17.09.2010 12:43:00
Было бы заманчиво свести борьбу
претендентов на пост главы НОСТРОЯ к конфликту старой, сформировавшейся вокруг
Минрегиона, Росстроя и правительства Москвы группы заслуженных руководителей стройотрасли
с представителями крупных компаний и корпораций, заинтересованных в разрушении
сложившейся системы отношений — и в том числе в снижении коррупционной
нагрузки, за счет которой себестоимость любой стройки в РФ доходит до уровня,
близкого к ЕС. Но в таком бизнесе говорить об однородности интересов крупных
федеральных контракторов, девелоперов, строительных подрядчиков и
инжиниринговых компаний невозможно. С какой бы программой ни выходил конкретный
кандидат на пост главы НОСТРОЯ, всегда найдутся две крупные структуры, имеющие
противоположные точки зрения на этот пункт программы — и совершенно согласные
друг с другом в большинстве остальных вопросов. Борьба вокруг НОСТРОЯ —
действующая модель реального "демократического" процесса согласования
интересов в стройотрасли.
Например, одним из сложных моментов этого торга является
вопрос, должен ли глава НОСТРОЯ быть совладельцем крупного стройбизнеса, как в
случае с господином Басиным, считающимся на рынке совладельцем
"Инжтрансстроя", или же наемным менеджером, как в случае с господином
Вахмистровым, работающим в ЛСР. В первом случае проблемой является возможный
конфликт интересов, во втором — возможная независимость аппарата НОСТРОЯ, то
есть как раз то, что "диссиденты" из НОСО ставят в вину нынешнему аппарату.
В будущей деятельности НОСТРОЯ, в первую очередь в
системе техрегулирования и при уточнении СНиПов, таких деталей еще больше. Так,
до 2005 года процесс укрупнения строительных компаний в РФ сопровождался
созданием субхолдингов по производству стройматериалов. Действующие нормы, по
сути, приспособлены к их интересам — различия в технологиях и сертификации
создают преференции "внутригрупповому" производству и дискриминируют
иностранных поставщиков. Ряд групп, например "Интеко", в последние
годы активно меняют свою структуру и все в большей степени заинтересованы в
быстром импорте технологий и материалов; для девелоперов и крупных контракторов
на федеральном уровне отказ НОСТРОЯ от быстрого принятия системы европейских
норм (еврокодов) означает сложность привлечения иностранных субподрядчиков в
стройпроектах. Тем не менее для большинства компаний старые СНиПы "с
учетом национальных климатических особенностей" — надежная защита рынка от
внешних конкурентов.
Таких вопросов вокруг НОСТРОЯ десятки и сотни.
Неудивительно, что выборы президента НОСТРОЯ выглядят столь конфликтно: без
неуправляемого и довольно неприглядного снаружи демократического процесса
согласовать их невозможно.
Саморегулируемые организации в строительной отрасли
После отмены лицензирования в 2008 году, в том числе обязательного лицензирования в строительной отрасли, функции допуска компаний на рынок были переданы саморегулируемым организациям (СРО). Сегодня СРО контролируют наличие в компаниях соответствующих специалистов и выдают допуски на выполнение ответственных работ. Перечень видов деятельности, требующих допуска СРО, утверждается Минрегионом. СРО несет также страховые функции,— компании—участники СРО платят взносы (по 300тыс. руб.) в компенсационный фонд, средства которого расходуются на выплату компенсации третьим лицам, пострадавшим по вине члена СРО.
Национальные объединения СРО в строительстве
Национальные объединения частично унаследовали функции Росстроя. В соответствии с Градостроительным кодексом функциями нацобъединений является обсуждение и формирование предложений по госполитике в строительной сфере, представление интересов СРО перед исполнительной властью. Функциями нацобъединений является также контроль за деятельностью СРО и размещение средств компенсационных фондов в случае их ликвидации. В настоящее время в строительной отрасли действуют три нацобъединения: проектировщиков (НОП), изыскателей (НОИЗ) и строителей (НОСТРОЙ).
http://www.kommersant.ru/
фото: http://www.kommersant.ru/