07.09.2010 12:42:00
Вчера со скандалом был уволен гендиректор генподрядного холдинга "Трансстрой" Иван Кузнецов, возглавлявший компанию почти полтора года. Владелец холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска обвинил своего бывшего топ-менеджера в выводе из компании как минимум 337млн руб., откатах и кумовстве и уже направил заявление в Генпрокуратуру о возбуждении уголовного дела. Господин Кузнецов настаивает, что действовал в рамках устава "Трансстроя".
Вчера "Базэл" официально
сообщил об увольнении Ивана Кузнецова с поста гендиректора ООО "ПСК
"Трансстрой"" (головная структура генподрядного холдинга
"Трансстрой"). Новым руководителем назначен Алексей Баранцев, который
в декабре 2008 года возглавил корпорацию "Главстрой", объединившую
все строительные активы Олега Дерипаски. До этого Алексей Баранцев был
гендиректором "ГАЗа", работал в структурах "Русала".
"Акционером поставлена задача искоренить в
"Трансстрое" старые методы работы, основанные на выводе денежных
средств, откатах и кумовстве",— объяснил кадровые перестановки заместитель
гендиректора "Главстроя" Евгений Иванов. Другая причина увольнения
господина Кузнецова — в отрицательном балансе компании. "Акционера не
может устраивать то, что по итогам января—июля этого года
"Трансстрой" при выручке в 15,338млрд руб. получил убыток в
1,445млрд руб.",— пояснил господин Иванов. По его словам, в
"Трансстрое" будет проведен аудит всех контрактов, заключенных Иваном
Кузнецовым со всеми субподрядчиками. Евгений Иванов не исключает, что могут
последовать увольнения и других топ-менеджеров "Трансстроя".
Вчера же "Базэл" сообщил, что в
правоохранительные органы направлены материалы для возбуждения в отношении
Ивана Кузнецова уголовного дела по ч.4 ст.160 Уголовного кодекса РФ
(присвоение или растрата, совершенные организованной группой лиц). Эта статья
УК предусматривает лишение свободы от пяти до десяти лет с возможным штрафом до
1млн руб. или в размере дохода, полученного осужденным за последние три
года.
В предоставленной "Ъ" "Главстроем"
копии заявления в Генпрокуратуру РФ сообщается о двух фактах, которые, по
мнению заявителя, привели к хищению средств на общую сумму почти 337млн
руб. Так, в марте 2008 года Иван Кузнецов от имени ЗАО
"Инжтрансстрой" (входит в "Трансстрой") привлек в качестве
субподрядчика ЗАО "Экогазинформ" в проект по проектированию и
строительству железнодорожной ветки к Эльгинскому месторождению угля в Якутии.
(Заказчик — "Мечел", "Трансстрой" выступает
генподрядчиком.) За 194,4млн руб. "Экогазинформ" должен был
провести инжиниринговые работы, которые, по мнению "Базэла",
специалисты "Инжтрансстроя" могли выполнить без привлечения
субподрядчика.
По версии "Базэла", аналогичная ситуация
произошла и на другом проекте по строительству газового комплекса в порту
Усть-Луга Ленинградской области. В январе 2010 года господин Кузнецов привлек
субподрядчиком по этому проекту ООО "Фирма ИКЭМ", с которым был
подписан договор на 142млн руб. "Базэл" настаивает, что эта
сумма "многократно превысила среднерыночную стоимость аналогичных
работ". В своем заявлении "Базэл" утверждает, что Иван Кузнецов,
"действуя в сговоре с руководством ООО "Фирма ИКЭМ", вывел
денежные средства ("Трансстроя".— "Ъ"), которые
позже были перечислены на счета подставных фирм и присвоены
соучастниками". По данным "Главстроя", "Экогазинформ"
и фирма ИКЭМ контролируются Валентином Павлюченко (экс-замминистра
Миннефтегазстроя СССР) и членами его семьи.
В пресс-службе Генпрокуратуры РФ сообщили "Ъ",
что для регистрации заявления потребуется несколько дней, еще месяц необходимо
на проверку фактов, изложенных заявителем. "Но в случае с
"Трансстроем" ответ заявителю может быть дан раньше",— добавил
представитель ведомства.
Связаться с господином Павлюченко вчера не удалось.
Господин Кузнецов все обвинения в свой адрес опровергает. "Я действовал в
рамках устава компании",— заявил он "Ъ". Иван Кузнецов
утверждает, что разработанная фирмой ИКЭМ проектная документация по объекту в
порту Уст-Луга позволила "Трансстрою" выиграть контракт общей стоимостью
около 9млрд руб.
"Базэл" выкупил 50% "Трансстроя" у
основателя холдинга экс-министра транспортного строительства СССР Владимира
Брежнева в 2007 году, по оценкам экспертов, за $253млн. В 2008 году
"Базэл" стал единственным владельцем. "Трансстрой"
выступает подрядчиком ряда крупных олимпийских объектов в Сочи (строительство
дублера Курортного проспекта, грузового морского порта, комплекса по
переработке бытовых отходов), строит защитные дамбы в Санкт-Петербурге,
проектирует третью взлетно-посадочную полосу в Шереметьево.
Иван Кузнецов, работавший в "Трансстрое" с 2003
года и возглавивший его в марте 2009 года, один из немногих представителей
команды, сформированной еще Владимиром Брежневым. Источник "Ъ",
близкий к "Трансстрою", говорит, что кадровая рокировка в холдинге
связана с тем, что "Базэл" давно хотел освободиться от старой
команды. Между тем в последнее время "Трансстрою" не везет с
контрактами. Недавно Федеральная антимонопольная служба признала незаконным
проведенный в июле конкурс по выбору подрядчика для строительства круизного
центра в Сочи стоимостью 11,09млрд руб., где главным претендентом
значился "Трансстрой" (см. "Ъ" от 3 августа). Кроме того,
"Трансстрой" потерял в Сочи еще один крупный контракт на
12,7млрд руб. по строительству в Имеретинской долине инженерной и
дорожной сетей: в конце августа заказчик проекта ГК "Олимпстрой" не
допустил "Трансстрой" к итоговому отбору.
Халиль Аминов, Владислав Трифонов
http://www.kommersant.ru/
фото: http://www.kommersant.ru/