассажиры вовсем мире, как правило, при передвижении нарасстояния средней дальности выбирают именно железнодорожный транспорт.

Россия имеет масштабные планы развития высокоскоростных магистралей в рамках "Стратегии развития железнодорожного транспорта вРоссийской Федерации до2030 года", а сучетом проведения встране крупнейших спортивных мероприятий Правительством уже определен перспективный полигон организации высокоскоростного железнодорожного сообщения общей протяженностью более 6,7 тысяч километров.

"ВСМ - это никакая не игрушка, а повышение качества жизни и обслуживания пассажиров. Кроме того, это колоссальная энергия развития не только для железнодорожной отрасли, но и для 19 отраслей, которые нас обслуживают. Не делать этого - пещерный атавизм. Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году - стратегический проект ОАО «РЖД», который изменит транспортную систему страны. Будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью 350 км/час", - считает глава ОАО «РЖД».

Пилотным проектом развития выделенных высокоскоростных магистралей станет создание линии Москва- Санкт-Петербург, концепцию которого внастоящее время разрабатывает дочерняя компания ОАО "РЖД" - ОАО "Скоростные магистрали" (ОАО «СМ»). Магистраль Москва - Санкт-Петербург планируется запустить к 2017 году, и стоимость магистрали по российским методам расчетов и стандартов оценивается в 1,2 трлн. рублей, но может быть снижена в три раза при использовании контракта жизненного цикла и гармонизированных европейских стандартов. По проекту, на высокоскоростной магистрали Москва-Питер предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки, которые смогут преодолевать расстояние за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 км/ч. Сама магистраль Москва - Петербург станет пилотным проектом по строительству железнодорожной ВСЖМ 2 и других ВСЖМ в России. Так как магистраль должна появиться уже к 2017 году, то согласно стратегии компании ОАО «СМ», уже через год после этого железнодорожные составы будут курсировать со скоростью до 400 километров в час и между Москвой, Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом. Планируется также, что ответвление от ветки пойдет в Челябинск. На этом участке поезда смогут развивать скорость до 200 километров в час.

Уже вмарте этого года потенциальным участникам тендера настроительство иэксплуатацию магистрали будет предоставлена возможность ознакомиться сего условиями, асам конкурс объявят вдекабре. Столь раннее размещение воткрытом доступе условий договора связано сжеланием привлечь как можно больше потенциальных инвесторов, втом числе ииностранных. Подвести итоги тендера планируется кначалу 2013 года, ивэтом же году начать строительство. Точный маршрут следования поездов пока неопределен. Его будут прокладывать после просчета экономической целесообразности различных вариантов, атак же экологической экспертизы.

Когда, поезда развивают скорости до400 км/ч, то, безусловно, нужна отдельная линия движения со своей специфической высокоинтеллектуальной инфраструктурой, использующей новейшие достижения современной науки и техники, поэтому впервую очередь нужно решить вопрос синфраструктурой, так как именно здесь будут основные затраты по проекту. Поданному проекту в2010 разработано обоснование инвестиций, вотношении которого было получено положительное заключение ФГУ Главгосэкспертиза России. Обоснованием трассы внастоящее время занимается специализированная компания. “Это очень сложный процесс. Обоснование трассы - это непросто выйти вполе ипрочертить линию изпункта «а» в пункт «б». Процесс всебя вбирает огромное количество факторов, наосновании которых будет просчитана экономически целесообразная трассировка» - Денис Муратов ОАО «СМ».



Затраты наподвижной состав составляют неболее 5-7% отобщего объема инвестиций, а когда мы решим вопрос с проектом, легализацией международных и европейских стандартов на инфраструктуру, и ее строительством, прежде всего ВСЖМ 1 (Москва - Петербург) к 2017 году можно будет воспользоваться и принципиально новыми решениями по подвижному составу, так как все основные игрокина это рынке, такие как Alstom, Siemens, Bombardier постоянно работают над созданием новых поездов. Сегодня компания Siemens готовит производство двигателей итяговых преобразователей в России, а Выксунский металлургический завод уже начало работу поизготовлению колесных пар для высокоскоростных поездов. И это действительно наше будущее, так как это высокие технологии, которые посвоей сложности не уступают авиационным и космическим технологиям.

Иэто будущее, связанное с инновациями и модернизацией производства касается, прежде всего, даже не столько, на мой взгляд, ОАО «РЖД», это касается развития, прежде всего всей строительной отрасли России, которая в свою очередь связана еще с 20 смежными отраслями промышленности. Эти проекты действительно должны стать государственными проектами с использованием лучшего зарубежного опыта ГЧП. Это сегодня подтверждено Указами Президента России по комплексной безопасности, организации высокоскоростного движения, решением по применению на территории России международных и европейских стандартов, начиная с 2010 года, а так же Постановлениями Правительства России, в том числе по реализации такой новой для нас формы государственно - частного партнерства, как контракты жизненного цикла.

"Считаю, что нам следует скорректировать программу развития высокоскоростных магистралей, ускорить сроки пуска объектов и предусмотреть новые маршруты. В том числе нужно подумать над тем, как связать в единую сеть скоростного движения города, вкоторых пройдут матчи чемпионата мира пофутболу в2018 году." «Нам нужно будет совместно скомпанией «Российские железные дороги», срегионами РФ иправительством РФ поставить нанормальную экономическую базу программу скоростного железнодорожного движения вРоссии» В.В. Путин— Председатель Правительства Российской Федерации

Реализация этих планов станет мощным импульсом для развития взаимовыгодного сотрудничества севропейскими компаниями вобласти проектирования истроительства на примере первой высокоскоростной железнодорожной линии ВСМЖ 1, создания производства и комлектацией оборудования для организации строительства верхнего строения пути, энергоснабжения, сигнализации, других элементов инфраструктуры, атакже подвижного состава.

Сегодня Минфин РФ и ОАО «РЖД» предметно обсуждают проекты строительства скоростных железнодорожных магистралей, которые свяжут Москву с Екатеринбургом, Самарой и Сочи и выбор этих направлений обусловлен географией проведения зимних Олимпийских игр 2014 ифинальной части чемпионата мира пофутболу 2018 года. Обсуждаемая сегодня сумма в 5,5 триллиона рублей, конечно, впечатляет, но сами ВСМ, учитывая модернизацию производств и научные достижения наших соседей по ЕС, Китая и Японии для третьего тысячелетия являются ужеобыденностью.

Испания эксплуатирует 35% всех высокоскоростных магистралей Европы или 2 665 километров железнодорожных путей, которые объединяют 21 город иежедневно перевозят 11,5 тыс. пассажиров, иее опыт встроительстве иэксплуатации высокоскоростных линий поправу считается наиболее интересным ибезусловно должен быть воспринят в России. Интересно, что после открытия высокоскоростной магистрали научастке Мадрид- Севилья, что попротяженности сопоставимо с участком ВСЖМ 2 отЕкатеринбурга доКазани, рост пассажиропотока загод на этом участке увеличился в четыре раза.

В2007 году вцелях координации иразвития сети высокоскоростных железнодорожных магистралей вЕвропе был создан консорциум Европейских железнодорожных операторов Railteam. Развитие трансъевропейской сети ВСМ является одной изприоритетных целей Европейского союза. Сегодня ведущие страны Западной Европы уже включены вмеждународную сеть ВСМ. Развитие сети происходит очень быстро икней подключаются все новые иновые страны, которые понимают преимущества ВСМ как эффективного вида транспортного сообщения.

Китай, также, недавно поставив себе задачу построить 17 тысяч километров скоростных железнодорожных магистралей,и уже вкороткие сроки построил 8 тысяч километров, то есть половину, и что характерно - скоростные поезда тут же были по достоинству оценены гражданами страны, они стали очень популярны вКитае, где пассажиры имеют возможность путешествовать соскоростью 486 километров в час. Китайские технологи в области строительства работают над концепцией верхнего строения пути и других составляющих инфраструктуры для поезда CRH-X Cobra, который будет всостоянии достичь скорости в500 километров в час.

В Японии поезд новой модели Hayabusa («Сокол») приступил крейсам между Токио иАомори 5 марта 2011 года смог похвастать введением нового класса ультрароскошных мест, сравнимых сбизнес-классом всамолётах. Расстояние в675 километров „Сокол“ пролетает затри часа и10 минут, что на10 минут быстрее, чем упредшественников, максимальная скорость налинии- 300 километров вчас. Соследующего же года скорость поднимут до320 км/ч, так что «Сокол» станет самым быстрым действующим поездом вЯпонии, ивремя поездки сократится дотрёх часов ипяти минут. При проектировании «Сокола» основное внимание уделялось неповышению скорости (прорыва тут нет), аэкологичности, безопасности икомфорту пассажиров. Ниже представлены данные по ВСМ в разных странах:



Как было указано выше, дальнейшие планы по развитию сети скоростных железнодорожных магистралей в России предполагают организацию высокоскоростного сообщения между Москвой и Екатеринбургом к 2018 году (ВСЖМ 2), когда столица Среднего Урала примет матчи групповой серии чемпионата мира по футболу. И насегодняшний день разработана организационно-правовая схема реализации проекта, уже проведены подготовительные мероприятия для учреждения проектной компании ВСЖМ 2 высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург- Казань- Нижний Новгород - Москва, обсуждаются варианты организационно-правовой модели реализации проекта ибюджета проектной компании, атакже определены первоочередные мероприятия. В состав рабочей группы попроекту ВСЖМ 2 включены вице-премьер - министр поуправлению госимуществом Свердловской области Виталий Недельский, областной министр транспорта идорожного хозяйства Геннадий Маренков идиректор Корпорации развития Среднего Урала Сергей Филиппов. И сегодня крупнейшие компании нескольких стран мира активно проявляют интерес кмагистрали Екатеринбург - Москва, как синвестиционной точки зрения, так ивплане строительства иэксплуатации. Магистраль должна пройти через Владимир, Нижний Новгород и Казань, а также иметь ответвления до крупных городов Уральского региона - Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени. Дорога будет иметь минимальную протяженность - 2100 километров - и сможет обеспечить движение с различными стандартами скоростей. Услугами высокоскоростной магистрали смогут воспользоваться около 40 миллионов человек - это почти треть населения страны. Скорость движения по магистрали составит 350-400 км/час, таким образом, до Москвы из Екатеринбурга можно будет доехать за 5-6 часов.



Дальнейшая реализации проектов по ВСМ также приведет квозникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния назанятость, производительность труда итемпы регионального развития. Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в2007 году, показало, что всередине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, втовремя как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу отом, что экономическому росту вЦентральном, Северо-Западном иЮжном регионах посравнению состальными частями страны способствует сильный эффект городских ирегиональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, втом числе ирасположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.Строительство ВСМ приведет кприсоединению обширных территорий кзонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. Сдругой стороны, строительство ВСМ также свысокой вероятностью приведет кповышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных вэкономическую активность административных центров, что приведет кросту стоимости земли инедвижимости.

ВРоссии существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций и инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно втаких городах, аневМоскве иСанкт-Петербурге, где стоимость проживания иведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, сточки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов ируководителей высшего звена нарынке труда. Развитие ВСМ исокращение времени поездки до1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми отместного рынка труда иместных университетов ипреодолеть этот барьер. Проекты ВСМ соединят вединую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли, и оператор ВСМ будет иметь значительные возможности поразвитию туристических перевозок, при этом следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание именно этому сегменту рынка. Так туристический поток вМалагу возрос на25% после ввода вэксплуатацию высокоскоростной магистрали. Кроме того, реализации проектов ВСМ также приведет к повышению квалификации российских строительных ипроектных компаний, загрузке имодернизации имеющихся и строительства новых производств в регионах для выпуска продукции строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых для строительства ВСЖМ 1 и ВСЖМ 2 науровне мировых стандартов;

Развитие конкуренции и востребованности на международном рынке ВСМ новых технологий строительства подтверждается и агрессивной политикой высшего руководства США в этом вопросе. Президент США Барак Обама 25 января 2011 года выступил вКонгрессе сежегодным посланием оположении страны, вкотором сообщается, что впредстоящие 25 лет 80 процентов американцев будут пользоваться высокоскоростными железными дорогами. 8 февраля вице-президент США Джозеф Байден объявил оНациональной программе развития высокоскоростных железных дорог, рассчитанной на6 лет исумму в53 млрд. долларов. Калифорния снаибольшим числом населения среди американских штатов проявила и наибольшую активность вреализации объявленной программы.

9 февраля 2011 года, через день после объявления Байдена, Управление высокоскоростного железнодорожного сообщения Калифорнии сообщило оначале тендера настроительство первой вштате высокоскоростной железной дороги длиной 1280 км, которая будет связывать Сан-Франциско, Лос-Анджелес иСан-Диего. Начальник этого управления Рэйчел Вор сообщила корреспонденту Синьхуа, что Калифорния приветствует инвестиции частных, зарубежных итранснациональных предприятий встроительство скоростных железных дорог вштате. Р. Вор заявила, что для строительства скоростной железной дороги "Сан-Франциско— Лос-Анджелес— Сан-Диего" потребуется 45 млрд. долларов США, ичто дорога будет передана вэксплуатацию в2020 году. Пословам Вор, администрация Калифорнии необеспокоена вопросом орасходах наподдержание эксплуатации будущей скоростной железной дороги, которая, попрогнозу экспертов, будет приносить штату ежегодную прибыль в1 млрд. долларов США. В2008 году вштате было принято решение выпустить облигации общей суммой в9,95 млрд. долларов США настроительство высокоскоростных железных дорог.Благодаря заблаговременному принятию такого решения штат Калифорния впрошлом году получил прежде других штатов федеральные ассигнования. Джо Байден утверждает, что вложения вжелезнодорожный транспорт оправданы поэкономическим иэкологическим мотивам. Создание сети высокоскоростных железных дорог нетолько поможет создать вСША новые рабочие места, нотакже снизит загруженность автомагистралей. Вице-президент настаивает, что всвоих планах поразвитию железнодорожной инфраструктуры США должны последовать примеру Китая иЯпонии. «Если непоследуем, томожет кто-нибудь найдется, кто подскажет мне: как сделать США лидирующей страной вXXI веке?»,— говорит господин Байден. Госсекретарь повопросам транспорта Рэй Лахуд также уверяет, что вложения вскоростные железные дороги станут для США важным фактором удержания экономического лидерства вбудущем. Смомента прихода квласти президента Обамы правительство США вложило вразвитие сети скоростных железных дорог $10,5 млрд.

Однако скоростными железными дорогами связаны лишь несколько городов США: Бостон иВашингтон, Сан-Диего иСан-Франциско, атакже Нью-Йорк иЛос-Анджелес. Протяженность высокоскоростной железнодорожной магистрали «Amtrak’s high-speed rail service» насеверо-востоке США составляет 734 километра. Стоимость билета навысокоскоростной поезд сопоставима состоимостью авиарейсов. «Опыт первых $10,5 млрд. показал, что Федеральное управление железных дорог неспособно ниуправлять ассигнованиями, ниотбирать проекты, что так называемое высокоскоростное движение оказывается черепашьей дорогой вникуда. Железнодорожная сеть советского образца, которую строил ибудет строить Amtrak, неподходит современной Америке»,— говорит член комитета палаты представителей потранспорту иинфраструктуре США республиканец Джон Мика. Конгрессмены-республиканцы предлагают развивать высокоскоростные железнодорожные сети наконкурентной основе иинвестировать вих строительство больше частных средств, чем государственных.

. В2011-2015 гг. власти Китая планируют вложить вразвитие скоростной железнодорожной инфраструктуры от$451 млрд. до$602 млрд. Попротяженности высокоскоростных железных дорог Китай занимает первое место вмире инамного опережает все другие страны. Кконцу 2010г. этот показатель вКитае составил 8358 км или более 30% отпротяженности таких дорог вовсем мире. Согласно плану, который реализуют китайские власти к2012г., общая протяженность железных дорог вКитае достигнет 110 тыс. км, изкоторых 13 тыс. км будут высокоскоростными. К2020г. общая длина китайских железных дорог должна превысить 120 тыс. км, причем протяженность высокоскоростных магистралей будет более 16 тыс. км. Китайские производители высокоскоростных технологий ведут активную экспансию навнешних рынках, получив контракты напоставки в Аргентину, Венесуэлу, Турцию и Саудовскую Аравию.

http://www.a-s-r.ru/

фото: http://www.a-s-r.ru/




    Была ли полезна информация?
  • 1720
Автор: @ВесьБетон