16.11.2008 20:02:35
Рассматриваетсяпроблема обеспечения граждан России доступным жильем.
Употребительноев последнее время понятие «доступность жилья» связано с одной из самых острыхсоциальных проблем — низким уровнем обеспеченности большей части граждан страныжильём, отвечающим современным требованиям комфортности.
К категориинуждающихся в социальной поддержке, для которых должны строить жильё вближайшие годы, это: молодые и малообеспеченные семьи, врачи, учителя,военнослужащие, работники социально-бюджетной сферы, переселенцы из ветхого иаварийного жилья, инвалиды и ветераны войны и труда и другие категории граждан.Всех их объединяет одно — низкие доходы, отсутствие средств для нормальногосуществования, не говоря уже о взносе на приобретение благоустроенного,комфортного жилья.
Результативностьжилищного строительства следует измерять количеством семей, ставшихпользователями (собственниками, арендаторами, съёмщиками) жилищных площадей. Наэто государство и должно ориентировать строительный комплекс страны. В отчётахже о результатах деятельности строительного комплекса по сдаче жилья вэксплуатацию принято измерять всё квадратными метрами.
Количествосданных квадратных метров и количество семей, улучшивших жилищные условия,никаким образом не связаны между собой.
Например,показатели опубликованные в журнале «ЖилойДом» (2007. — № 02, август –сентябрь. — С. 9).
21 м2 — именно столько жилой площади приходится в среднемна гражданина России
21 м2— именно столько жилой площади приходится в среднем на гражданина России. Это внесколько раз меньше, чем в США и Европе. По этому показателю наша странаотстаёт даже от Украины и Китая. Глава Минрегионразвития Владимир Яковлевзаявил, что до 2025 г.граждане России должны иметь около 30–32 м2 на душу населения. Поего словам, для этого необходимо повысить сдачу жилья в эксплуатацию с 56 млн.м2 в этом году до 80 млн. м2 в 2010 г. «В будущем намнеобходимо довести объёмы сданного жилья до 140–145 млн. м2.Полагаю, что в пределах 2015–2018 гг. мы должны будем выйти на эти цифры», —подчеркнул министр. Стоит отметить, что, по утверждению Владимира Яковлева,через 20 лет граждане России должны быть обеспечены жильём чуть лучше, чемсейчас чехи и китайцы.
21,2 млн. м2 жилья построенов России за первые шесть месяцев этого года. В течение последних 5 лет вводжилья неизменно растёт, но впервые скачок был таким заметным — почти на 40 % посравнению с тем же периодом прошедшего года. «Практически половина — этоиндивидуальное жилищное строительство», — констатировал первый вице-премьер РФДмитрий Медведев, отметив, что это направление «активно развивается, и нетолько в тех регионах, которые традиционно ориентированы на индивидуальноежильё».
12,9 % — на столько выросли тарифы ЖКХв России за 7 месяцев этого года. При этом наибольший рост (11,1 %) был вянваре, в мае тарифы не изменились, а в апреле даже снизились на 0,1 %.
347 млрд. руб. составил объём кредитовна покупку жилья на 1 июля, по данным Центробанка России. За 2-й квартал объёмвыданных кредитов на покупку жилья по сравнению с 1-м вырос на 41 %.
600 земельных участков под жилищноестроительство было выделено на аукционах во 2-м квартале, по сведениям ФАС. Этопочти вдвое больше, чем в 1-м квартале этого года.
Доля ветхогои аварийного жилья от всего объёма недвижимости Санкт-Петербурга в 2006 г. составила 0,6 %, апо Ленинградской области — 3,5 %. По данным жилищного комитетаСанкт-Петербурга, из более чем 1 млн. м2 ветхого жилья на начало 2007 г., 340 тыс. признаноаварийными. Существующие темпы прироста ветхого жилья в среднем поСанкт-Петербургу составляют 2 % в год. К 2015 г. администрация Санкт-Петербургапланирует снести практически весь объём ветхого жилья.
Массаинтересной информации. А вот данных о том, сколько семей, нуждающихся вгосударственной социальной защите, улучшили жилищные условия, — нет. Нет такихпоказателей ни по двум столицам, ни по городам-миллионерам, ни по областнымцентрам, ни по малым городам России.
Кому этипоказатели нужны, кто отвечает за выполнение национального проекта «Доступное икомфортное жильё — гражданам России», с кого из чиновников спросили околичестве семей улучшивших, хотя бы минимально, свои жилищные условия?
Вот иполучается конфликт интересов — чиновников и социально незащищённого населения,богатых и бедных.
От стоимостиодного квадратного метра в 2–4 тысячи долларов у нормального человека головаидёт кругом, и появляется вопрос — а где же социальная поддержка государства,когда будет выполняться национальный проект?
О населении,о народе начинают говорить и обещать золотые горы только во время предвыборнойгонки. А после избранники забывают свои обещания напрочь.
А ведьгосударственные мужи — законодатели, они могли бы решить проблему стоимостиквадратного метра. Для этого государству необходимо разрешить конфликтинтересов:
1.Муниципалитетам, городским и районным властям запретить продавать земельныеучастки под строительство жилья — ведь земля-то государственная — и разрешитьлишь выдавать земельные участки в аренду на время строительства домов.
2. Освободитьстроителей от бремени технических условий по подключению к инженерным сетям(электрообеспечение, водопровод, канализация, теплосети), строительстваобъектов социальной инфраструктуры, а также поборов за проектирование,согласование, разрешение, экспертизу проектов. Указанные работы выполнять нагосударственные средства, а не за деньги населения, покупающего и получающегоквартиры по социальным программам.
Условия длястроительства в России ухудшились, согласно последнему отчёту Всемирного банка«Ведение бизнеса» (Жилой дом. — 2007. —октябрь), по общим затратам времени и средств, которые требуются настроительство того или иного объекта. Россия оказалась на 177-м месте средиисследуемых 178 стран.
согласно последнему отчёту Всемирного банка «Ведениебизнеса», условия для строительства в России ухудшились
Авторы отчётаиспользовали очень простую методику. Строители, юристы и эксперты сообщили,сколько времени и средств должны потратить строители для возведения типовогообъекта недвижимости. При этом учитывались расходы на отправку уведомлений,получение лицензий и разрешений, а также подключение к коммунальным инженернымсетям. Результат по Москве — 704 дня согласований и суммарные расходы более чемв 26 млн. рублей.
Согласноградостроительному кодексу, регионы России должны были разработать схемытерриториального планирования, без утверждения которых органы государственнойвласти и местного самоуправления с 1 января 2008 г. не смогутрезервировать земли, изымать или выкупать земельные участки, а также переводитьземли из одной категории в другую. Однако в Минрегионразвития по состоянию наначало сентября 2007 г.схемы поступили лишь из 11 регионов, а одобрение получили 4 из них. Этисведения были озвучены заместителем главы министерства В. Дедюхиным (Строительная газета. — 2007. — № 39 (9946),28 сентября).
Вобщественных обсуждениях проекта генплана Петербурга приняли участие около 4000человек. Для города с населением более 4 миллионов это очень мало. Информированиенаселения об общественном обсуждении проекта было настолько плохим, что многиежители до сих пор так и не знают, насколько серьёзное мероприятие проходило вих районе и как близко это их коснётся. Специалисты отмечают, что практическикаждое из общественных слушаний имело скандальный характер. Горожане говорили,что объединение жилой и деловой зон по всей территории города стирает гранисовместимости, что позволит строить кладбище рядом с пляжем, а бизнес-центррядом с детским садом. Это позволит реализовать высотные проекты в историческойчасти Петербурга. До сих пор это было запрещено.
Что касаетсяситуации с обсуждением генерального плана в Ленинградской области, то там делаобстоят ещё хуже.
Путь креализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданамРоссии» — в снижении стоимости 1 м2 площади жилья, в обеспеченииблагоустроенным жильём малообеспеченных слоёв населения. Необходимаполитическая воля руководителя государства, без его вмешательства невозможноразрешить конфликт интересов сторон.