28.11.2010 12:48:00
Подземный зал – новая
площадка, которая позволит Большому
театру проводить репетиции музыкальных
коллективов любого состава, включая
совместные репетиции симфонического
оркестра и хора. Изначально планировалось,
что зал, расположенный на 15-метровой
глубине, станет местом проведения не
только репетиций, но и концертов, однако
позже от этой идеи отказались. Основными
аргументами «против» стали соображения
безопасности зрителей. Полтора года
назад тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков
подверг проект подземного
репетиционно-концертного зала, выполненный
ЗАО «Курортпроект», резкой критике и
дал распоряжение подключить к работе
над ним «Моспроект-2». Архитектору Павлу
Андрееву (под руководством которого
велось строительство первой очереди –
новой сцены ГАБТ) было поручено разработать
предложения и проект интерьеров новой
зрительской зоны в подземной части под
аванплощадью Большого театра для
размещения нового фойе и репетиционного
зала. Впрочем, этим участие мастерской
Андреева в проекте реконструкции
знаменитого театра не ограничилось.
«В
результате анализа уже реализуемого
проекта нами был сделан ряд предложений
по изменению планировочной структуры
подземной части, изменению и упорядочиванию
движения зрителей, – рассказывает Павел
Андреев. – Работа велась параллельно
со строительством, выполняемом в этой
зоне СУ 155, что стало непростым испытанием
для всех участников проектирования,
потребовав понимания, терпимости,
проявления истинного профессионализма.
Огромная заслуга в том, что все получилось,
принадлежит нынешнему руководителю
авторского коллектива архитектору Юрию
Стефанчуку и тогдашнему руководителю
строительства Якову Саркисову».
Работа
над проектом подземного репетиционного
зала с самого начала строилась если не
на конфликте интересов, то на постоянном
противопоставлении двух разных точек
зрения на то, какова приоритетная функция
этого пространства. В частности,
представителям городских властей
казалось, что оно, в первую очередь,
должно служить репрезентативным фойе
для проведения важных мероприятий
государственного и местного масштаба,
тогда как руководство театра видело в
нем, прежде всего, репетиционный зал,
позволяющий, помимо прочего, вести
профессиональную звукозапись.
«Когда
мы пришли на этот объект, ситуация там
была едва ли не аховая, – вспоминает
Павел Андреев. – Заказчик в ужасе
хватался за голову, так как должен был
вести строительство, но принял объект
от предшественника в тяжелейшем состоянии
проваленных сроков, отсутствия проекта,
согласований, смет… Генеральному
проектировщику тоже приходилось несладко
– он с трудом разбирался в разных версиях
проекта, соединяя отдельные работы по
сценической, исторической и подземной
части, выполненные субподрядчиками,
не связанными друг с другом договорами.
И тут добавился еще и «Моспроект 2» со
своими идеями по трансформации подземного
пространства и превращения его в
автономный комплекс, который, с одной
стороны, дополнит театр новым общественным
пространством, соответствующим мировому
статусу Большого, его функции
«императорского» театра, а с другой,
обеспечит комфортное и безопасное
пребывание не менее 300 посетителей, к
услугам которых будет не только
трансформируемый концертный зал, но и
весь комплекс «сервисов» – гардеробы,
буфеты, даже конференц-зал».
Работа
над проектом была начата с изменения
планировочной структуры подземной
части. Архитекторы дифференцировали
зрительские потоки и организовали
доступ в подземную часть как из главного
вестибюля ГАБТа, так и непосредственно
со стороны улицы Петровки и Щепкинского
проезда. Новое фойе расположено на
глубине 8 метров и с уровнем входа связано
с помощью лестниц, лифтов и эскалаторов,
обеспечивающих обслуживание посетителей
и организацию различных мероприятий
не только до или после спектакля, но и
параллельно с ними, будь то торжества,
презентации или выставки.
Обособленное
ранее пространство репетиционного зала
теперь трансформируется с помощью
мобильных звукоизолирующих перегородок
и планшета, разделенного на ряд сегментов
и тем самым позволяющего варьировать
уровень и «профиль» концертной площадки,
создавая необходимые условия для
размещения большого оркестра, амфитеатра
для хора или зрительских рядов с креслами.
Специальное механическое оборудование,
разработанное московскими инженерами,
позволит не только осуществлять подобное
«перевоплощение» максимально быстро,
но и сделает его абсолютно безопасным
для зрителей – при изменении уровня
пола синхронно выдвигающиеся барьеры
исключат возможность падения человека
в образующийся провал.
Следуя за
конструкцией перекрытия аванплощади
театра, центральная часть фойе, в плане
напоминает раскрытый веер, а полуциркульная
трансформируемая площадка, ограниченная
расположенным по окружности колоннами,
вызывает к памяти классические образы
греческого и римского театров с открытой
сценой. Особое внимание при проектировании
этого пространства архитекторы уделили
мероприятиям по подавлению подземных
вибрационных шумов, передающихся от
метро через строительные конструкции,
и акустической обработке внутренних
поверхностей, разработанных при участии
немецких инженеров.
Что же касается
интерьеров репетиционного зала, то они
были разработаны мастерской еще в мае
2009 года и выбраны руководством театра
из числа других предложений. Их основной
темой стал раздвинутый занавес,
открывающий стены домов, похожих на
ренессансные римские палаццо. Тем самым,
как поясняет Павел Андреев, создается
пространство, в котором, собственно, и
было рождено театральное действо.
«Когда-то естественными декорациями
для него служили здания, перспективы
улиц и площадей итальянских городов,
впоследствии многократно перенесенные
в архитектуру театральных зданий и сами
зрительные залы многих стран», – говорит
архитектор. Цветовое решение интерьеров
традиционно для Большого театра – это
светлая бежево-золотистая гамма. Ввиду
того, что горючие материалы запрещены
к использованию в подземном пространстве,
применяется натуральный камень (гранит,
мрамор, травертин), а также декоративная
штукатурка разной финишной отделки,
имитация буазери.
Итак, подземный
зал напоминает глубоко ушедшую под
землю сцену классического театра; скорее
ренессанского, чем античного, хотя для
античного оказаться под землей, конечно,
естественнее. Таким образом архитектор
оказывается в рамках темы «конструирования
руин», в последние 20 лет популярной
среди московских классиков. В данной
ситуации это логично: архитектор
метафорически «откапывает» в подклете
Большого классические корни его искусства
в виде его фигурального (то есть ранее
никогда не бывшего) театра-предшественника.
Похожим образом, и кстати сказать
неподалеку, в Александровском саду,
двести лет назад Осип Бове сооружал под
стенами Кремля руины греческой дорики
(«Грот», 1821 г.), которой, конечно же, там
никогда не было и быть не могло.
Напомним,
что Павел Андреев далеко не впервые
сталкивается с важными памятниками
архитектуры Москвы: именно ему, в
частности, принадлежат проекты
контекстуальных реконструкций в
историческом центре Москвы, а также
работы по реставрации и реконструкции
ГУМа и Манежа.
Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/