10.03.2011 12:50:00
О том, почему олимпийской стройке в Сочи не нужен крупный грузовой порт, "Ъ" рассказал директор дирекции "Портовый бизнес" ООО "ПСК "Трансстрой"" ЮРИЙ ТЯМУШКИН.
— Просчитывалась ли необходимость грузового порта в Сочи?
— Еще в 2008 году "Олимпстрой" подсчитал, что для строительства в
Сочи всех олимпийских объектов и сопутствующей инфраструктуры необходимо
98млн тонн различных стройматериалов. Тогда расчеты показали, что
ограниченная способность железнодорожного и автомобильного транспорта не
позволит завезти в Сочи такой объем грузов. Использовать для перевалки
пассажирский порт оказалось невозможным, так как он находится в центре города,
что усугубило бы и без того плотный трафик в городе. Поэтому правительство РФ
приняло решение построить грузовой порт мощностью перевалки 5млн тонн
грузов в год в Имеретинской долине, рядом с будущей Олимпийской деревней. Но
уже в 2009 году, когда по основным олимпийским объектам были сделаны детальные
расчеты, выяснилось, что необходимо около 67-75млн тонн стройматериалов.
Сейчас эта цифра снизилась до 65млн тонн.
— Теперь выясняется, что и этот объем не нужен?
— Никто не ожидал, что значительные запасы инертных материалов (песок, щебень.—
"Ъ") будут открыты в самом Сочи. Так, Каменский и Дагомысский карьеры
обеспечили застройщиков Олимпиады 5-7млн тонн таких материалов. Кроме
того, РЖД значительно увеличила пропускную способность путей и построила в
Имеретинке два новых грузовых двора, что позволило монополии доставлять в Сочи
больше грузов. В этом году РЖД планирует завезти 16,5млн тонн грузов.
Сейчас ситуация такова, что в Сочи среди поставщиков стройматериалов возникла
серьезная ценовая конкуренция. Если средняя цена тонны инертных грузов,
доставляемых железнодорожным транспортом, составляет 600руб., то морским
транспортом не менее 800руб. С точки зрения логистики грузов морской
транспорт не может конкурировать с железной дорогой в случае, если расстояние
не превышает 1тыс. км. На более дальних расстояниях доставка морским
транспортом более эффективна. Скажем, базальтовый щебень или бутовый камень
дешевле привезти из Турции. Но доля таких стройматериалов в строительстве
объектов невелика. Дальнейшая загрузка порта в Сочи зависит от перевалки
крупногабаритных грузов. Но какой объем таких грузов необходимо завести в Сочи,
не знают даже в "Олимпстрое" и АНО "Транспортная дирекция
Олимпийских игр".
— Повлиял ли на экономику проекта шторм в декабре 2009 года, который разрушил
значительную часть конструкций, построенных в порту?
— К моменту шторма порт был построен на 60-70%. К апрелю 2010 года часть
конструкций была восстановлена, и в этом году порт начнет работать на полную
мощность. Порт уже перевозит грузы, почти за год мы обработали около
50тыс. тонн. Но это в 40 раз меньше, чем существующие на сегодня мощности
порта. Чтобы как-то загрузить порт, нам приходится выступать в роли трейдера,
закупать в Турции стройматериалы и привозить их в Сочи. Сейчас остро стоит
вопрос, будет ли порт загружен полностью. Если этого не случится, то под
вопросом успешная реализация инвестиционного проекта (стоимость проекта —
7млрд руб., из которых 60% — кредит ВЭБа, 40% — инвестиции
"Базэла".— "Ъ"). Достроить объект надо в любом случае, так
как законсервировать стройку или демонтировать уже построенные конструкции
будет стоить гораздо дороже.
Интервью взял Халиль Аминов
http://www.kommersant.ru/
фото: http://www.kommersant.ru/