16.06.2010 12:36:00
Корпорацию "Трансстрой" Олега Дерипаски лишают подряда на 2,99 млрд руб. по строительству второй очереди грузового порта в Сочи, незаменимого для олимпийской стройки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала итоги конкурса по нему недействительными — одному из претендентов на контракт было незаконно отказано в участии, а сам "Трансстрой" предоставил не весь пакет документов. "Трансстрой" уже построил первую очередь порта, но она была смыта штормом в декабре прошлого года.
В начале июня ФГУП
"Росморпорт" провело запросы котировок на выполнение двух контрактов
по разработке документации и строительству в Сочи грузового порта в устье реки
Мзымта с дальнейшим созданием здесь инфраструктуры для яхтинга. Общая стоимость
этих контрактов составила 2,99 млрд руб., а победителем стало ЗАО
"Инжиниринговая корпорация "Трансстрой""
("Инжтрансстрой"; входит в холдинг "Базэл" Олега
Дерипаски). Сразу же после торгов проигравший участник, ОАО "48 Управление
наладочных работ" ("48 УНР"; по данным
"СПАРК-Интерфакса" на январь 2010 года, 100% акций этой компании
принадлежит Росимуществу), подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу,
прося признать итоги запроса котировок недействительными. Вчера поздно вечером
с представителями "48 УНР" связаться не удалось. Но, как говорится в
жалобе компании (имеется в распоряжении "Ъ"), котировочная комиссия
отказала "48 УНР" в допуске к участию на размещение контракта,
сославшись на отсутствие у подрядчика разрешения проведения капитального
строительства и на опыт возведения особо опасных и технически сложных объектов.
Хотя весь пакет документов, запрашиваемых котировочной комиссией, "48
УНР" предоставило, говорится в жалобе. Эта компания строила, в частности,
инфраструктурные объекты на космодроме Плесецк. Более того, как следует из
протокола заседания котировочной комиссии, "48 УНР" на 9% ниже цены,
предложенной "Инжтрасстроем".
Вчера ФАС признала, что "48 УНР" было незаконно
отказано в доступе к запросам котировок и заказчику работ — ФГУП
"Росморпорт" предписано отменить ранее утвержденные протоколы
котировок, сообщил "Ъ" начальник управления контроля размещения
госзаказа Михаил Евраев. Он добавил, что, в свою очередь, ЗАО
"Инжиниринговая корпорация "Трансстрой"" предоставило не
весь пакет документов, соответственно, его участие в запросе котировок признано
незаконным. Один из чиновников ведомства говорит, что теперь эти спорные
контракты будет выполнять "48 УНР". В "Трансстрое"
отказались от комментариев, сославшись на то, что пока не получили официального
уведомления от ФАС.
Строительство грузового района в устье реки Мзымта для
транспортировки грузов для олимпийского строительства ведут ФГУП
"Росморпорт" и "Базэл" в форме государственно-частного
партнерства. Проектная мощность перевалки — 5 млн тонн. Строительство первой
очереди мощностью 2 млн тонн должно было быть завершено в 2009 году, в 2010
году порт должен был начать полноценную работу. Общая стоимость проекта для
"Базэла" — 5,9 млрд руб., из них в 2009 году должно было быть освоено
4,3 млрд руб. Еще 6 млрд руб. вложит в проект бюджет.
Для строительства своей части порта "Базэл"
привлек тот же "Инжтрансстрой". Первая очередь порта мощностью 2 млн
тонн грузов должна была заработать в начале 2010 года. Но шторм в шесть баллов,
который был зафиксирован в Имеретинской бухте Сочи, нанес серьезный ущерб
строящемуся порту. Так, пострадали защитные гидротехнические сооружения,
инфраструктура причалов, смыта в море строительная и перегрузочная техника (см.
"Ъ" от 16 декабря 2009 года). Тогда эксперты оценили ущерб,
нанесенный строительству порта, в $60 млн. Источники "Ъ" в
"Базэле" отмечают, что больше всего пострадали объекты, строящиеся на
деньги бюджета, а потери частных инвесторов составляют 20-30 млн руб.
Из-за отсутствия портовой инфраструктуры страдают и
застройщики олимпийских объектов в Сочи. "Из-за отсутствия нормально
функционирующего грузового порта в Сочи — проблема с завозом стройматериалов,—
говорит представитель одной из генподрядных компаний, строящих в Сочи
спортивные сооружения.— Если эта проблема не будет решена в ближайшее время, то
застройщики едва ли успеют в срок построить большую часть спортивных и
инфраструктурных объектов к Олимпиаде-2014". На прошлой неделе
вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что сейчас власти России обсуждают с
турецкими коллегами возможность реализации нового проекта по созданию в Турции
логистического центра по перевалке грузов взамен порта в Сочи. "Нам пока
непринципиально, какой будет порт. Сейчас нужно быстро принимать решение по
вопросу перевалки грузов",— объяснил это решение вице-премьер.
Анна Пушкарская, Халиль Аминов
http://www.kommersant.ru/
фото: http://www.kommersant.ru/