17.09.2010 12:34:00
АЛЕКСАНДР ВАХМИСТРОВ, гендиректор ОАО "Группа ЛСР" и кандидат в президенты СРО НОСТРОЙ, рассказал корреспонденту "Ъ" АЛЕКСАНДРУ ГУДКОВУ о том, почему организация—преемник Росстроя должна активнее переходить на международные стандарты регулирования строительной деятельности, в первую очередь в госзакупках строительных услуг, и при этом не закрывать рынок для прихода на него иностранных строительных структур.
— Окружное совещание СРО в строительстве выдвинуло вас
кандидатом на пост главы НОСТРОЯ. С какой программой вы идете на выборы?
— Основные тезисы программы опубликованы на моем сайте. Вкратце назову основные
пункты. Прежде всего, необходимо как можно скорее, проще и оперативнее решить
проблему технического регулирования. Техрегламенты и СНИПы должны обеспечивать
внедрение современных материалов и новых технологий. В том числе в сфере
энергосбережения и так далее. Современные материалы дороже, но они качественнее
и окупаются при эксплуатации. Решение проблемы есть — строители должны
представить правительству предложения по изменению федерального закона
N94 "О госзакупках".
По крупным проектам можно сделать отсечку в 100 или 200млн руб., это
можно обсуждать, при госзакупках переходить на международную систему ФИДИК. Это
процедура и методика отбора подрядчиков, предусматривающая учет квалификации
участников конкурса и других практик, запрещенных законом "О
госзакупках". Ну и, наконец, необходимо обеспечить широкий информационный
обмен между СРО. Необходимо в каждом регионе создать некий общественный совет
из представителей региональных СРО, куда будет стекаться информация. Информация
о нарушениях при реализации закона о СРО, о выплаченных неустойках и
компенсациях, о некачественных подрядчиках. Эта информация должна быть
доступна, нужна обратная связь.
— Как вы относитесь к обсуждаемой в правительстве идее воссоздания Росстроя,
выделив ряд подразделений из Минрегиона?
— На мой взгляд, в сегодняшней ситуации восстановить Росстрой — неправильная
идея. Нужно форсировать разработку техрегламентов в области строительства,
существует Минрегион, это его задача. Создавать какое-то агентство без полных
полномочий министерства — это неразумно сегодня. Конечно, если помечтать,—
подчеркиваю, это не является моей программой, это мечта,— то, конечно, в нашей
стране должно быть министерство строительства или даже — строительства и
жилищной политики. Потому что вопросы предложения и спроса связаны, нужно
заниматься вопросами жилищного строительства.
Пока в Минрегионе обсуждаются только планы. На мой взгляд, делать это именно
сегодня не стоит. Сегодня надо с саморегулированием разобраться. Но если
правительством будет принято решение создать профильное министерство
строительства сегодня, то я буду только рад. Я верю, что в будущем такое
министерство будет создано. Оно должно заниматься технической строительной
политикой, привлечением новых технологий, созданием новых производств,
привлечением ресурсов, использованием механизма ГЧП, субсидированием процентных
ставок, техрегулированием и так далее. Кроме того, не надо забывать, что
государство является и крупнейшим заказчиком.
— На сегодняшний день российская система техрегулирования блокирует доступ на
российский рынок иностранных подрядчиков. На ваш взгляд, должна ли система
техрегулирования защищать российский строительный рынок?
— Нет, никому дорогу закрывать не надо. Не надо бояться прихода западных или
восточных компаний на российский рынок. Мы сами должны выходить на другие рынки
— это конкуренция, это сотрудничество. Недостатком сегодняшней системы
техрегулирования является отсутствие многих норм, а те, что есть, переписаны с
советских СНИПов и ориентированы на устаревшие технологии и материалы. Поэтому
сегодня все техрегулирование нужно двигать как можно ближе к регламентам общего
рынка, прежде всего европейского. Конечно, просто взять евростандарты,
перевести на русский язык и слепо применять — не получится, но
"причесывать" их под российские СНИПы тоже неправильно.
Тут речь не только о строительных нормах, их-то как раз можно применить и
западные: расчетные схемы и строительная механика едины для всех, и законы
механики никто не отменял. Тут еще много нормативов других ведомств —
санитарных норм, требований по инсоляции, пожарных нормативов. Это целый
комплекс проблем, и быстро решить их не получится. Но идти надо по этому пути —
синхронизируя западные строительные стандарты с требованиями других российских
ведомств, руководствуясь главным принципом: российская система техрегулирования
должна быть современна, соответствовать лучшим международным стандартам,
понятна и прозрачна для всех участников рынка.
Александр Гудков
http://www.kommersant.ru/
фото: Александр Коряков http://www.kommersant.ru/