21.01.2011 12:57:00
Алюминий под запретом
Сергей Викторович, что думаете вы о сегодняшнем архитектурном облике Красноярска как представитель еще советской школы ?
Я привык видеть Красноярск в развитии. Мировоззрение общества меняется стремительно, какие-то вещи, которые сейчас кажутся смешными и устаревшими, 20 лет назад считались авангардными и революционными.
И хотя строительство — ремесло консервативное, отрасль за последние годы претерпела большие изменения. Тридцать лет назад мы понятия не имели о многих современных технологиях, государство ограничивалось в основном панельным домостроением. Доходило до абсурда: формировались списки материалов, разрешенных для использования в строительстве. Ограничивалось применение металлов, древесины, а алюминий был исключен вообще...
Что, кроме материалов, изменилось за эти годы?
Красноярск последние 50 лет — большая строительная площадка. Ткань города бесконечно меняется. В советские годы на развитии Красноярска сильно сказалась «плановость» советской экономики. Строительство велось четко в рамках генплана города. О нем все знали, он был на виду. И архитекторы, и общество, и власть постоянно с ним работали. Потом в период революционного хаоса в стране генплан забросили. В угоду иным интересам.
И сейчас, к сожалению, про него не всегда вспоминают.
Сейчас когда властные структуры устоялись, государство вновь начало жестко управлять процессами, хотя это уже совсем другая плоскость регулирования: не столько эстетическая, градостроительная, а скорее юридическая. Вместо одного собственника в стране появились тысячи частных фирм, регулирование отношений с которыми отнимает большую часть энергии. Погребенные бумагами по землеустройству, территориальному делению, арендной политике, чиновники просто физически не успевают следить еще и за архитектурным обликом. В этом и состоит стратегическая разница между двумя эпохами.
700 лет до шедевра
И все же главные архитектурные памятники — символы города — были построены в советское время...
Совершенно верно, такими узловыми точками остаются созданные нашими отцами-основателями в 60-70-е годы Предмостная площадь, Оперная площадь, Стрелка, остров Отдыха...
Так когда же? Когда мы увидим сравнимые по масштабу достижения современных архитекторов?
В этом вопросе кроется провокация! Да, архитектура живая ткань, но она не может развиваться быстро и зависит от множества факторов. Я могу сказать «скоро», и это, скорее всего, будет неправда. Грандиозные проекты требуют грандиозного времени — Кельнский собор строился 700 лет, Храм Святого Семейства в Барселоне до сих пор строится — и больших денежных вливаний. Архитектура не столько музыка застывшая в камне — это деньги, застывшие в камне. Облик города ни что иное, как отражение финансовых возможностей государства, города, людей, живущих в нем.
Пока, видимо, потребность реализации этих возможностей отразилась только на жилом строительстве. Наконец-то появились жилые кварталы с «оригинальным лицом».
Это, в первую очередь, реакция на запросы рынка. Спрос на жилье очень высок, каким бы дорогим оно ни было. Растет конкуренция, каждый предприниматель стремится преподнести свой дом как нечто особенное, уникальное. К тому же руководители строительных предприятий — люди, как правило, образованные, увлеченные, с амбициями. Застройщики хотят, чтоб их строения были лучше, чем у других, они, можно сказать, самоутверждаются за счет этого.
Можно ли надеяться, что типовая застройка уходит в прошлое?
А что вы называете типовой застройкой? Я не всегда разделяю критическое отношение коллег по цеху к 97 серии. Уверен, что эстетика и качество строения зависят не от материала, а от того, кто и как с этим материалом работал. И панельное здание тоже может быть оригинальным, а «суперпрогрессивный» индивидуальный проект — уродливым.
Панельные дома востребованы и конкурентноспособны. Нельзя отрывать архитектуру от ее сути, мы, в первую очередь, строим дом — теплый, уютный, надежный. А во-вторую — заботимся о его красоте. Большинство красноярцев живут в панельных домах, и никуда мы от этого не денемся, потому что это наша и история, и — если хотите — еще недавняя культура. Ситуация могла бы измениться, если б кирпичные строения стали дешевле и проще в исполнении, но этого пока не предвидится.
Голландский домик
А как кризис повлиял на малоэтажную застройку?
Во время кризиса люди стали даже охотнее вкладываться в индивидуальное жилье. Предприниматели города, вместо того чтобы пускать деньги в оборот на нестабильный рынок, тратили их на строительство. Это им казалось более надежным, чем финансовые операции. Мне кажется, в последние годы малоэтажное строительство делает мощный рывок. Наконец, случилось то, о чем я мечтал еще 30 лет назад, когда впервые побывал за границей и увидел пригороды Будапешта.
Количество коттеджных поселков растет, люди стали мобильными, и сейчас 30 минут езды до города на машине уже никого не пугает. Радует, что все больше и больше людей предпочитают селиться в дома из дерева, на мой взгляд — это самый лучший для частного дома материал.
Когда-то все подряд строили исключительно «хоромы» из красного кирпича... Побольше, да повыше. Говорят, многие из этих замков, построенных в Красноярске в 90-х годах, проектировали именно вы.
Началось это даже раньше, в конце 80-х. Когда государство разрешило людям покупать землю и строить свои собственные дома, многие просто теряли разум. Чиновники, начинающие бизнесмены, даже простые заводчане продавали или закладывали городские квартиры, искренне веря, что этих денег хватит на возведение жилья на земле. Большинство из них «надорвались» уже после закладки фундамента и в материальном, и в моральном смысле.
Но на пике спроса мы спроектировали много загородных домов. Десяток проектов очень удачно легли на вкусы и потребности того времени. Люди хотели двух качеств: чтобы дом был настоящей крепостью, ведь «кругом бандиты», и чтобы он кардинально отличался от скучных городских строений. Клиенты хотели строить дворцы с башенками, крыльцом, круглыми окнами и двухметровыми заборами. И другого материала, кроме красного кирпича, тогда не знали.
Востребованность наших домов росла, красноярцы обменивались проектами, копировали их, заказывали нам «так же, как у соседа». Мы одними из первых догадались давать домам названия: «Голландский домик», «Дом с мезонином», «Дом для Водолея»... Сейчас эти огромные дома кажутся смешными, вкусы общества стали разнообразнее. Многие владельцы «замков» реконструируют свои дома или просто меняют их на что-то более скромное и пригодное для жилья. Какие-то так и остались недостроем.
Семен Котов
http://www.newslab.ru/
фото: http://www.newslab.ru/