Состоялось совместное заседание Президиума коллегии и Общественного Совета при Минрегионе

06.12.2010 12:58:00

2 декабря 2010 года в зале Коллегии Министерства регионального развития РФ прошло совместное заседание Президиума коллегии и Общественного Совета при Минрегионе, под председательством министра Виктора Басаргина и руководителя Общественного Совета, президента РСПП Александра Шохина.

Ассоциацию строителей России на данном мероприятии представляли президент Николай Кошман, вице-президент Михаил Кайков и директор Департамента технического регулирования и нормативной базы Дмитрий Филиппов.

Заседание было посвящено вопросам гармонизации систем нормирования России и ЕС в строительной отрасли. С приветственным словом к участникам обратились Виктор Басаргин и Александр Шохин. С основным докладом выступил замминистра Константин Королевский, его содокладчиками стали замминистра промышленности и торговли Владимир Саламатов и руководитель ТК 465 «Строительство» Росстандарта РФ, а также представитель Ностроя, Торгово промышленной палаты РФ и Российского союза строителей Лариса Баринова. C докладами на заседании выступили Председатель Комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум, руководители национальных объединений СРО и многие другие.

Выступающие подробно рассмотрели существующую ныне в строительстве систему технического регулирования, де-факто основанную на ныне недействующем СНиПе 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве», признав ее историческую ценность и назвав национальной гордостью. Было отмечено, что СНиПы, многим из которых 25 и более лет, до сих пор широко используются в России и странах СНГ. В связи с чем Минрегионом РФ был подготовлен план их актуализации и гармонизации с международными и европейскими нормативными документами в области строительства.

Экспертами было отмечено, что переход на Еврокоды в странах Евросоюза перенесен с 2010 года на 2015 год. В России также нельзя перейти на них за один день, а необходимо делать это комплексно, всесторонне их изучив и доработав под российские реалии, а также подготовив к ним наши национальные приложения.

В заключение работы заседания был принят проект решения, согласно которому за ближайшие 5 лет планируется с привлечением средств государства (Минрегион РФ) и бизнеса (национальные объединения строителей) перевести и гармонизировать большое количество стандартов, с последующим включением в «обязательный» перечень технического регламента. Возможно, данные стандарты будут включены в добровольный перечень. Надо полагать, что актуализируемые с помощью европейских требований российские и межгосударственные документы лягут в основу техрегулирования строительства ЕврАзЭс и в последующем СНГ.

На заседании не прозвучали выступления, отличающиеся от видения Минрегиона и профессионального сообщества.

Позиция Ассоциации строителей России

по вопросу гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве.

30 декабря 2009 г. в Федеральный закон «О техническом регулировании» по инициативе Президента Российской Федерации были внесены беспрецедентные по значимости поправки. Закон разрешил прямое применение в Российской Федерации международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств.

Однако такая возможность для строительной отрасли на сегодняшний момент исключена, так как в тот же день был принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который ввел в Федеральный закон «О техническом регулировании» статью 51 и по сути вывел строительную отрасль за рамки действия указанного закона. Статья 51 определяет, что особенность технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений».

Под такой особенностью понимается применение на обязательной основе стандартов и сводов правил в целях обеспечения соблюдения требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Перечень таких стандартов и сводов правил на сегодняшний день утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047.

Такая ситуация в строительной отрасли, когда документы в области стандартизации являются обязательными для применения, противоречит:

во-первых, Соглашению по техническим барьерам в торговле ВТО, «Дорожной карте» по общему экономическому пространству России и Евросоюза 2005 г., соглашениям в области технического регулирования ЕврАзЭС, недавно подписанному Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования стран-участниц Таможенного Союза, то есть практически всем международным договоренностям Российской Федерации в области технического регулирования;

во-вторых, Новому подходу к технической гармонизации и стандартизации Евросоюза, согласно которому документы в области стандартизации не являются обязательными и носят статус добровольных для применения, и соответственно, директиве Нового подхода Евросоюза 89/106/ЕЕС по строительной продукции;

в-третьих, решениям заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики от 20 января 2010 г. в Липецке. Согласно указанным решениям Правительству РФ дано поручение подготовить поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающими возможность применения Нового и Модульного подходов при разработке технических регламентов РФ.

С момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании» мы восемь лет обсуждаем возможность реализации в его положениях принципов технического регулирования Евросоюза и мало, что делаем для этого. В области строительства в Евросоюзе действуют Директива 89/106 ЕЕС по строительной продукции и гармонизированные с указанной Директивой добровольные для применения европейские стандарты. Во всех странах-участницах Евросоюза созданы единые органы по аккредитации, а также успешно функционирует институт нотифицированных органов, который является «краеугольным» камнем принятых в Евросоюзе Нового и Модульного подходов и основой оценки безопасности всей строительной продукции, в том числе инновационной.

У нас же дело в строительной отрасли обстоит абсолютно по-другому. Это безальтернативное обязательное применение разработанных в 80-ых годах прошлого века СНиПов, отсутствие всякого упоминания о нотифицированных органах, а также наличие 16 систем аккредитации, что на практике приводит к получению на одну и ту же продукцию нескольких сертификатов соответствия и ведет к тому, что российские результаты оценки соответствия не признаются в Европе и мире.

Планы по созданию единого органа по аккредитации в России, отраженные в подготовленной Минэкономразвития и одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 1760-р от 12 октября 2010 г.) Концепции развития национальной системы аккредитации, также не учитывают мирового опыта. Указанная Концепция определяет, что формирование в России единой национальной системы аккредитации продиктовано необходимостью ее сближения с системой аккредитации Евросоюза, являющегося основным экономическим партнером Российской Федерации. При этом Концепция ссылается на Регламент № 765/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 9 июля 2008 г., устанавливающий единые требования к аккредитации в каждом государстве-члене ЕС. В Евросоюзе указанное решение призвано дополнить Решение 768/2008 ЕС, определяющее общие условия реализации продукции. Указанное решение содержит целый блок положений, относящихся к нотифицированным органам, устанавливает процедуры нотификации органов по оценке соответствия.

Несмотря на это, Концепция не предусматривает институт нотификации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Более того, согласно Концепции из 16 систем обязательной сертификации планируется ликвидировать только 7. При этом за многими федеральными органами исполнительной власти сохраняются дополнительные полномочия в области аккредитации.

Сегодня помимо того, что мы сопротивляемся внедрению доказавшего свою эффективность Нового подхода Евросоюза в строительстве, мы еще пытаемся усложнить ситуацию уже на наднациональном уровне и вывести здания и сооружения за рамки Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования стран Таможенного Союза, тем самым сохранив возможность применять устаревшие СНиПы на обязательной основе, что неоднократно предлагалось в ходе прошедших заседаний в рамках РСПП на уровне комиссий и комитетов. (Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Межотраслевой совет РСПП по техническому регулированию в строительной отрасли).

АСР изначально выступала против указанных предложений, поскольку выведение зданий и сооружений за рамки указанного Соглашения приведет к регулированию строительной отрасли в соответствие с различными принципами и подходами (техническое регулирование в отношении зданий и сооружений – на основе Старого подхода ЕС, техническое регулирование в отношении строительных материалов и изделий – на основе Нового подхода ЕС), что противоречит Директиве Нового подхода ЕС 89/106 по строительной продукции.

Однако на сегодняшний день указанное Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования стран-участниц Таможенного Союза подписано. Оно применяется с момента подписания, предусматривает добровольность документов в области стандартизации и не содержит никаких изъятий в отношении зданий и сооружений.

Сегодня во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 июня 2010 г. № ИШ-П9-4012 Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлен проект плана мероприятий по гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве. В пояснительной записке к указанному проекту определено, что после принятия Еврокодов в статусе национальных стандартов и (или) сводов правил их можно будет включить в обязательный для применения перечень документов в области стандартизации, применение которых обеспечивает соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Однако, несмотря на то, что все страны Евросоюза переходят с 2015 г. на Еврокоды, представляющие собой в первую очередь инструмент для интеграции при обеспечении необходимого уровня безопасности, согласно концепции Нового подхода и Директиве 89/106 ЕС по строительной продукции указанные стандарты по своей сути являются в рамках ЕС документами добровольными для применения. При этом производитель может не производить продукцию в соответствии с указанными стандартами, но в этом случае он обязан предоставить доказательства, что его продукция соответствует основным требованиям Директивы.

Мы же, включая Еврокоды в статусе национальных стандартов в обязательный перечень «под» технический регламент, заведомо нарушаем концепцию Нового подхода Евросоюза. Еврокоды содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на строительные материалы. Еврокоды с указанными стандартами необходимо рассматривать в комплексе. В результате возникает вопрос: в какой перечень мы будем включать указанные стандарты на строительные материалы? Точно не в перечень обязательного применения, поскольку особенность технического регулирования (это обязательное применение СНиПов и ГОСТов) в Российской Федерации установлена только в отношении зданий и сооружений.

Проектом указанного плана (п. 5.4) предусмотрена актуализация действующих в строительстве СНиПов и национальных стандартов, в том числе с учетом европейских стандартов в области строительства. При этом в качестве ответственных за такую работу определены помимо Министерства регионального развития России и Росстандарта также Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков, Национальное объединение изыскателей.

Здесь возникает вопрос, каким нормативным правовым актом указанные объединения наделены такими функциями. Действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень основных функций национальных объединений, среди которых ничего не говорится о деятельности в области технического регулирования. Поскольку указанные национальные объединения являются общественными организациями и согласно действующему законодательству никаким особым статусом не наделены, будет правильней, если заинтересованные организации будут привлекаться к работе по актуализации СНиПов на конкурсной основе. Это же касается остальных пунктов плана мероприятий по гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве, где в качестве ответственных выступают национальные объединения.

Что касается самой работы по актуализации СНиП с учетом европейских норм, то сейчас активно идут общественные обсуждения первых редакций актуализации указанных документов. АСР рассмотрела проект первой версии актуализированного СНиПа 12-01-2004 «Организация строительства». Документ в первой своей редакции абсолютно не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, содержит указания на строительные лицензии, в то время, как сейчас в строительной отрасли функционирует институт саморегулирования со свидетельствами о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Возможно, такое низкое качество документов определено сжатыми сроками, отведенными на их актуализацию. Однако средства на актуализацию, выделенные, как и Министерством регионального развития Российской Федерации, так и национальными объединениями, немалые (Минрегион РФ – 108 млн., НОСТРОЙ – 50 млн., Национальное объединение проектировщиков – 9 млн., Национальное объединение изыскателей – 5 млн.). В результате профессиональная общественность вынуждена поправлять таких «актуализаторов» и на безвозмездной основе, в рамках проходимых публичных обсуждений.

Представляется правильным, что за счет обязательных регулярных взносов в национальные объединения должна финансироваться только та деятельность объединений, которая определена в Градостроительном кодексе РФ. Иная деятельность, выходящая за рамки компетенции, указанной в Градостроительном кодексе РФ, например участие в техническом регулировании, должна финансироваться исключительно на добровольной основе и только теми членами национальных объединений, которые в указанной деятельности заинтересованы.

По мнению АСР в целом работа по актуализации действующих СНиПов необходима и должна проводиться с учетом терминов и определений ИСО, новых технологий и материалов. При этом, такая работа должна осуществляться на основе проведения соответствующих конкурсов, а не решаться в кулуарном порядке между Минрегионом РФ и национальными объединениями. При этом в целях реализации Нового подхода стран ЕС, Директивы 89/106 ЕС Евросоюза, а также протокольных поручений заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 20 января 2010 г. в Липецке, мы считаем необходимым документам в области стандартизации в строительной отрасли придать статус добровольных для применения.

Что касается самого проекта программы гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве, АСР считает необходимым, во-первых, увязать указанную программу, срок реализации которой конец 2014 г., с теми мероприятиями в области технического регулирования, проведение которых запланировано в рамках Таможенного Союза. К 2012 г. планируется формирование единого экономического пространства на базе Таможенного Союза и принятие первоочередных 18 технических регламентов, среди которых Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий. Предполагается, что к сроку окончания программы гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве технический регламент Таможенного Союза в строительстве будет принят, национальный технический регламент в строительстве отменен и необходимость введения альтернативной системы технического регулирования в РФ на национальном уровне отпадет.

Во-вторых, необходимо исключить Национальные объединения в качестве ответственных за реализацию мероприятий программы, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет их соответствующими полномочиями.

В-третьих, программа не позволяет четко определить, каким образом планируется принятие Еврокодов. Поэтому предлагается в программе сделать акцент на прямом принятии Еврокодов в качестве национальных стандартов с разработкой соответствующих национально определяемых параметров для учета климатических и географических особенностей государства.

На сегодняшний день Еврокоды представляют собой инструмент для интеграции, направленный на снятие барьеров в торговле и создание единых правил проектирования стран-участниц ЕС. В то же время Еврокоды позволяют обеспечить требования безопасности для всех типов зданий и сооружений. Национально определяемые параметры, учитывающие климатические и географические особенности, делают возможным применение Еврокодов в любом государстве. И Российская Федерация в этом смысле не исключение.

Применение Еврокодов позволит повысить долю участия иностранных инвесторов в реализации проектов в строительной отрасли на территории Российской Федерации, в том числе в реализации инновационных инфраструктурных проектов, на основе новой для нашего государства формы государственно-частного партнерства – контрактов жизненного цикла (КЖЦ).

Согласно КЖЦ управляющая компания, привлекая собственные средства, возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации, а государство или муниципалитет оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по представлению указанного объекта в пользование, либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта. Реализация проектов на основе КЖЦ стимулирует исполнителя на применение при строительстве новых технологий, снижающих стоимость строительства и увеличивающих долговечность объекта, используя инновационные решения.

Одной из проблем развития КЖЦ в Российской Федерации является наличие обязательных для применения детализированных СНиПов и ГОСТов, ограничивающих возможность выбора при строительстве нужного технического решения, а также отсутствие возможности применения «легализованных» в России международных и европейских стандартов, содержащих в отличие от нашей нормативной базы в строительстве только функциональные требования. В этом случае принятие Еврокодов в качестве национальных стандартов, применение европейских стандартов на строительные материалы, на которые Еврокоды ссылаются, а также стандартов ИСО в строительстве определят, в том числе, возможность применения КЖЦ при реализации проектов на территории Российской Федерации

Тезисы выступления Президента Ассоциации строителей России – Кошмана Н.П.

на совместном совещании Общественного Совета и Президиума Коллегии Минрегионразвития РФ

2 декабря 2010 года.

Уважаемый Виктор Федорович!

Уважаемые члены Коллегии, члены Общественного Совета,

Уважаемый Александр Николаевич!

В 2002 году был принят закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, который, по сути, остановил процесс стандартизации, так как п.1 ст.46 закона запрещал федеральным органам исполнительной власти принимать стандарты до введения в действие технического регламента. Минюст РФ остановил регистрацию основных СНиПов, которые готовились Госстроем в июле 2003 года, то есть с даты введения закона в действие. Закон «О техническом регулировании» был принят в преддверии планируемого вступления России в ВТО и предусматривал добровольное применение стандартов и норм.

С того момента прошло восемь лет, очень долго обсуждались вопросы о техническом регламенте безопасности зданий и сооружений. Менялось его название и содержание, было принято решение о принятии и одновременном действии вместе с ним технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделиях», потом о слиянии этих двух регламентов в один, но всегда предполагалось, что стандарты будут у нас, как и в Евросоюзе – добровольны, то есть будут реализованы «новый» и «модульный» подходы. Это подтверждается и принятыми решениями Комиссии при Президенте РФ от 20 января этого года в городе Липецке.

Нами в рамках рабочей группы Круглого стола промышленников России и ЕС обсуждалась необходимость гармонизации требований безопасности, отраженных в нормативной базе РФ и ЕС, начиная с 2005 года. При этом за основу бралась позиция Евросоюза, которая вырабатывалась в течение 40 лет, начиная с 70-х годов прошлого века. В 1985 году в ЕС приняли Директиву 89/106 ЕС о безопасности строительных материалов и изделий. Доказательной базой этой директивы являются Еврокоды – добровольные стандарты EN по проектированию, которые содержат ссылки на стандарты по строительным материалам и изделиям, принятые также в статусе стандартов EN. По указанным стандартам уже сегодня полностью работают в странах Евросоюза, таких как Дания, Австрия и т. д. Все без исключения страны ЕС перейдут на Еврокоды к 2015 году.

Эта тема очень широко обсуждается и в нашей стране, начиная с принятия закона «О техническом регулировании». В этом году Первым заместителем Председателя Правительства Игорем Шуваловым было дано поручение о создании альтернативной системы технического регулирования в строительстве. Поручение вызвано тем, что в прошлом году Президент РФ принял беспрецедентное по значимости решение о возможности прямого применения на территории РФ международных и региональных (в том числе EN) стандартов в рамках закона «О техническом регулировании». Однако одновременно с приятием указанного решения строительство было выведено из-под действия этого закона и на данный момент регулируется техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений», содержащим перечень обязательных СНиПов, называющихся теперь «сводами правил». Поэтому сейчас отрасль, как и до введения в действие закона «О техническом регулировании» в 2003 году, опять регулируется теми же самыми обязательными СНиПами.

И что важно - эта же система, в противовес интеграционным действиям ЕС по созданию единых правил по проектированию Еврокодов, сейчас переносится на уровень Таможенного союза и ЕврАзЭС при написании технического регламента, касающегося строительной отрасли на наднациональном уровне. О каком едином экономическом пространстве можно говорить, если мы собираемся исключить здания и сооружения из Соглашения Таможенного союза, и оставляем только регулирование строительных материалов?

То есть идем опять своим путем в вопросах интеграции без учета 40 летнего опыта Евросоюза в этом вопросе, без учета требований Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Опять потратим время и деньги и возвратимся в начальную точку для осознания того, что такое интеграция в международное сообщество, в том числе интеграция со своим основным торговым партнером - Евросоюзом. Не слишком ли дорогая цена?

Неужели так плохи существующие СНИПы?

Проблема в том, что они не актуализировались долгое время и не предусматривают современные технологии строительства, новые строительные материалы, конструкции и изделия. Это отражается на всех этапах строительства, начиная с проектирования, изысканий, экспертизы проекта, проведения авторского надзора, сдачи объекта в эксплуатацию, самой эксплуатации и утилизации. Это отражается, в том числе, и на вопросах ценообразования и нормирования на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений.

Национальное объединение строителей, которое сейчас занимается актуализацией СНиПов, одновременно хочет заниматься и Еврокодами в соответствии с представленной нам на рассмотрение программой. При этом актуализация ведется за счет средства бюджета (это порядка 108 млн. рублей) и за счет бизнеса (который собрал порядка 50 млн. рублей).

Наша позиция заключается в том, что это две разные работы. Еврокоды – это интеграционный механизм по единым правилам проектирования, которые разработал Евросоюз для того, чтобы сделать едиными требования безопасности при проектировании любых зданий и сооружений для всех стран входящих в него. СНиПы мы и наши коллеги по Евросоюзу расцениваем только как национальные стандарты по строительству РФ, подобные тем, которые существовали и существуют в других странах ЕС.

Отличие документов по проектированию Евросоюза от национальных заключается в том, что в Еврокодах заданы только функциональные требования безопасности, там нет требований по применению той или иной строительной технологии, таким образом, исходно заложена инновационная составляющая. Производитель может разработать ее сам, главное, чтобы достигались и исполнялись требования по безопасности, прописанные как раз в Еврокодах. При этом в процессе оценки соответствия исполнения производителем продукции и услуг требований безопасности должны обязательно участвовать нотифицированные (уполномоченные) органы, которые до сих пор не предусмотрены нашим законом «О техническом регулировании» и Концепцией по аккредитации, одобренной сегодня Правительством.

При этом надо учитывать, что стандартизация в Евросоюзе не прекращалась ни на один день, и на протяжении 30 лет примерно раз в два года стандарты на материалы, конструкции пересматриваются, вносятся изменения, но сама структура Еврокодов, ее интеграционная направленность остается. Европа ждет от России присоединения к процессу имплементации Еврокодов на территории РФ. Для этого нужно создать группу экспертов с обязательным приглашением в ее состав иностранных специалистов, для того, чтобы разработать наши национальные приложения к Еврокодам с учетом российских особенностей, провести их согласование в ТК 250 органа по стандартизации Евросоюза CEN. И правильно, на наш взгляд, это сделать при реализации конкретного проекта, например ВСМ1 «Москва - Санкт Петербург», который мы обсуждали в преддверии саммита Россия-ЕС 31мая 2010 г. в Новочеркасске с нашими европейскими коллегами. Цена проекта составляет 1,2 трлн. рублей, и ощущаемая уже на данный момент потребность в переводе и имплементации 2500 стандартов составит около 0,1 % от цены проекта. Так как проект должен быть реализован в 2015 году работу необходимо проводить уже сейчас.

Хорошим примером возможности это сделать является перевод Еврокодов в Белоруссии, где в прошлом году было принято постановление правительства о легализации Еврокодов на ее территории.

Почему именно европейские стандарты?

Просто потому, что мы отстали в области фундаментальных и прикладных наук, касающихся комплексной безопасности, высотного строительства, энергоэффективности, высокоскоростных автомобильных и железных дорог.

Здесь никто не обсуждает того, хорошие СНиПы или плохие. Они были сделаны давно и для своего времени были актуальны и обязательны. Сегодня только Россия остается единственной страной в мире, в которой ямы на дорогах по ГОСТу. Согласно ГОСТ Р 50597-93 размеры ям не должны превышать 15 см по длине, 80 см по ширине и 5 см по глубине. Но на сегодняшний день необходимо принимать интеграционную систему, чтобы заработали те правила проектирования, которые работают на территории Евросоюза. По сути, проектировщик любой страны ЕС может работать по этим требованиям на всей территории Евросоюза, в любом государстве ЕС.

Это и есть снятие торговых барьеров в нетарифном регулировании ЕС и России и стран Таможенного союза, и это имеет огромное значение для привлечения иностранных инвестиций, в том числе и на наш рынок, особенно при использовании форм ГЧП, таких как концессии и КЖЦ. Применение КЖЦ предусмотрено в проекте ВСМ1, о которой я говорил ранее. На сегодняшний день все современные объекты, которые строятся в России с привлечением зарубежных компаний, строятся по евростандартам и международным стандартам ИСО. Только плюс к тому обязательные требования СНиПов заставляют зарубежных специалистов переделывать европейские и международные требования под обязательные российские требования, которые соответствуют реалиям прошлого века, и мы все об этом знаем, знает и Президент и Премьер и губернаторы, которые выступали на Госсовете в Ульяновске в ноябре прошлого года. Именно отсюда трудности в согласовании при экспертизе проекта, при пуске объекта в эксплуатацию, при сметном нормировании и ценообразовании и в итоге - повышается стоимость строительства.

Мы обсуждали с бизнесом, работающем в строительстве на территории ЕС, эту тему давно. Поэтому в 2005 году мы подписали в Париже «Белую книгу», где обозначили, что идет сближение нормативных документов России и ЕС и необходимость такого сближения. «Белая книга» размещена на сайте АСР. В ней с тех пор ничего не изменилось, все задачи, отраженные в ней, остались актуальными. Евросоюз уже с того времени был готов вести работу с нашей страной в рамках еврокомиссии и органа по стандартизации ЕС. В этом заинтересовано не только наше государство, но и ЕС, и что крайне важно - бизнес с той и другой стороны.

На сегодняшний день наша страна сильно отстает и по применению новых технологий, которые мы включили в Стратегии до 20 и 30-х годов, в том числе в транспортную стратегию нашей страны. Например, в Европе уже на протяжении 25 лет эксплуатируются высокоскоростные железнодорожные магистрали, со скоростью движении поездов до 400 км/ч. Такие магистрали окупились четыре раза. А в России высокоскоростную железнодорожную магистраль будут строить только к 2015 году. То же самое касается и автомобильных дорог, так называемых хайвэев. Поэтому нам сегодня просто необходимо перевести Еврокоды и принять их в качестве единых национальных стандартов по проектированию не только России, но Таможенного Союза и ЕврАзЭС.

Если мы будем настаивать на том, что нужно актуализировать СНиПы, мы замедлим внедрение новых технологий, новых материалов. Повторюсь, эти евростандарты уже подразумевают возможность использования новых строительных технологий, материалов, конструкций и изделий, в СНиПах такой возможности нет, поэтому и необходима альтернативная система технического регулирования в строительстве.

Поэтому включать Еврокоды, как предлагает Национальное объединение строителей, в перечень обязательных сводов правил по результатам актуализации СНиПов и гармонизации Еврокодов нельзя по определению – это добровольные стандарты ЕС, использующиеся при Новом подходе, дающие возможность использовать новые инновационные технологии и материалы. Это принципиальнейший момент. Иначе будет опять не осмысленная работа, а имитация деятельности, как это было с техническими регламентами, и с «распиловкой» финансовых средств уже не только государства, но и бизнеса, подразумевающие дальнейшие «откаты» на стадии экспертизы, строительства и пуска в эксплуатацию.

Мы считаем, что Таможенному союзу необходимо принять интеграционную систему Еврокодов, чтобы заработали те правила проектирования, которые работают на территории Евросоюза. По сути, проектировщик любой страны ЕС может работать по этим требованиям на всей территории Союза, в любом государстве ЕС. Поэтому мы считаем необходимым подписание соглашения Таможенного союза и ЕС о гармонизации систем технического регулирования, в том числе в строительстве, присоединению к Директивам ЕС, касающихся строительства, и в том числе Директиве ЕС по высокоскоростным железнодорожным магистралям на уровне Таможенного союза и ЕврАзЭС.

Спасибо за внимание.

http://www.a-s-r.ru/

фото: http://www.a-s-r.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1013
Автор: @ВесьБетон