22.05.2010 12:18:00
Накануне специально созданная рабочая группа представила в Смольный полный отчет по результатам экспертизы дома на Косыгина, 17, на котором 13 мая начала отваливаться облицовка. По этому поводу сегодня провел брифинг начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга Александр Орт.
«Данная конструкция предусматривает сочетание трех видов материалов: металл, кирпич и пенобетон, — пояснил Орт. — Было выяснено, что коэффициент линейного расширения у этих материалов разный, поэтому в стыках их примыкания друг к другу при сильной жаре после суровой зимы началось неравномерное расширение. В процессе деформации самым «слабым» материалом оказался отделочный кирпич, который и начал отваливаться».
Орт заявил, что в результате лабораторных исследований также выяснилось, что при строительстве был применен кирпич меньшей марки, чем было заложено в проекте. Однако, кто в этом виноват — строители или поставщики материала, — установить пока не удалось: при сдаче дома Госстройнадзору были предоставлены «правильные» документы и сертификаты.
Госстройнадзор «открещивается»: в 2004 году в соответствии с постановлением правительства РФ был отменен надзор и контроль за строительными материалами. С тех пор качество этих материалов — всецело на совести лица, выполняющего строительство. Стройнадзор проводит только итоговую проверку сертификатов и документов — по словам Орта, в данном случае они соответствовали нормам.
Да, и вообще, как сказал эксперт, «не надо подводить проблемы эксплуатации зданий под проблемы строительства». «По правилам, как только дом передан в эксплуатацию, эксплуатирующая организация должна проверять и обслуживать свой дом не менее двух раз в год», — объяснил специалист.
Кто будет платить за обновление фасада дома на Косыгина, в данном случае — вопрос риторический. Дело в том, что фирмы-застройщика уже... не существует. Компания «Источник-строй» сейчас проходит процедуру банкротства.
«Сейчас рано говорить о том, за чей счет будет восстановлена облицовка дома на Косыгина, — комментирует Орт. — На совещании в Смольном ТСЖ было предложено обратиться с иском, прежде всего, к проектной организации, которая, к счастью, еще существует. А также к банкротному управляющему. В свою очередь, к губернатору будет составлено обращение о выделении необходимых средств из резервного фонда с последующим возмещением этой суммы виновной стороной».
Ситуация на Косыгина, 17 — не единственный случай в Петербурге, где кирпичи с высоты 10-ти этажей падают на головы прохожих. Видимо, опять-таки из-за жары — примечательно, что в северной столице любят все списать на форс-мажорные обстоятельства — посыпалась облицовка на Нарвском пр., 14. Чуть позже стало известно об аналогичной ситуации на Новоколомяжском, 11.
Эксперты засуетились: за неделю был составлен список домов, где применялась подобная вышеописанной облицовка фасадов. Туда вошли 20 домов, половины их застройщиков также уже не существует. Правда, по словам Орта, «где были проблемы, везде проведены необходимые мероприятия».
Впрочем, судя по всему, в Петербурге гораздо больше домов, сданных за последние годы, и уже вызывающих серьезные опасения. Так, к Пятому каналу обратились жильцы дома на Торжсковской, 13, пожаловавшись на нерадивых застройщиков. По словам жильцов, у них так же с фасада падает облицовочный кирпич, а в подъездах «вспучивается» керамическая плитка на полу. Но гарантийный срок в пять лет уже закончился, и строители «умыли руки». На этот вопрос Орт отвечает: Торжковская в списке не значится.
Люди, которые заплатили за свои квартиры в новых домах по 60-80 тыс. рублей за квадратный метр, справедливо вопрошают: кто виноват и что делать?
На это начальник петербургского Госсстройнадзора отвечает: «В Петербурге нет никакой чрезвычайной ситуации и «эпидемии» с обрушением облицовки жилых домов. Те случаи, о которых говорится в прессе, — это локальные моменты, происходящие во время резкой смены теплового режима».
По мнению эксперта, никакой угрозы для населения этих домов нет, поэтому общество и СМИ не должны нагнетать обстановку с состоянием жилых домов в Петербурге. Журналисты спрашивают: «Своими глазами видели трещины на Косыгина, 17 трещины в квартирах и в шахте лифта». Но и тут Орт невозмутим: «Сейчас все будут жаловаться и вызывать СМИ: «А вдруг и мне что-то перепадет?!» У меня тоже трещина в стене, у соседей — трещина. И что? Это ведь могут быть просто последствия усадки дома».
«Комиссия и специалисты во всем разберутся», — заметил Орт, отведя на брифинг не более получаса. Его пресс-секретарь объяснила это тем, что «Александру Ивановичу нужно срочно уехать».
По наблюдениям журналистов, разбираться с падающими кирпичами специалисты явно не спешат. В коридоре Госстройнадзора во время брифинга ощущался запах салатов. Видимо, там готовился какой-то праздник.
Наталия Буш
http://www.rosbalt.ru/
фото: maps.yandex.ru, Косыгина, 17