14.02.2011 21:32:00
"Ъ" удалось ознакомиться с новыми нормативами цены строительства, на основании которых российские регионы уже с завтрашнего дня будут формировать свои заявки в бюджет 2012 года. По версии Минрегиона, новый подход больше не позволит заказчикам, как раньше, "раздувать" конечную стоимость строительства и затягивать сроки стройки, а государству уже на стадии формировании нового бюджета на следующий год даст возможность понять — кто и на сколько раньше завышал цены на стройку. Согласно расчетам ведомства, новые нормативы с 2012 года должны снизить расчетные цены госстроек не менее чем на 20-30%.
С завтрашнего дня в
силу вступят новые нормативы цены
строительства (НЦС) объектов
непроизводственного назначения и
инженерной инфраструктуры, подготовленные
Минрегионом, на основании которых
российские субъекты теперь будут обязаны
формировать свои заявки уже в бюджет
2012 года. Это станет первым обновлением
нормативной базы почти за 20 лет; до
последнего времени действовали устаревшие
подходы конца 80-х годов, и менялся лишь
годовой коэффициент с поправками на
инфляцию и т.д. Недавно подобному же
обновлению подверглись и нормативы по
срокам госстройки (см."Ъ" от 31
января).
Как пояснил "Ъ"
заместитель министра регионального
развития РФ Константин Королевский,
принятие новых сборников не позволит
заказчикам и проектировщикам, как
раньше, раздувать конечную стоимость
строительства и затягивать сроки
возведения объектов.
"Цель
показателей — еще на стадии бюджетного
планирования "определить масштаб
бедствия": понять, сколько все-таки
реально нужно денег из федеральной
казны на строительство дорог, школ,
больниц и других объектов без "откатов",
административных барьеров, "хотелок"
монополистов и прочих но, ранее ложившихся
в цену квадратного метра или километра",—
отмечает господин Королевский. По его
словам, финальная цена смет госстроек
до недавнего времени была похожа "на
дрейфующую льдину" — "никто до
последнего не мог назвать, к какому
берегу прибьется смета на госзаказ".
"Стало популярным на стадии экспертизы
бесконечно уточнять проектные решения
и накручивать сверху от стартовой цены
от 15 до 200%",— поясняет он.
В
расчетную цену Минрегион заложил все
строительно-монтажные работы, накладные
расходы, сметную прибыль, затраты на
проектно-изыскательские работы,
экспертизу проекта, строительный
контроль и т.д. В числе неучтенного:
плата за землю, земельный налог в период
строительства, плата за подключение к
внешним инженерным сетям, стоимость
подготовки территории под застройку.
Теперь при формировании бюджетной
заявки эти показатели должны будут
расписываться отдельно и рассчитываться,
согласно анализу ранее реализованных
проектов-аналогов. Как пояснил "Ъ"
господин Королевский, сделано это для
того, чтобы те, кто будет формировать
бюджетную заявку, могли "разложить
объект как конструктор" и при желании
вычленить из норматива те показатели,
которые не нужны при возведении конкретной
школы, моста или дороги. Например, если
субъект берет на себя обязательства по
отделке дома культуры, то приведенный
в нормативе показатель можно уменьшить
на соответствующую величину.
О том,
сколько же денег удастся сэкономить
федеральному бюджету, можно будет
говорить уже с 2012 года. Поскольку
укрупненные нормативы будут предельными
и "ползти вверх", как уверяют в
Минрегионе, не смогут, то легко, сравнив
бюджетную заявку субъекта на тот или
иной объект с окончательными суммами,
которые раньше тратились при возведении
аналогичного объекта, можно будет
наконец узнать "масштаб бреши, пробитой
в казне". Нормативы, как рассчитывают
в Минрегионе, позволят повысить точность
бюджетного планирования "не менее
чем на 20-30%, а по ряду объектов и вовсе в
разы". "Если субъект, к примеру,
принимает решение выделить участок под
застройку роддома в 15-20км от имеющихся
сетей и затем повесить цену прокладки
этих коммуникаций на федеральную казну,
то ему придется немало попотеть, чтоб
объяснить, почему он не включил мозги
раньше и не нашел под столь важный
социальный проект более оптимальный
участок",— поясняет Константин
Королевский.
В основу расчета НЦС
вошел мониторинг смет и проектных
решений объектов в субъектах РФ, которые
были построены за последние три-четыре
года. Как поясняют в Минрегионе, сама
база неокончательна и перечень объектов
будет расширяться, их номенклатура
уточняться. Минрегион также впервые
будет анализировать и стоимость расходных
материалов. С середины второго квартала
2011 года будет запущена единая база
данных стоимости основных ресурсов,
применяемых в строительстве. В основу
мониторинга лягут более 400 показателей,
которые в структуре стоимости строительства
достигают 80%: кирпич, цемент и т.д.
"Теперь любой желающий сможет зайти
на сайт и найти наиболее приемлемое по
цене и своим техническим характеристикам
решение. Если, к примеру, одна и та же
тротуарная плитка с абсолютно идентичными
характеристиками в Саратове стоит в
два с половиной раза дешевле, чем в
соседней Пензе, то зачем же госбюджету
тратить больше, если даже с учетом
доставки ее проще привести в ту же Пензу
и вымостить сквер перед школой за меньшие
деньги?" — отмечают в Минрегионе.
Ирина Парфентьева
Стоимость строительства в крупнейших российских регионах (млн руб.)*
Газета «Коммерсантъ»№25/П (4566)от14.02.2011 |
*Крупнейших субъекты
РФ по численности населения. |
http://www.kommersant.ru/
фото: Дмитрий Духанин http://www.kommersant.ru/