27.02.2011 11:31:00
В этом году депутатам предстоит вносить изменения в главные градостроительные документы Санкт-Петербурга – генеральный план, правила землепользования и застройки и принимать региональные нормативы градостроительного проектирования. О том, как будет вестись эта работа, рассказал председатель комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин.
В наступившем году депутатам предстоит вносить изменения в главные градостроительные документы Санкт-Петербурга – генеральный план, правила землепользования и застройки и принимать региональные нормативы градостроительного проектирования. О том как будет вестись эта работа БН.ру рассказал председатель комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин.
– Сергей Николаевич, в конце прошлого
года вице-губернатор Роман Филимонов
отчитался перед депутатами о реализации
генплана Петербурга. Насколько
обоснованным, на ваш взгляд, выглядит
вывод о необходимости новых корректив,
ведь прошло чуть более двух лет с момента
последних масштабных правок?
–
Сразу после того как генплан был принят
в 2005 году, очевидными для нас стали две
вещи: тяжеловесность процедуры внесения
туда поправок и то, что необходимость
корректировки будет возникать регулярно.
Идея федерального законодателя придать
генплану вектор стратегической
неизменности вполне понятна: чем реже
вносятся изменения в такой фундаментальный
документ, тем стабильнее он работает.
С другой стороны, норма об изменении
генплана не чаще одного раза в пять лет
тормозит не только развитие Петербурга,
но и создает проблемы при функционировании
самого генплана. По большому счету,
генплан можно сравнить с законом о
бюджете, который мы принимаем на три
года и правим дважды в год. Думаю, что
аналогичным образом следует работать
и с генпланом: определять на пять-семь-десять
лет стратегические задачи, но сами
изменения вносить ежегодно. При этом
речь идет о локальных изменениях в
документ, а не о его кардинальной
переписке.
– Какова основная причина нынешних
изменений в генплан – кризис, из-за
которого нужно перепрофилировать под
жилье земли, ранее отведенные под офисную
и складскую недвижимость? Или быть может
новые векторы градостроительного
развития Петербурга, которые нельзя
учесть никакими генпланами?
– Роль
здесь сыграла совокупность всех этих
факторов. Предыдущий генплан исходил
из строительного бума, который наметился
в Петербурге три-четыре года назад.
Налицо было бурное развитие жилищного
строительства, активно развивались
офисные проекты – за пять лет открылось
офисов больше, чем в предыдущие 20. Начала
вводиться отдельными участками КАД,
после чего мы сразу стали наблюдать
развитие придорожной инфраструктуры,
складской недвижимости. Но грянул кризис
и внес в планы девелоперов свои коррективы.
Во-вторых, понимание, что Петербург
может стать автомобильной столицей,
пришло к нам всего три года назад. До
этого никто и предположить не мог, что
город будет развиваться как крупнейший
центр автомобильной индустрии –
сложившаяся реальность тоже требует
своих изменений в генплане.
Третья
проблема – развитие территорий. С одной
стороны, мы ищем новую землю под застройку,
с другой – есть значительные резервы
на окраинах, которые город пока не готов
пускать в оборот, так как это связано с
необходимостью вкладываться в инженерную
подготовку. И тогда поиск других
возможностей привел к идее освоения
намывных территорий. Еще в советские
времена подобным образом была намыта
Северо-Приморская часть и только
последним генпланом мы соответствующим
образом оформили береговую линию. Затем
пошло активное развитие намывной
территории на Васильевском острове,
сейчас идут новые проекты – в Бронке и
в Лисьем Носу. Все эти новые направления
развития города необходимо учитывать
генпланом.
– По словам председателя КГА Юлии
Киселевой, уже поступило около 500 заявок
на изменения в генплан, предлагающих
менять функцию или границы функциональных
зон в ряде территорий. Какая главная
тенденция – девелоперы переориентируются
на жилищные проекты?
– По моей
информации, к генплану поступило
значительное число поправок. Это вполне
нормальный процесс: земля является
объектом купли- продажи, новые владельцы
по-иному видят развитие своих участков
и заранее подают заявки на изменение
функционального статуса земель. Свою
роль сыграло и падение спроса на складскую
и офисную недвижимость – планы
корректируются в сторону жилищного
строительства.
Жилье сейчас многими
рассматривается как доходная недвижимость,
как объект инвестиций. И спрос на жилье,
по моим субъективным ощущениям, будет
только расти. Не секрет, что многие банки
сейчас ведут политику по снижению
депозитных ставок, в итоге народ будет
забирать свои деньги из банков и
вкладывать в недвижимость, чтобы
увеличить доходность свободных финансовых
ресурсов.
– Время для корректировок выбрано
не самое удачное – предвыборный год.
Не опасаетесь, что у депутатов не будет
времени, чтобы разбираться в сложных
градостроительных материях? И что
возникнут политические спекуляции по
градостроительной тематике? Есть
возможность ускорить процедуру и
завершить эту работу до начала выборов?
–
Наоборот, время сейчас самое удачное –
по федеральному законодательству мы
через полтора года должны провести
корректировку генплана, которую
необходимо делать раз в пять лет с
соответствующей экспертизой всех
изменений в Минрегионе и других
федеральных ведомствах. По промежуточным
корректировкам таких согласований
проходить не надо. Вся основная работа
по подготовке поправок, проведению
публичных слушаний будет вестись этой
зимой. И чтобы не было никаких спекуляций,
мы должны сделать это максимально быстро
– до начала предвыборной кампании.
Надеюсь, осенью примем закон в целом.
– В этом году предстоит работа над
не менее важным документом – изменениями
в правила землепользования и застройки
(ПЗЗ), чего давно уже добивается
строительное сообщество. Но утверждать
их можно не раньше внесения поправок в
генплан. Получается, что принимать
поправки в ПЗЗ будут уже депутаты другого
созыва?
– В парламент уже поступил
пакет из 250 поправок в ПЗЗ – в основном
это заявки на изменение высотных
параметров, уточнение регламентных
вопросов, перепрофилирование деловых
зон и пр. Работа над ними может вестись
в параллельном режиме. И не факт, что
утверждать их будем в 2012 году – это
может быть и осень 2011 года. Такие
прецеденты уже были – два года назад
мы одновременно принимали три закона:
поправки в генплан, ПЗЗ и закон о режимах
зон охраны объектов культурного наследия.
– В этом году в парламент официально
внесут региональные нормативы
градостроительного проектирования
(РНГП), работа над которыми ведется уже
больше года. По сути это один из последних
важнейших законов, который установит
правила игры для девелоперов – укажет
минимальные расчетные показатели для
организации парковок, зеленых зон,
размещения социальных и прочих объектов
при реализации проектов нового
строительства. Насколько показатели
РНГП будут отличаться от действующих
ныне СНиПов, ГОСТов и нормативов ПЗЗ?
–
Это одна из концептуальных проблем,
которая сейчас обсуждается на рабочей
группе, и решение по ней еще не принято.
Одна из крайних точек зрения – РНГП
должны максимально уйти от жестких
нормативов и дать возможность уже в
процессе подготовки проектов планировки
территорий принимать конкретные решения.
Вторая концепция – все должно быть
жестко регламентировано и по каждому
параметру установлен четкий норматив.
– Какая точка зрения победит?
–
Пока не готов ответить. Если победит
идея жесткого нормирования, то все
понимают, что половину проектов строителям
придется переделывать, а вторая половина
– будет вовсе нереализуемой. А если
решать вопросы нормирования только в
рамках подготовки проектов планировок,
под угрозой может оказаться задача
обеспечения горожан необходимым числом
парковок, детсадов, школ и т. д.
– В Петербурге самые насущные беды
– это дефицит парковок и зеленых зон.
Можно ждать ужесточения норм, дабы
поспособствовать решению этих проблем?
–
Нормативы проектирования в этих сферах,
конечно, должны быть ужесточены. К
сожалению, ситуация с принятием РНГП
затянулась. Например, кооператив «Воин»,
который занимается реновацией территории
в Ульянке, под новый закон точно не
попадет. Они уже близко подошли к
процедуре утверждения проекта планировки.
В квартале запланировано построить
дома на 4 тыс. новых квартир и 2,5 тыс.
парковочных мест. А у нас сегодня многие
семьи уже по две машины имеют. То есть
инвесторы заранее загоняют жителей в
тяжелую ситуацию – придется ставить
машины в других кварталах
– В Смольном пока не определились,
нужен или нет переходный период для
РНГП, чтобы строители смогли подстроиться
под новые правила и не переделывали уже
разработанные проекты? У Вас какое
мнение на этот счет?
– Да, эта
проблема существует. Например, есть
компания «СПб-Реновация», которая сейчас
готовит проекты планировок по 22 кварталам
– эту работу они начинали при одной
законодательной ситуации, а завершать
будут уже при другой – когда нормативы
проектирования могут измениться.
Решение о переходном периоде – это
уже вопрос политический, который будет
решать губернатор. По моему личному
мнению, никаких переходных периодов
быть не должно – это всегда путь к
коррупции. Одному инвестору понадобится
год на перестройку, другому – пять лет.
Мы должны четко подходить к этому
вопросу: всем мил не будешь.
– При принятии таких документов
самое главное – соблюсти баланс между
интересами застройщиков и общественности.
Удастся найти компромисс?
–
Резонанс при утверждении РНГП, внесении
поправок в генплан и ПЗЗ все равно будет.
Такого рода документы всегда катализируют
определенные общественные и политические
процессы. Если нормы будут ужесточены
в пользу горожан – то недовольными
останутся строители, они будут выражать
беспокойство и включать свои
лобби-механизмы. Если «победят» строители,
начнет бурлить общественность. Мы будем
стремиться соблюсти этот баланс
интересов, хотя это будет непросто.
Александр Смирнов
http://www.dailyj.ru/
фото: http://www.dailyj.ru/