24.09.2010 12:36:00
На рынке страхования строительно-монтажных работ откаты достигли небывалых высот. В погоне за сборами некоторые страховщики готовы поделиться со строителями 80% от суммы премии. Крупные страховщики бьют тревогу: из-за таких схем рынок воспринимается как механизм для прокачки денег.
В посткризисный период, когда у страховщиков особенно обострилась борьба за премии, откаты в страховании строительно-монтажных работ (СМР) стали особенно актуальны. Эксперты объясняют, что развитие рынка страхования СМР напрямую связано с ситуацией на строительном рынке. После строительного бума рынок практически встал, СК рисковали остаться без премий: поскольку страховка СМР не является обязательной, страховщики соглашались на откаты, лишь бы получить от строителей хоть какие-то деньги.
«Сегодня строительные компании дошли до того, что требуют до 80% отката за заключение страхового договора, — отмечает заместитель генерального директора «Ингосстраха» Николай Галушин. — Только у меня было несколько случаев, когда на переговорах клиенты предлагали сотрудничать через посредника, который брал комиссию, составлявшую больше половины премии». Поэтому, по словам г-на Галушина, «Ингосстрах» был вынужден отказаться от сотрудничества с этими строителями.
«Как правило, откаты строятся по следующей схеме: менеджеры некоторых строительных компаний, которые отвечают за страховку, договариваются с посредником и предлагают страховым компаниям работать через него», — рассказывает руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперта РА» Алексей Янин. По его словам, этот посредник берет комиссию в размере от 50 до 80% от премии, что и является формальным откатом. «При этом страховая компания фактически получает 20—50% от страховой премии, хотя в отчетности проводит полную сумму, которую якобы потратил застройщик, — говорит г-н Янин. — И при наступлении страхового случая СК отвечает по договорам в полном объеме».
По оценке «Эксперта РА», в первом полугодии 2010 года объем рынка страхования СМР составил около 9 млрд руб. (порядка 3% от всего страхового рынка), объем откатов — около 4—6 млрд руб. В 2009 году объем рынка достиг 17 млрд руб., а откаты — 8—10 млрд руб.
Откаты наряду с демпингом могут привести к неплатежеспособности страховщика, что приводит к отзыву лицензии. Глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль не раз отмечал, что основная причина отзывов заключается как раз в неплатежеспособности: по этой причине с рынка в этом году могут исчезнуть порядка 100 страховщиков (см. РБК daily от 19.08.10). «Мы только отзываем лицензию, если страховщик не смог покрыть свои обязательства, что весьма вероятно при существующей системе откатов, — уточнил замруководителя ФССН Олег Пилипец. — Откаты, по сути, являются коммерческим подкупом, а потому подпадают под действие Уголовного кодекса, а этим занимаются уже другие органы».
«Мы очень обеспокоены проблемой откатов, так как рынок страхования СМР весьма перспективен: проникновение страхования на нем мы оцениваем всего в 30—40%, а из-за поведения некоторых страховщиков создается впечатление, что страховка — это способ прокачки денег, а не возможность хеджировать риски», — переживает Николай Галушин. Он полагает, что на откаты, как правило, соглашаются небольшие страховщики, которые специализируются на страховании строительно-монтажных работ. «А страхуются, напротив, крупные строительные проекты», — добавил Алексей Янин.
Крупные застройщики отказались комментировать тему страхования строительно-монтажных рисков. Они уверили РБК daily, что на их объектах «все делается по закону», а портить общую статистику рынка, по их мнению, могут мелкие компании, в активе которых зачастую есть один объект и которые не рискуют своим брендом, получая откаты.
Тарифы по страхованию СМР-рисков, по данным девелоперов, сейчас составляют до 0,02% от стоимости самих работ. Страхуются, как правило, риски ущерба, причиненного кому-либо в процессе стройки, порча строений из-за некачественных материалов, иногда сроки сдачи объекта.
При этом застройщики признали, что случаи демпинга встречаются среди новых, малоизвестных страховых компаний, число которых за последний год на рынке резко выросло. «Как правило, это представители рынка автострахования, стремящиеся расширить свой клиентский портфель любыми способами», — говорит директор СРО «Альянс строителей» Татьяна Шалина. По ее словам, эти страховщики привлекают строительные компании и за счет демпинга. «Более того, оценить риски такие страховщики не в состоянии, так как у них просто нет специалистов в области страхования строительных рисков», — уверена г-жа Шалина. Поэтому, обращаясь к услугам подобных страховщиков, члены СРО рискуют оказаться без выплат при наступлении страхового случая.
«Любая здравомыслящая компания, которая нуждается в
страховании своей ответственности строительно-монтажных рисков, должна
обращаться в топ-20 страховых компаний, в крайнем случае в топ-50», — уверен
президент СРО «Центррегион» Кирилл Шалин.
Сергей Лаврентьев, Наталья Копейченко
http://www.rbcdaily.ru/
фото: http://www.rbcdaily.ru/