Нужен ли Сити

22.06.2010 12:51:00

Петербург, четвертый по численности город Европы после Москвы, Лондона и Парижа, до сих пор не имеет не только своего Сити, но и поддерживаемого правительством проекта его строительства. Об этом говорили участники дискуссии «Петербургский Сити. Варианты создания нового делового центра города на базе существующих проектов», проведенной РБК daily в рамках проекта «Будущий Петербург» совместно с Высшей школой менеджмента Санкт-Петербурга и городским комитетом по строительству.

«Мы не имеем в городе инфраструктурной компоненты, которая была бы кластером притяжения талантливых молодых людей из близлежащих регионов, из России и со всего мира. Если мы не хотим, чтобы Санкт-Петербург был всего лишь одним из 15 российских городов-миллионников, создание делового центра является нашим стратегическим приоритетом», — уверен декан Высшей школы менеджмента СПбГУ Валерий Катькало.

Противники идеи немедленного начала работы над проектом петербургского Сити аргументируют свою позицию следующим образом. За последние полтора десятилетия в городе сам собой сложился «распределенный» центр деловой активности — бизнес-центры, разбросанные по разным районам города. А создание дислоцированного Сити сегодня, на этапе экономической рецессии, несвоевременный вопрос. «Чтобы иметь деловой центр, нужно как минимум иметь дело. Хорошо если к 2015 году мы вернемся на уровень докризисной деловой активности. А дальше, говорят, будет новый кризис. Сначала надо определить, не что мы будем строить, а для кого», — возражает генеральный директор «Механобр-Техника» Леонид Вайсберг.

С количественной точки зрения острой нужды в строительстве дополнительных объектов деловой недвижимости в Санкт-Петербурге нет. «Действующих бизнес-центров класса A и B в городе более 2 млн кв. м. Если посчитать класс С, то площадей будет еще больше, около 3,5 млн кв. м. Заполняемость колеблется в диапазоне 50—80%», — поясняет вице-президент ХК «Империя» Елена Смотрова. Однако, по мнению сторонников развития проекта Сити, интересы операторов действующих центров не могут быть определяющими при решении стратегически важных для города вопросов. Количество петербургских офисных центров не переходит в качество. «Если мы сможем осуществить проект петербургского Сити, то те, кто туда сядет, — компании с мировым именем, средний или малый бизнес — найдутся. Потому что в городе достаточно устаревших бизнес-центров, инфраструктура которых не отвечает потребностям растущего современного бизнеса. Многие компании работают далеко не в лучших условиях», — считает генеральный директор холдинга МКД Юрий Воропаев.

Председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко считает, что возведение новых офисных зданий сформирует благоприятный деловой климат. «Когда все запланированные деловые центры будут построены, окажется, что процент их заполняемости невысок — 40%, как в Берлине, а не 70%, как в Лондоне. Это приведет к снижению арендной платы, которая сейчас в Петербурге явно завышена. В Берлине арендатор платит 250 евро в месяц за 1 кв. м в бизнес-центре класса А».

Влияние на ценообразование — одна из определяющих функций Сити, которая достигается концентрацией 7—8% городской деловой недвижимости на одной территории. Другим обязательным условием, как показывает мировой опыт, является изначальная невысокая стоимость земли, на которой строится Сити. «В интересах бизнеса, затевающего такие проекты, осесть на уже существующую инфраструктуру, транспортные потоки и потоки людей. Интерес городского правительства противоположен — вытеснить строителей Сити за рамки существующей инфраструктуры и заставить развивать депрессивные районы», — отмечает Вячеслав Семененко.

Но ментальность российских деловых кругов такова, что мало кто из крупного бизнеса согласится вынести свой головной офис на периферию города. «Идеальным местом мог бы стать район, не совпадающий с центром Петербурга, так как там масштабное строительство невозможно в силу большого числа ограничений, но географически близкий к нему», — считает исполнительный директор ОДЦ «Охта-центр» Александр Бобков.

В городе сейчас развивается четыре проекта, отвечающих этому требованию. Это «Охта-центр», «Морской фасад Санкт-Петербурга», «Невская ратуша» и «Экспофорум» (деловая зона «Пулково»). Причем говорить о концентрации значительного объема деловой недвижимости в одном месте можно только в отношении первых двух: «Невская ратуша» с 360 тыс. кв. м офисных площадей претендует скорее на звание делового квартала, чем Сити, а «Экспофорум» задуман как конгресс-центр, что отличается от классической деловой зоны.

Однако ни «Морской фасад», ни «Охта-центр» не соответствуют наиважнейшему критерию делового центра современного города — они не обеспечены развитой транспортной инфраструктурой. В перспективе транспортная доступность расположенных на этих территориях офисов будет зависеть от строительства Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля, линии метро на намывные территории Васильевского острова, новых мостов через Неву. Другими словами, от того, выполнят ли петербургские власти свои планы и обещания. «Надо в короткое время закончить дискуссии о месторасположении делового центра города. Городским властям нужно определиться с местом и развивать его конкурентные преимущества», — уверен Александр Бобков.

Елена Денисенко

http://www.rbcdaily.ru/

фото: http://4stud.org/


    Была ли полезна информация?
  • 753
Автор: @ВесьБетон