15.03.2011 12:46:00
Принятые федеральной исполнительной властью очередные планы по масштабному строительству жилья эконом-класса (ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы) потребуют существенного изменения «правил игры» на рынке для их выполнения - такое мнение высказали эксперты Российского Союза строителей на оперативном совещании в РСС.
По их мнению, доступность жилья эконом-класса в нашей стране для 30-40% домохозяйств может быть достигнута только с помощью дальнейшего снижения его стоимости для продажи, использования института строительных сберегательных касс (наряду с совершенствованием действующей ипотечной системы), а также поддержки государством отдельных категорий граждан.
Важную роль в этом процессе могли бы сыграть территориальные подразделения Фонда РЖС, формирование которых началось в конце 2010 года.
Ценовая ситуация на большинстве рынков жилья в российских регионах будет характеризоваться постепенным снижением цен реальных сделок, при этом цены предложений будут достаточно стабильны или даже покажут небольшой годовой рост (в пределах 4-8%), полагают аналитики.
Как заметил Александр Крапин, член рабочей группы РСС «Аналитика. Прогноз в области строительства», генеральный директор Аналитического агентства RWAY, предыдущий этап выполнения ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы так и не был выполнен по большинству основных параметров, главными из которых были показатели по ежегодным объемам строительства жилья и по его доступности (расчет в программном варианте). По его словам, основной причиной этого был не только кризис, но и недостаточно эффективные усилия управляющей подсистемы по регулированию инвестиционно-строительного рынка, а также завершение процесса смены сильных игроков рынка с субфедеральных на федеральных, чему во многом и способствовал кризис.
«В конце сентября 2010 года произошло одно из важнейших событий – от своей должности был отстранен Лужков Ю.М., и это событие стало логическим завершением процесса вытеснения сильных игроков рынка субфедерального уровня с инвестиционно-строительных и иных региональных рынков. Ведь «доброй экспансией» московского стройкомплекса в российские регионы были охвачены в 2010 году порядка 50 регионов. Во многом из-за этого на рынках жилья российских регионов был реализован спекулятивный сценарий их развития в условиях недостаточно активного регулирования развития этого рынка со стороны федеральной исполнительной власти», - рассказал Александр Крапин.
Эксперты РСС напоминают, что глава федеральной исполнительной власти на совещании, посвященном предстоящим задачам власти по развитию рынка жилья, в Кирове 04.02.2011 поручил ускорить темпы строительства жилья и к 2020 году увеличить его в 2,4 раза.
На этом совещании по жилищным вопросам были поставлены четыре основных задачи:
-строить много (90 млн. кв. метров по итогам 2015 года и 142 млн. кв. метров – по итогам 2020 года),
-обеспечить доступность жилья для трети домохозяйств (в ФЦП «Жилище» по итогам 2015 года - до 30%),
-обеспечить «прозрачность» проведения конкурсов под застройку,
-продлить мораторий для госведомств на распоряжение земельными участками и активно передавать их в Фонд РЖС.
Для того чтобы эти программные показатели были выполнимы, необходимы изменения по следующим основным направлениям:
-сокращение сроков строительства жилья, особенно в части проведения согласований проектов строительства;
-снижение себестоимости строительства жилья за счет минимизации затрат на приобретение прав на земельный участок, подключений к основным инженерным коммуникациям, использования современных конструктивных и технологических решений;
-регламентация норм прибыли при строительстве жилья эконом-класса, выкупаемого у застройщиков для нужд государства и муниципалитетов;
-стимулирование спроса за счет совершенствования существующей системы кредитования и введения в практику новых кредитных инструментов, показавших свою эффективность в других странах мира, в том числе такой эффективный нереализованный ресурс как строительные сберегательные кассы.
На совещании были названы основные прогнозы развития инвестиционно-строительного рынка в 2011 году:
-нехватка инвестиционных ресурсов на приемлемых условиях для реализации возможных девелоперских проектов увеличивает вероятность невыполнения плановых заданий каждого российского региона по строительству и вводу жилья;
-совершенствование процедур выдачи заключений на строительство объектов недвижимости и сокращение их сроков для профессиональных участников рынка;
-расширение практики проведения аукционов по продаже прав на земельные участки для строительства жилья и совершенствование процедур их применения;
-совершенствование законодательных норм и позаконных процедур на инвестиционно-строительных рынках и рынках жилья в нашей стране, в том числе начало введения в практику строительно-сберегательных касс;
-реальные действия управляющей подсистемы рынка по увеличению доступности жилья эконом-класса для большей доли российских домохозяйств;
-возростание роли саморегулируемых строительных организаций в процессах работы инвестиционно-строительных рынков;
-продолжение процесса снижения себестоимости строительства жилья эконом-класса за счет уменьшения суммарной площади единиц жилья и комплексной массовой застройки земель поселений.
В целом, полагают специалисты РСС, выполнение программы массового строительства жилья эконом-класса в нашей стране способно не только улучшить жилищные условия платежеспособной части домохозяйств, но и будет способствовать развитию экономики нашей страны за счет большого мультипликативного эффекта, которым характеризуется инвестиционно-строительный рынок среди других секторов экономики.
http://www.omorrss.ru/
фото: http://www.omorrss.ru/