26.06.2010 12:23:00
Архитекторам предстояло решить, прежде всего, очень сложную
функциональную задачу: спроектировать комплекс, служащий одновременно и
железнодорожным вокзалом, и автостанцией. При этом в проекте изначально
следовало предусмотреть сценарии его постолимпийского использования – понятно,
что транспортный узел, который примет на себя основной пассажиропоток
Олимпиады, не может получиться маленьким и незаметным, но что делать потом со
столь масштабным инфраструктурным объектом? Заказчик – ОАО «РЖД» – в своем ТЗ
предусматривает (а архитекторы, соответственно, обязаны найти способ воплотить
эти замыслы в объеме), что впоследствии вокзал «Олимпийский парк» будет
обслуживать поезда дальнего следования, с количеством которых в высокий сезон
не очень справляется существующий вокзал Сочи, а также развивать пригородное
сообщение с близлежащей Абхазией. Не секрет, что сегодня это одно из самых
востребованных туристических направлений – море почище, цены пониже, мандарины
послаще, – но пока добраться до Абхазии могут только те, кто водит машину или
рискует прибегать с услугам лихих таксистов. Подробно прописана в ТЗ и вся
сопутствующая крупному междугороднему вокзалу инфраструктура: система хранения
багажа, гостиница, рестораны, необходимые сервисы, – и их «Студии 44» также
предстояло максимально рационально разместить в структуре комплекса. Стояла
перед архитекторами и амбициозная эстетическая задача – главный вокзал Олимпиады
по определению не может быть серым и унылым, а значит, все многообразие функций
следовало упаковать в максимально эффектную и долговечную обертку.
Никита Явейн вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа
места строительства будущего вокзала. Участок, выделенный под эти цели,
расположен прямо за Олимпийским парком (которому вокзал, как не сложно
догадаться, и обязан своим названием), то есть примерно в полутора километрах
от моря. В этом месте ландшафт Сочи резко меняет свой равнинный характер и
устремляется в горы: будущая стройплощадка фактически представляет собой
террасированный склон, перепад между «ступенями» которого составляет около 6
метров. «Мы понимали, что расположение вокзала над Олимпийским парком не только
выигрышно, но и чрезвычайно ответственно, – рассказывает архитектор. –
«Транспортные ворота» можно сравнить с воронкой, из которой в дни Олимпиады в
парк хлынут людские потоки. Так мы и решили трактовать наш вокзал – как волну,
как реку».
Облицованные серо-голубым цинко-титановым покрытием дебаркадеры действительно
напоминают потоки воды, однако если это и река, то повернутая вспять. Потому
что распростертые над Олимпийским парком крылья навесов, соприкасаясь друг с
другом, неожиданно разворачиваются на девяносто градусов (строго говоря,
образуют в прямом смысле узел) и вырываются вперед, к морю, образуя козырек,
как будто собранный из нескольких лент, трепещущих на ветру. Тему
стремительного проникновения подхватывает широкая белокаменная лестница,
ведущая от вокзала к парку, – функционально она служит кровлей для автостанции,
а эстетически придает всему сооружению торжественность и помогает вписать его
не только в существующий ландшафт, но и в архитектурный контекст курортного
города. «У лестницы есть и еще одна важная роль, – добавляет Никита Явейн, –
она призвана задержать прибывающих пассажиров на какое-то время – в противном
случае пиковая нагрузка окажется критичной и для входной зоны олимпийского
комплекса, и для Олимпийского парка в целом. Этой же цели служит и
привокзальная площадь на платформе с отметкой +6,3 м над уровнем моря. Она
предназначена только для пешеходов и трактована как место встречи, обширное
публичное пространство перед входом в Олимпийский парк. Праздничный,
торжественный характер этой площади подчеркивают элементы благоустройства:
фонтаны, скульптура, башня с часами и т.д.».
Существующие перепады высот архитекторы использовали максимально эффективно.
Во-первых, разведены транспортные потоки: под пешеходной площадью (условно
говоря, в самом низу) размещено автобусное сообщение (частично носящее
временный характер, после Олимпиады оно будет ликвидировано) и вестибюль
пригородного вокзала, уровнем выше – железнодорожные платформы и вестибюль
вокзала дальнего следования. Во-вторых, само здание спроектировано как система
видовых площадок: панорамный ресторан на отметках +10,50 – +11,12 м,
распределительный зал вокзала дальнего следования на отметке +14,4 м и,
наконец, зал ожидания на отметке +18,6 м. Каждый видовой уровень опоясан широкими
террасами, с которых Олимпийский парк виден как на ладони, что позволит
пассажирам легко сориентироваться в пространстве.
В композиции вокзального комплекса нельзя не отметить и сильное сходство с
эмблемой РЖД – правда, не нынешней, а той, что появилась еще в советское время
и просуществовала до 2007 года, – знаменитым крылатым колесом («птичкой»).
Никита Явейн – искусный мастер по созданию многослойных архитектурных образов
(достаточно вспомнить хотя бы бизнес-центр «Линкор», в котором можно усмотреть
аллюзии и на творения Ле Корбюзье, и на пришвартованную по соседству «Аврору»)
и свое намерение увековечить в объеме полюбившийся символ не скрывает. Узел,
«птичка», река, волна – все это в равной степени относится к зданию нового
железнодорожного вокзала Сочи. Впрочем, своей главной творческой удачей
архитекторы считают то, что масштабный комплекс удалось органично вписать в
существующий ландшафт, подчеркнув характер и достоинства последнего.
Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/