14.06.2010 08:42:00
«Архитектура
будущего» открывает цикл культурологических дискуссий под общим названием
«Настоящее будущего», который Немецкий культурный центр им. Гете и издательство
«Новое Литературное Обозрение» будут проводить в течение полутора лет в
знаменитой Большой аудитории Политехнического музея. Своеобразным прологом к
нынешней теме можно считать недавний приезд Вернера Зобека на Вторую Московскую
биеннале архитектуры, где немецкий инженер представил выставку «Эскизы
будущего», посвященную инновационным строительным материалам и возможностям их
использования в архитектуре.
Одним из главных экспонатов этой выставки, наряду с образцами материалов, стал
House R-128 – собственный дом Вернера Зобека, который тот считает воплощением
своих представлений об архитектуре будущего. Дом представляет собой лаконичную
полностью прозрачную башню, наружные стены и внутренние перегородки которой
выполнены из тройных стеклопакетов высочайшего качества. Единственное, что
скрыто от глаз случайного прохожего, – это два туалета и душ (они закрыты
алюминиевыми каркасами), а также кровати в спальнях, укутанные
светонепроницаемыми пологами. Все строительные материалы, использованные при
создании этого дома, полностью безвредны для окружающей среды и могут быть
подвергнуты вторичной переработке. Электричество производится солнечными
батареями, а управление домом осуществляется при помощи датчиков движения и
голосовых команд. Интересно, что внутренние помещения дома при этом не просто
имеют свободную планировку, но могут менять свою конфигурацию в зависимости от
пожеланий хозяев. В частности, ванную Зобек может перемещать вдоль любой из
стен – например, ради того, чтобы, купаясь, наблюдать красивый закат.
Представляя свое жилище в Большой аудитории Политехнического музея, инженер
подробно остановился на вопросах эргономики, технологичности и
энергосбережения. Конечно, пришлось автору отвечать и на вопрос о том,
насколько удобно жить в абсолютно прозрачном объеме. Нужно сказать, что Вернер
Зобек не считает жизнь за стеклом чем-то неестественным. «Кто-то любит жить в
футляре, а кто-то в гнезде. Я люблю свой дом, а сквозь прозрачный фасад могу
наблюдать за тем, как меняется природа. Я стал, как зверь, приспосабливаться к
ритмам природы, по оттенку света научился определять время суток и время года!»
Впрочем, это не значит, что будущее архитектуры (в том числе частной), по
мнению инженера, исключительно за прозрачными сооружениями. «Было бы ужасно,
если б у нас воцарился какой-то моностиль», – убежден Вернер Зобек.
Единственное, что он считает обязательным и всегда реализует в своих проектах,
так это соответствие здания «правилу трех нулей»: ничего не выбрасывать в
атмосферу, не потреблять, а производить энергию, не оставлять строительный
мусор ни при сборке, ни при сносе.
Архитектура Вернера Зобека, без сомнения, могла бы претендовать на роль
идеального воплощения идей и технологий жилья будущего, если бы… не ее
стоимость. Увы, но все, что строит инженер Зобек сегодня, одинаково сильно
потрясает и своим высококлассным дизайном, и запредельно высокой ценой.
Подобные технологические изыски сегодня могут позволить себе разве что крупные
корпорации, но никак не частные лица и даже не государство как заказчик
социального жилья. «Для Вернера Зобека здания – это самолеты, как по своему
техническому уровню, так и по стоимости, – заметил в ходе дискуссии Сергей
Чобан. – И здесь возникает вполне закономерный вопрос: единственный ли это
способ делать архитектуру будущего?»
Немецко-российский архитектор считает, что у «зеленой» архитектуры есть три
пути развития: бионическая, технологическая (как у Зобека) и с сохранением
традиционной формы при высочайшем качестве исполнения. Сам Чобан выбирает
последний вариант, как наиболее проверенный временем и эстетически
состоятельный. «Твое здание красиво? – Не знаю, оно «зеленое», – вот как
сегодня рассуждают современные архитекторы, но такие дома вряд ли станут домами
будущего», – считает Сергей. По его мнению, архитектура будущего – это та, что
красиво стареет, но не дряхлеет. Примерами могут служить и классические здания,
и постройки XX века, как, например, жилой дом основоположника промышленной
архитектуры Петера Беренса. Реставраций фасадов последнего в Берлине несколько
лет назад занималось бюро Сергея Чобана и теперь с удовольствием представляет
этот объект 1932 года постройки как пример «зеленой» архитектуры с эффективным
соотношением проемов и двойным фасадом, благодаря чему здание и без солнечных
батарей на крыше весьма экономно потребляет энергию. А вот большинство
современных зданий, начиная с произведений модернизма 1960-х годов и заканчивая
высокотехнологичными сооружениями последних десятилетий, уже морально устарели,
так и не успев стать будущим, считает Сергей Чобан. «То здание, в котором
расположен наш берлинский офис, в 1990-е считалось невероятно прогрессивным, –
заметил Чобан. – Но всего за 15 лет оно «одряхлело». А разве 15 лет – это срок
для архитектуры? Рядом стоят дома позапрошлого века – они никогда не были
шедеврами, но они симпатичны».
Идеальной моделью создания жилья будущего, по мнению Сергея Чобана, является
та, при которой 90 процентов внимания архитектора уделяется технологиям, но 10
– обязательно эстетике. Под эстетикой соавтор двух московских новостроек – офиса
компании «Новатек» и жилого дома в Гранатном – понимает, прежде всего, качество
проработанной поверхности и материалов: «У дома в Гранатном переулке, например,
есть плоскости, которые способны воспринимать старение. Это позволит ему и
завтра быть зданием, а не модной коробкой».
При ближайшем рассмотрении, впрочем, оказывается, что упрек в высокой стоимости
применим не только к стеклянным домам Вернера Зобека, но и к «традиционной»
архитектуре Чобана. Впрочем, Сергей Чобан считает, что правильное отношение к
поверхности и материалу уместно и при работе с районами массового жилья, где
использование типовых (но качественных!) проектов существенно удешевит их
реализацию. Вернер Зобек же убежден в том, что человечество сможет поставить на
поток и производство стеклянных домов, если научится повсеместно использовать
энергию солнца. Правда, о том, сколько же все-таки стоит сегодня жить в таком
доме, как у инженера Зобека, докладчик тактично умолчал.
Надо заметить, что оба архитектора, отвечая на вопросы модератора дискуссии
Алексея Муратова, проявили себя достаточно сдержанными футуристами. В то время
как ученые предсказывают, что в ближайшие 20-30 лет человечество осуществит
переход на новые источники энергии, Сергей Чобан и Вернер Зобек склонны
оценивать перспективы развития архитектурного процесса куда более сдержанно.
Например, оба они считают фантастикой изобретение принципиально иных форм
пространства. «Думаю, в ближайшие 1000 лет человек будет все так же
предпочитать находиться в вертикальном положении», – пошутил Зобек. Не пойдет
архитектура и по пути исключительной медийности, во всяком случае на это очень
надеется Сергей Чобан, поскольку, по его мнению, это сделает срок жизни зданий
чрезвычайно коротким. Города, по мнению архитекторов, по-прежнему будут
развиваться компактно, а не по принципу города-сада, поскольку, как заметил
Чобан, только определенная плотность создает социальный комфорт и социальный
контроль, необходимые для существования города. Кроме того, в ближайшие 20-30
лет люди продолжат строить небоскребы. Во-первых, потому что здания такого типа
еще не исчерпали свой потенциал, считает Зобек. А во-вторых, потому что
«человек – иррациональное существо и будет строить не из соображения экологии,
а потому что всегда найдется тот, кто захочет выделиться за счет другого», –
считает Чобан. Но, пожалуй, самым провокационным можно считать прогноз Чобана о
том, что в будущем не будет музеев, в частности, музеев современного искусства:
«Это самые неэффективные сооружения: огромные пространства, гигантские
энергетические затраты и ноль информации».
Наиболее заметные перемены, по мнению обоих участников дискуссии, ожидают не
городскую среду, а саму профессию градостроителя. Уже сегодня зодчество
постепенно замещается инженерией, и архитектор вытесняется из процесса
проектирования. Вернер Зобек считает, что этот процесс еще больше усложнится, в
том числе и за счет представителей новых специальностей, но не верит, что все
эти люди когда-нибудь смогут обойтись без архитектора вовсе. Сергей Чобан же
убежден, что со временем архитекторы переквалифицируются из менеджеров в
режиссеров, умеющих работать с большой командой профессионалов как с единым
организмом и чрезвычайно ответственно подходящих к выбору партнеров по созданию
здания будущего и его воплощению в жизнь.
Наталья Коряковская
http://agency.archi.ru/
Фото: http://agency.archi.ru/