23.05.2010 09:21:00
Принципиальное решение о том, что Россия будет участвовать в
«ЭКСПО-2010», было принято больше четырех лет назад, однако конкретные работы
по его реализации начались лишь в 2008-м. Тогда ОАО «ГАО «Всероссийский выставочный
центр» и компания Mirax Group провели архитектурный конкурс на лучший
проект национального павильона. В состязании приняли участие 23 команды, 5 из
них – Bureau Moscow, ПТАМ Михаила Хазанова, TOTEMENT/PAPER, бюро Бориса
Бернаскони и АБ «Остоженка» – были затем приглашены к участию во втором туре, а
в финал вышли проект под названием «Россия» Бориса Бернаскони и концепция
«Буян-град» TOTEMENT/PAPER (главный архитектор – Левон Айрапетов).
Предполагался и третий тур, в котором финалисты должны были доработать свои
предложения и ответить на вопросы и практические замечания членов жюри, однако
из-за кризиса и внутренних разногласий организаторов он так и не состоялся. В
начале прошлого руководство ВВЦ объявило о том, что проектирование российского
павильона поручено бюро TOTEMENT/PAPER, и в то время, когда все
страны-участницы уже начинали строить свои экспозиции, российские архитекторы
взялись сделать почти невозможное – за предельно короткие сроки доработать
проект и создать сооружение, которое достойно представит страну на Всемирной
выставке. Задача казалась невыполнимой, и многие критики заранее предрекали
России грандиозный провал, язвительно называя Шанхай вторым Ванкувером, но к
чести и организаторов экспозиции, и особенно архитекторов павильон получился
ярким и многофункциональным комплексом, достойно представляющим нашу страну на
«ЭКСПО-2010».
Нужно сказать, придуманный TOTEMENT/PAPER павильон изначально представлял собой
ансамбль из более чем десяти башен, однако их роль в общей композиции сооружения
за прошедшие с момента конкурса два года менялась не раз. В частности,
изначально архитекторы трактовали экспозицию как трехчастное пространство,
состоящее из парка на уровне земли, общей для всех доминант кровли и пустоты
между ними. Основания башен были облицованы деревом и зарывались в почву,
символизируя корни великой державы, верхняя платформа объединяла их завершения
и являла собой торжество современных конструкций и технологий, а свободное
пространство между зеленым полом и потолком, окруженное со всех сторон башнями,
и становилось тем городом в миниатюре, в котором проживает современный человек.
Эта концепция не только хорошо отвечала девизу «ЭКСПО-2010» «Лучше город –
лучше жизнь», но и отражала ключевые для обеих культур архетипы о мироустройстве:
китайская триада Земля, Человек, Небо – «Тайцзи» – совпала с представлениями
древних руссов о Матери-Земле и Отце-Небе, которые и создали в пустоте между
собой все сущее. Отсылал российский павильон и к образу огромной, бескрайней
страны, на территории которой живет множество народов, бережно сохраняющих свои
традиции, – каждая из башен была украшена национальным декором. Проект
TOTEMENT/PAPER привлек жюри лаконизмом и при этом многозначностью композиции,
однако у экспертов возникли вопросы, насколько реализуема предложенная
архитекторами конструкция. Так у проекта появился консультант – всемирно
известное инженерное бюро ARUP, подтвердившее его «состоятельность».
Когда архитекторы начали работать со сценографами, между двумя платформами
появился кубический объем площадью 1000 квадратных метров с залами для
экспозиций. Вся его передняя плоскость была разбита на 1103 части – по
количеству городов России, причем каждому городу отдана площадь в зависимости
от количества жителей. Каждая из площадей превращалась в экран, на
который должен был проецироваться фильм о городе, и фасады куба таким образом
становились гигантским зеркалом, отражающим «Настоящее» России. Позже эта идея,
к сожалению, была признана слишком затратной и сложной, но метафора о фасаде как
зеркале в проекте уцелела – объем основного экспозиционного зала снаружи
облицован пластиковыми панелями с зеркальным эффектом. Тонкие и подвижные, они
колышутся при каждом дуновении ветра и делают куб, притаившийся в объятиях
двенадцати башен, похожим на живое и хрупкое существо.
Трехчастность, таким образом, осталась основой композиционного решения
Российского павильона. Он состоит из трех основных элементов: блока из
двенадцати L-образных бело-золотых башен, куба, имеющего габариты 50х50 метров,
и внутренней инсталляции «цветочный город», посвященной взгляду детей на
будущее современных городов. Башни выстроены по периметру участка таким
образом, что все буквы L своими «ножками» обращены к его центру – на их
основаниях и лежит объем основного экспозиционного зала. План павильона сами
архитекторы сравнивают с солнцем и корнями «Мирового дерева» древних славян, на
ветвях которого покоятся небеса жизни. Башни же, имеющие
ультрасовременные ломаные формы и бело-красно-золотой декор, с одной стороны, отсылают
к историческим образам русской архитектуры (завершение одной из них
недвусмысленно напоминает купола Собора Василия Блаженного), а с другой
символизируют быстрорастущие современные мегаполисы с их небоскребами
нелинейной архитектуры. Самым же главным элементом «настоящего» в павильоне,
пожалуй, следует считать природный парк с лужайками и водоемами – какой бы ни
была цивилизация, она возможна лишь в гармоничном союзе с природой, и этот союз
архитекторам удалось продемонстрировать.
Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/