02.03.2011 21:26:00
Сказать решительное «нет» взяткам и больше не дарить чиновникам коньяка и конфет, «поскольку с них (конфет – Ред.) все начинается» призвала городских строителей Валентина Матвиенко. Возмущенная общественность в лице спикера горпарламента Вадима Тюльпанова в ответ на это тут же заявила, что отечественная строительная отрасль чуть ли не самая честная в мире. БН.ру решил узнать, что думает петербургское бизнес-сообщество по данному вопросу.
О борьбе с коррупцией и взяточничестве в рядах представителей стройбизнеса Матвиенко неожиданно заговорила на консультативном совете по вопросам развития градостроительного комплекса.
Основания для недовольства
у градоначальницы были. В частности,
первыми под раздачу попали СРО, которые
принимают в свои ряды фирмы из разряда
«рога и копыта». А те потом срывают
госзаказы. Так, как сообщила Матвиенко,
в прошлом году таким образом провинились
16 компаний.
«В связи с этим поручаю
руководителям саморегулируемых
организаций (СРО), в которые входят эти
компании, разобраться в правомерности
выдачи им лицензий и, возможно, заставить
нерадивых подрядчиков выплатить
компенсационный штраф»,– заявила
Матвиенко.
После чего уточнила: руководители СРО воспринимают свою должность как прибыльный бизнес. «Сидишь себе, собираешь взносы. Так вот: больше этого – не будет»,– отрезала градоначальница.
Затем справедливый
гнев Смольного вызвала стоимость
строительства дорог.
«Не может один
метр дороги в Петербурге стоить дороже,
чем в Европе»,– возмущенно выговаривала
губернатор главе КРТИ Борису Мурашову.
Далее Матвиенко потребовала детально и глубоко проанализировать сметы на строительство дорог в Финляндии и Петербурге. Сделать это надлежало для того чтобы понять, «кто у нас дурит – то ли проектировщики, которые хотят получить свои 5%, то ли дорожники, то ли еще кто».
После чего война коррупции была объявлена уже по всем фронтам. Сообщив, что в настоящее время в Петербурге правоохранительные органы разбираются с делами по 32 чиновникам, Матвиенко пристально оглядела присутствующих. «Кто взятки-то дает? Не давайте взятки – не будет коррупции»,– цитировали ее городские информагентства.
Глава города посетовала на то что «все начинается с цветов, коньяка и конфет» и посему предложила бизнесу отныне не делать чиновникам даже таких подарков. «Давайте заключим устный общественный договор. Всё. Никогда. Никому никаких взяток. Не развращайте людей. Они бывают слабые и не выдерживают соблазна»,– чеканила градоначальница.
А уже на следующий день
тема взяток в строительном бизнесе
плавно перетекла из Смольного в
Мариинский. Глава ЗакСа Вадим Тюльпанов
даже робко попытался защитить попавших
в опалу.
«Я думаю, что в Петербурге
можно построить дом без взяток, как и
по всей России. Взятка – это составная
часть коррупции, а коррупция в переводе
на русский – это ржавчина»,– со знанием
предмета прокомментировал он заявление
Матвиенко.
Но вслед за градоначальницей счел нужным добавить, что в войне с коррупцией необходимо наказывать и тех, кто дает взятки. Большинство опрошенных БН.ру представителей бизнеса к заявлениям как Матвиенко, так и Тюльпанова отнеслось с юмором.
Управляющий партнер группы «Теорема» Игорь Водопьянов с ходу заявил, что построить дом в России без взятки действительно вполне возможно. «Если строить его бесконечное количество времени»,– уточнил он. А заодно предложил Смольному на всякий случай составить полный список того, чего нельзя дарить. А то ведь кто-то может по русской взяточной традиции рассчитаться и «борзыми щенками», а их градоначальница не обозначила в перечне запретного.
Лэнд-девелопер Алексей Редозубов высказываниями Тюльпанова также был удивлен. «Не бывает так, чтобы в стране не было единообразия. И если где-то все плохо, не может быть так, чтобы только у нас все цвело и пахло. Строительная отрасль Петербурга – это отражение того, что происходит в ней в целом по стране. А в стране у нас все борются с коррупцией»,– отметил он.
По мнению Редозубова, петербургские строители отнюдь не горят желанием расставаться с деньгами. Но при этом работа целого ряда госстуктур организована таким образом, что если «не наладить процесс», результат будет весьма плачевным.
«На мой взгляд, в отечественной коррупции в строительной отрасли есть две составляющих. В первом случае речь идет о том, когда структуры, приближенные к власти, получают привлекательные пятна, льготы, а также добиваются решений в свою пользу по спорным объектам, имеющим охранный статус. Во втором случае речь идет о более быстром решении проблем с чиновниками. Здесь ситуация заключается в том, что чиновники просто не выполняют свою работу или делают ее крайне медленно. И таким образом, реализация проекта может оказаться под угрозой. Характерный пример – согласование большого пакета документов на регистрацию недвижимости. Ошибки в документах чиновники там могут найти при желании в пять минут, – а могут прислать ответ через месяц. Затем на следующий месяц найдут новые недочеты, и в итоге регистрация может тянуться годами. При правильной организации работы чиновников проявлений коррупции было бы намного меньше, и как раз вполне можно было бы обойтись без конфет и коньяка»,– говорит он.
Справка:
В декабре
2010 года мэр Москвы Сергей Собянин на
аналогичном мероприятии, посвященном
коррупции в строительной отрасли,
потребовал от подчиненных в разы
сократить количество согласований,
требующихся при проектировке новых
зданий и сроки оформления документов.
По данным ряда федеральных изданий,
в крупных российских мегаполисах взятки
могут приводить к 40-процентному удорожанию
стоимости метра жилья. Так, – как заявил
председатель Национального
антикоррупционного комитета Кирилл
Кабанов, – в Москве до 10% от этой суммы
до недавнего времени приходилось на
высших чиновников. Оставшиеся 30% достаются
чиновникам, которые «помогают» оформить
десятки документов на той или иной
стадии подготовки к строительству.
На условиях анонимности в петербургском бизнес-сообществе говорят, что сумма необходимой взятки для реализации коммерческого проекта в различных сферах доходит до 5–10% от стоимости объекта, в строительстве этот показатель может дойти и до 10–15%.
К примеру, если застройщик с уже полученным разрешением планирует возвести на участке в 3 га около 100 тыс. кв. м за 15–20 млн рублей – по стандартной практике до 3 млн уходит на взятки.
Справка о ржавчине
Латинское
corruptio переводится как 1) совращение,
подкуп; 2) порча, упадок нравов; 3)
извращенность, превратность; 4)
расстройство, расшатанность здоровья.
Светлана Коваленко
http://www.dailyj.ru/
фото: http://www.dailyj.ru/