06.04.2010 09:01:00
2 апреля с. г. под председательством Президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана состоялось совещание инициативной группы организаций, заинтересованных в результатах проекта «Исследования Европейской системы гармонизации стандартов, на примере Голландии».
Открывая совещание, Николай Кошман напомнил собравшимся о том, что Ассоциация строителей России, начала работу по сближению законодательств со странами ЕС, в том числе в части строительных нормативов еще на стадии создания Белой Книги. Однако до настоящего времени положения, изложенные в ней, невозможно было осуществить из-за несовершенства российского закона «О техническом регулировании».
Важность проблемы многократно отмечена высшим руководством страны и в 2006 году в «Концепции Развития Национальной Системы Стандартизации», и в 2009 году, в конце которого, Президент РФ указал на необходимость прямого применения международных и европейских стандартов.
Одна из фундаментальных причин «пробуксовки» процесса гармонизации, по словам Президента АСР, состоит в том, что в профессиональном сообществе нет ясного детального понимания не только того, как функционирует система технического регулирования в Европе, но и основополагающих принципов ее работы. Отсутствует программа переобучения специалистов и методологическая база, подробно разъясняющая исполнителям, что же надо делать.
Говоря о создании единых норм технического регулирования, мы можем применять, как альтернативу, существующие нормы технического регулирования ЕС. При этом необходимо сделать акцент на разработку единых технических регламентов на основе межгосударственных стандартов, гармонизированных с европейскими нормами.
Далее Николай Кошман сказал, что в России, к сожалению, еще не сложилось четкая позиция о том, что инновации без стандартов невозможны. Возможно, вопрос использования и применения стандартов ЕС как инструмента обобщения опыта и поддержки инновационной деятельности будет показан на основе реализации обсуждаемого проекта.
В результате большой многолетней работы в данное время согласованы предварительные сроки и участие российских и европейских экспертов в работе по имплементации и применению в России европейских стандартов в области строительства.
Модератор совещания, директор Фонда «Зебра» Евгений Малинин акцентировал внимание участников совещания при гармонизации системы технического регулирования российской и европейской автодорожных отраслей, обратить внимание на важность системного подхода в вопросах повышения дорожной безопасности. Одним из ключевых факторов, влияющих на ситуацию в ПДД, являются стандарты и правила проектирования дорог. Для улучшения российских стандартов и правил проектирования автодорожной отрасли необходимо использовать проверенный опыт ЕС.
В связи с этим Министерство транспорта РФ, совместно с Министерством экономического развития Голландии, инициировало весной 2009 года проект «Исследование Европейской системы гармонизации стандартов, на примере Голландии». Евгений Малинин ознакомил собравшихся с основными принципами системы стандартизации ЕС и ее отличиями от системы РФ.
О национальном агентстве стандартизации Голландии (НАС), его форме работы, бюджете, процедурах инициации, принятии и регистрации стандартов рассказал руководитель сектора строительных материалов НАС Джоди де Бауэр.
Руководитель проекта Джон Бундер ознакомил участников совещания с проектом «Исследования Европейской системы гармонизации стандартов, на примере Голландии» и провел презентацию организации CROW (Организация по развитию транспорта, инфраструктуры и общественных мест Голландии), отметив ее роль в управлении правилами проектирования дорог Голландии, сфере ответственности. Джон Бундер рассказал также о формах работы, процедурах инициации, разработке и принятии правил проектирования.
Также были проведены круглые столы на темы «Обсуждение возможностей и возможных проблем гармонизации российских стандартов с европейскими, при принятии стандартов такими, какие они есть. Согласование тем для изучения в рамках проекта по этому вопросу» и «Рассмотрение вопроса о целесообразности принятия европейского стандарта EN1317 по дорожным заграждениям в качестве первого гармонизированного стандарта. Согласование тем работ в рамках проекта по этому вопросу».
В завершении работы совещания для продолжения работы в рамках данного проекта было принято решение о создании российской рабочей группы.
http://www.a-s-r.ru/
фото: http://www.a-s-r.ru/