24.01.2011 13:07:00
Международный концерн Holcim, основанный в Швейцарии, входит в число технологических лидеров мирового цементного рынка. Аналогичную репутацию компания стремится заработать и на нашем рынке. Уже не первый год Holcim реализует масштабную программу модернизации российских активов. Недавно была запущена новая линия по производству цемента сухим способом на «Щуровском цементе», расположенном в подмосковной Коломне. В этот проект мощностью 2,1 млн тонн было вложено в общей сложности около 500 млн евро. Это один из крупнейших инвестпроектов Holcim в мире. Следующим шагом станет обновление «Вольскцемента» (Саратовская область). Впрочем, модернизация производства — скорее долгосрочная стратегическая цель компании. Тактика же состоит в укреплении сервисного звена. Об амбициях швейцарского цементного холдинга на российском цементном рынке рассказывает гендиректор компании «Альфа Цемент» (входит в Holcim Group) Хория Адриан.
— В конце октября в Щурове на новой линии сухого способа производства был получен первый клинкер. Какие конкурентные преимущества в этой связи приобрел обновленный щуровский завод?
— Во-первых, новое оборудование позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду. Для нас это имеет первостепенное значение. После реконструкции щуровский завод полностью отвечает современным экологическим стандартам. Санитарно-защитная зона предприятия сокращена до 200 метров, удельные выбросы пыли из печной трубы и трубы холодильника снижены более чем в десять раз. Во-вторых, мы получили более экономичное с точки зрения себестоимости продукции предприятие. Новое оборудование позволит сократить удельное потребление воды в два раза, газа — в 1,5 раза, электроэнергии — на 20 процентов. Перспективность применения сухих печей обусловлена тепловой экономичностью, высокой удельной производительностью, малыми размерами и низкими эксплуатационными затратами. Таким образом, ОАО «Щуровский цемент» становится одним из самых современных предприятий в России и Европе.
— Но как новации отразятся на себестоимости конкретной тонны цемента? На сколько в целом снизятся затраты на ее производство?
— Я не вправе раскрывать текущую себестоимость производства. Но замечу, что себестоимость складывается не только из тех показателей, которые уменьшаются благодаря применению новых технологий. К сожалению, в формировании себестоимости большой вес имеют как энергоносители, так и железнодорожные тарифы, которые регулярно растут. Поэтому себестоимость — это отнюдь не статичный показатель. Повторюсь: мотивацией для масштабных инвестиций в новые технологии послужили не только перспективы оптимизации себестоимости, но также и забота об окружающей среде, как бы пафосно это ни звучало.
— В этом году в России было запущено несколько новых линий сухого способа, на подходе завершение еще нескольких проектов. Окажет ли запуск новых мощностей какое-либо влияние на рынок цемента в среднесрочной перспективе?
— Действительно, нам на пятки наступают другие производители, сейчас в разной стадии реализации находится несколько проектов. Запущен новый завод в Ленинградской области. Инвестициям, которые приходят в этот сектор промышленности стройматериалов, остается только порадоваться. Отрасль может совершить технологический рывок, что благоприятно скажется как на экономике, так и на экологии. Что же касается конъюнктурных рисков, то с ростом объемов новых производственных мощностей наверняка начнут закрываться старые линии советского образца, не отвечающие современным реалиям. Просто потому, что будут проигрывать в конкурентной борьбе. Это позволит свести к минимуму риски возникновения опасных дисбалансов в спросе и предложении. Хотя в целом, конечно, конкуренция обострится. Но мы к этому готовы.
— Намерен ли Holcim продолжить модернизацию российских активов? В частности, когда начнется модернизация «Вольскцемента»? В Вольске есть карьер бывшего завода «Красный Октябрь», рассматривается ли возможность строительства нового завода на базе этого карьера?
— Безусловно, мы планируем модернизацию вольского завода. Однако инвестировать в это предприятие будем по несколько иной схеме, отличной от проекта, реализованного в Щурове. Это будет не разовое инвестирование крупной суммы, а ступенчатая модернизация. В 2011 году начнем с усовершенствования маркетинга, логистики, зоны отгрузки. Мы уже предприняли некоторые шаги в этом направлении. В 2010 году на «Вольскцементе» была установлена новая машина по тарированию цемента в биг-бэги. Тем самым мы смогли расширить ассортимент продукции, предложить клиентам новые варианты упаковки. В областях, расположенных вдали от крупных населенных пунктов, где нет возможности установить силос, но где тем не менее реализуются крупные строительные проекты, компании предпочитают использовать биг-бэги вместо обычных мешков — в том числе и с целью оптимизации логистики и предотвращения краж. Однозначно завод в Вольске будет модернизирован. Однако сколько времени займет эта работа, точно сказать не могу. Многое опять же будет зависеть от рыночной конъюнктуры.
— Как она складывалась в минувшем году в России и в мире? Какова загрузка российских предприятий Holcim?
— Что касается производственных результатов Holcim в мире,
то где-то они лучше, где-то хуже. Например, в Индии блестящие показатели. В
Латинской Америке дела обстоят неплохо. А вот США и страны Западной Европы пока
не в полной мере вышли из кризиса.
В 2010 году объемы производства цемента в России выросли примерно на 10
процентов. Это оптимистичный результат — особенно в сравнении с 2009 годом,
когда цементный рынок лежал на дне. Но в целом отрасль пока не восстановилась
полностью после финансового кризиса. И когда это случится, предсказать никто не
берется. Мы полагаем, что 2011 год будет непростым, поэтому намерены продлить
программу оптимизации издержек и сокращения расходов. Хотя, конечно, очень
рассчитываем на лучшие рыночные условия и лучший спрос. Результаты операционной
деятельности компании в России весьма позитивны и позволяют нам с уверенностью
смотреть в будущее. Наши предприятия загружены примерно на 70 процентов.
ВРоссии заявлено много инфраструктурных проектов, и мы уверены, что они
станут драйверами развития не только цементного рынка, но и всей промышленности
строительных материалов.
— Планирует ли Holcim приобретать новые активы в России?
— О новых приобретениях мы пока не задумываемся, намерены сконцентрироваться на развитии действующих активов. В числе наших приоритетных задач не только модернизация мощностей, но и укрепление сервисного звена, повышение клиенториентированности компании. Мы стремимся изменить менталитет, превратиться в максимально гибкую, сервисную компанию. Нам жизненно необходимо поменять подходы к работе с клиентами, укрепив фундамент нашего бизнеса.
— Какие шаги вы намерены предпринять в этом направлении?
— Во-первых, крайне важны сроки доставки. Цемент должен
доставляться клиенту максимально быстро, в течение двух-четырех суток. Я
понимаю, что для достижения этого результата потребуется много усилий, и за
одну ночь изменить ситуацию невозможно. Мои персональные амбиции — доставка за
24 часа. Кстати, в Азербайджане, где я работал прежде, это вполне возможно,
хотя и там возникали определенные трудности с организацией железнодорожных
перевозок. Во-вторых, все сотрудники должны понимать, что они продают не
цемент, а комплексные и оптимальные решения по использованию этого
строительного материала. Мы уже предлагаем нашим потребителям сервисную
поддержку в организации цепочки поставок, помогаем реализовать любые идеи,
связанные с применением цемента, стремимся находить индивидуальные решения
для каждого.
Что такое Holcim Group
Группа Holcim, основанная в 1912 году в Швейцарии, — один из крупнейших мировых производителей цемента, щебня, гравия, песка, бетонных и асфальтовых смесей. Группа владеет промышленными активами более чем в 70 странах мира. На предприятиях трудится около 80 тыс. человек. Чистая прибыль компании в 2009 году составила около 1 млрд евро, чистая выручка — около 14 млрд евро. Около 18% акций Holcim принадлежит Томасу Шмидхейни, остальные в свободном обращении.
В России Holcim представлен компанией «Альфа Цемент», основанной в 1993 году. Основным акционером является Holcim Auslandbeteiligungs GmbH (входит в группу Holcim). «Альфа Цемент» владеет контрольными пакетами акций ОАО «Щуровский цемент» и ОАО «Вольскцемент» (Саратовская область).
«Щуровский цемент», одно из старейших в цементной отрасли предприятий, расположено в Московской области (район г. Коломны). Это единственный в стране производитель белого портландцемента. В 2007–2010 годах на щуровском заводе был реализован масштабный проект модернизации предприятия. Две печи для мокрого способа производства (мощностью 1,6 тыс. тонн в сутки каждая) были заменены на одну печь для сухого способа (5,5 тыс. тонн цемента в сутки). Установлены вращающаяся печь, силосы, современные системы аспирации и фильтрации, дробильно-размольное и прочее оборудование датской фирмы FLSmidth. Проектная мощность предприятия, составлявшая до реконструкции 1,2 млн тонн, возросла почти вдвое. Новое современное оборудование позволило повысить энергоэффективность, а также улучшить экологические показатели.
В перспективе запланирована реконструкция другого завода Holcim — «Вольскцемента». Сейчас проектная мощность этого предприятия, оборудованного линией мокрого способа производства, составляет 3,1 млн тонн цемента в год. Главное конкурентное преимущество завода — обширная сырьевая база, позволяющая производить сульфатостойкие и тампонажные цементы.
Основные рынки сбыта компании в России — Москва, Московская, Рязанская, Саратовская, Самарская и Пензенская области, Республика Татарстан.
Илья Ступин.
http://www.expert.ru/
фото: http://www.holcim.com/