"В Сочи серьезная ценовая конкуренция"

10.03.2011 12:50:00

О том, почему олимпийской стройке в Сочи не нужен крупный грузовой порт, "Ъ" рассказал директор дирекции "Портовый бизнес" ООО "ПСК "Трансстрой"" ЮРИЙ ТЯМУШКИН.

— Просчитывалась ли необходимость грузового порта в Сочи?

— Еще в 2008 году "Олимпстрой" подсчитал, что для строительства в Сочи всех олимпийских объектов и сопутствующей инфраструктуры необходимо 98млн тонн различных стройматериалов. Тогда расчеты показали, что ограниченная способность железнодорожного и автомобильного транспорта не позволит завезти в Сочи такой объем грузов. Использовать для перевалки пассажирский порт оказалось невозможным, так как он находится в центре города, что усугубило бы и без того плотный трафик в городе. Поэтому правительство РФ приняло решение построить грузовой порт мощностью перевалки 5млн тонн грузов в год в Имеретинской долине, рядом с будущей Олимпийской деревней. Но уже в 2009 году, когда по основным олимпийским объектам были сделаны детальные расчеты, выяснилось, что необходимо около 67-75млн тонн стройматериалов. Сейчас эта цифра снизилась до 65млн тонн.

— Теперь выясняется, что и этот объем не нужен?

— Никто не ожидал, что значительные запасы инертных материалов (песок, щебень.— "Ъ") будут открыты в самом Сочи. Так, Каменский и Дагомысский карьеры обеспечили застройщиков Олимпиады 5-7млн тонн таких материалов. Кроме того, РЖД значительно увеличила пропускную способность путей и построила в Имеретинке два новых грузовых двора, что позволило монополии доставлять в Сочи больше грузов. В этом году РЖД планирует завезти 16,5млн тонн грузов. Сейчас ситуация такова, что в Сочи среди поставщиков стройматериалов возникла серьезная ценовая конкуренция. Если средняя цена тонны инертных грузов, доставляемых железнодорожным транспортом, составляет 600руб., то морским транспортом не менее 800руб. С точки зрения логистики грузов морской транспорт не может конкурировать с железной дорогой в случае, если расстояние не превышает 1тыс. км. На более дальних расстояниях доставка морским транспортом более эффективна. Скажем, базальтовый щебень или бутовый камень дешевле привезти из Турции. Но доля таких стройматериалов в строительстве объектов невелика. Дальнейшая загрузка порта в Сочи зависит от перевалки крупногабаритных грузов. Но какой объем таких грузов необходимо завести в Сочи, не знают даже в "Олимпстрое" и АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр".

— Повлиял ли на экономику проекта шторм в декабре 2009 года, который разрушил значительную часть конструкций, построенных в порту?

— К моменту шторма порт был построен на 60-70%. К апрелю 2010 года часть конструкций была восстановлена, и в этом году порт начнет работать на полную мощность. Порт уже перевозит грузы, почти за год мы обработали около 50тыс. тонн. Но это в 40 раз меньше, чем существующие на сегодня мощности порта. Чтобы как-то загрузить порт, нам приходится выступать в роли трейдера, закупать в Турции стройматериалы и привозить их в Сочи. Сейчас остро стоит вопрос, будет ли порт загружен полностью. Если этого не случится, то под вопросом успешная реализация инвестиционного проекта (стоимость проекта — 7млрд руб., из которых 60% — кредит ВЭБа, 40% — инвестиции "Базэла".— "Ъ"). Достроить объект надо в любом случае, так как законсервировать стройку или демонтировать уже построенные конструкции будет стоить гораздо дороже.

Интервью взял Халиль Аминов

http://www.kommersant.ru/

фото: http://www.kommersant.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 985
Автор: @ВесьБетон