16.05.2010 09:24:00
Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с
использованием дерева – была учреждена осенью прошлого года. Генеральным
партнером проекта выступает компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный
дистрибьютор компании HONKA), соорганизатором – PR-агентство «Правила Общения».
Заявив о своих принципах выставкой «Новое деревянное 1999-2009» в Музее
архитектуры в октябре 2009 года, премия начала сбор заявок, в марте он был
закончен, а на прошлой неделе Экспертный совет определил шорт-лист. Кроме
профессионального жюри, к выбору лучших проектов приглашаются все желающие:
голосование открыто на сайте www.archiwood.ru. О том, с
чем премия выходит на финишную прямую, рассказывает ее куратор Николай Малинин:
«Премия АРХИWOOD – как гласит Положение – учреждена ради «пропаганды
современной архитектуры (рациональной, экономичной, экологичной, остроумной) и
дерева – как идеального материала для создания таковой». Выставка в МУАРе не
только продемонстрировала наличие такой архитектуры в России (здесь было
собрано лучшее за 10 лет), но и явилась своеобразным камертоном для премии. Мы,
конечно, беспокоились: будет ли такая архитектура продолжаться в кризисные
времена и найдутся ли ее образцы за пределами Московской области. Но реальность
превзошла ожидания: на Премию было подано 145 заявок!
Правда, часть их составили объекты, уже представленные на выставке в МУАРе, но
это не противоречит Положению: премия – ежегодная, а за нижнюю хронологическую
границу был принят март 2009 года. И отнюдь не эти работы составили
впечатляющую географию премии. Помимо вполне ожидаемого участия Ленинградской и
Нижегородской областей, Краснодарского края (архитектурных форвардов России),
на Премию АРХИWOOD были поданы заявки из Иркутской, Астраханской, Челябинской,
Тверской, Костромской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Новосибирской
областей, Алтайского края и из республики Татарстан. Есть в конкурсе и special
guest из Риги – он, правда, very special, ибо автор этого проекта – московский
архитектор Тотан Кузембаев.
Наверное, наше удовлетворение такой широтой охвата выглядит несколько
по-советски, но это и было первой задачей АРХИWOOD: достучаться до регионов,
узнать, что там происходит, найти неизвестные шедевры и неоткрытые таланты. А
по-настоящему приятно, что качество присланных работ – в основном, весьма
высокое. Чего стоят гостиница в городе Выкса (бюро «ДА»), объект «Не знаю»
(Алексей Томилов), дом на Волге (бюро BERNASKONI) или дача в станице Издревая
Новосибирской области (Андрей Чернов)! А нижегородское бюро «ДА» (Зоя Рюрикова
и Михаил Ногинов), представившее также автобусную остановку в поселке Зеленый
город и «Водную чайную» на Алтае, стало для большинства членов Совета подлинным
открытием. Все вышеперечисленные объекты, как и весь вообще материал,
составивший лонг-лист, будут доступны на сайте Премии – даже в случае, если
объект не прошел в шорт-лист.
Не взирая на восторги куратора, Экспертный совет был строг. Судили работы безо
всякого снисхождения, по гамбургскому счету. Поэтому, конечно, основную массу
шорт-листа составили все-таки объекты известных мастеров. Александр Бродский и
Тотан Кузембаев, Николай Лызлов и Сергей Чобан, Дмитрий Долгой и Николай
Лютомский, Алексей Козырь и Ярослав Ковальчук, Антон Надточий и Вера Бутко,
питерская «Студия 44» и Мастерская Асадова… Но настоящим рекордсменом оказался
Николай Белоусов – самый увлеченный и последовательный энтузиаст деревянной
архитектуры. Из поданных им на премию 9 построек и 11 проектов 9 работ прошли в
шорт-лист!
Тут, конечно, у внимательного читателя возникает резонный вопрос: получается,
что члены Экспертного совета судили собственные же работы? Да, мы вынуждены
констатировать, что круг авторитетных специалистов в области деревянной
архитектуры крайне узок. Но и игнорировать интересную работу только потому, что
она сделана членом Экспертного совета, тоже было бы нелепо. Поэтому совсем
избежать этой ситуации было невозможно, а для того, чтобы снять остроту
вопроса, жюри (которое выберет победителей) формировалось именно с этим условием:
его членом не мог быть архитектор, чьи работы вошли в шорт-лист.
В результате тайного голосования (кандидатов выдвигали члены Экспертного
совета) жюри Премии составили архитекторы Юрий Григорян, Илья Уткин, Светлана
Головина, Владислав Савинкин, глава московского представительства компании
«Росса Ракенне СПб» Александр Львовский, архитектурные критики Григорий Ревзин
и Николай Малинин. Параллельно с работой профессионального жюри открывается и
онлайн-голосование. Принять участие в нем может любой желающий, для чего
достаточно зайти на сайт Премии (www.archiwood.ru) и проголосовать за вашего
фаворита в каждой номинации.
Номинаций в результате жарких споров осталось пять. Еще на своем предыдущем
заседании Экспертный совет договорился о том, что номинации определятся лишь
после того, как будет собран лонг-лист. Нам очень хотелось избежать ситуации,
когда номинация пустует или, наоборот, работа оригинального жанра лишается
шансов за отсутствием подходящей номинации. Отсмотрев же все работы, Совет
решил не идти по традиционному пути – формированию номинаций по функциям
(частный дом, общественное сооружение, малая форма и т.д.). Все-таки мы говорим
о дереве и здесь важно то, как и ради чего оно живет. Поэтому Совет принял
предложение критика Григория Ревзина сформировать номинации по принципу – каким
образом дерево использовано. Отсюда – пять номинаций: «Функция», «Конструктив»,
«Дерево в отделке», «Арт-объект», «Проект».
Правда, главный редактор «Архитектурного Вестника» Дмитрий Фесенко высказался
категорически против уничтожения номинации «Частный дом» – «являющейся главной
в этом сегменте архитектуры». Действительно, трудно не признать спорной
номинацию «Функция», в которой частные дома соседствуют с банями и беседками. С
другой стороны, и там, и там дерево работает одинаково, разница – только в
масштабах. Но, учитывая, что нынешние баньки имеют порой площадь под 500
метров, Совет решил, что количественное измерение не должно быть определяющим.
Тогда как развести сюжеты, в которых дерево играет конструктивную роль и
декоративную, было, наоборот, принципиально. Правда, спорное осталось и здесь:
скажем, дома Петра Костёлова или Тотана Кузембаева («Ер») имеют деревянный
конструктив, но при этом они предлагаются в номинации «Дерево в отделке».
Почему? Потому что именно декоративная роль дерева представляется в них
наиболее интересной. Равно как и в каждом «Арт-объекте» можно при желании
обнаружить некую функцию (курить, думать, медитировать), но для помещения объекта
в этот раздел определяющей была именно его художественная, а не практическая
составляющая.
Всего в шорт-лист вышло 50 работ. Все они представлены на сайте www.archiwood.ru
(с той полнотой, которая была обеспечена авторами), а, кроме того, войдут
в каталог премии и будут экспонированы на стенде АРХИWOOD-2010 в ЦДХ в
рамках II Московской биеннале архитектуры. Развернута экспозиция будет прямо у
входа в здание, а над ее дизайном работает все та же знаменитая пара, что
делала и октябрьскую выставку в МУАРе, – Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин.
В рамках экспозиции состоятся также мастер-классы известных «деревянщиков»,
выступления строительных компаний, доклад Ольги Севан о грядущей конференции «Дерево
в культуре. Культура дерева», а также презентация книги «Новое деревянное 1999
– 2009. Русская архитектура в поисках идентичности», которая готовится к печати
в издательстве «ТАТЛИН». И, будем надеяться, успеет оттуда выйти.
Николай Малинин
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/