23.01.2010 10:05:00
Жилье против сегрегации
В датском городе Хернинг (Центральная Ютландия) по проекту мастерской CEBRA architects в конце прошлого года закончено строительство жилого комплекса Fuglsang Cuts. Он размещен на небольшом полуострове и состоит из пяти корпусов одинаковой площади.
В плане каждый из домов представляет собой два прямоугольника, слегка сдвинутых относительно друг друга и тем самым напоминающих фигуры из игры «Тетрис», причем, как охотно засвидетельствуют завзятые игроки, самые неудобные.
К счастью, в домостроительстве все устроено куда гуманнее, чем в компьютерной игре, и именно такая конфигурация объемов позволила обеспечить дневным светом и красивыми видами из окна подавляющее большинство спроектированных квартир. При этом от каждого параллелепипеда были отрезаны прямые углы, и на этих скосах различной глубины архитекторы устроили открытые и закрытые веранды.
Кроме того, в доме много лоджий, из-за чего белые сооружения внешне напоминают маленькие термитники, «изъеденные» выемками различной глубины. Усиливают это впечатление окна, которые архитекторы сделали нарочито разного размера и не просто сбили ритм, а прилепили остекленные квадраты различной площади друг к другу вплотную. Самые большие проемы служат для освещения двухуровневых квартир, окна поменьше приходятся на квартиры более скромной площади.
Работу над этим объектом сами архитекторы в шутку прозвали деловым
проектированием. Дело в том, что поэтажные планы каждого из корпусов разрабатывались
ими действительно по принципу проектирования офисов: в центре размещено ядро вертикальных
коммуникаций (лестницы плюс лифт), вокруг – пустое пространство этажа.
Если бы это действительно был бизнес-центр, на этом работа архитекторов и закончилась бы, так как арендатор впоследствии сам «нарезал» бы площади так, как ему угодно. Но рядовые горожане – это совсем другая категория покупателей недвижимости, поэтому архитекторы заполнили пустующие этажи квартирами самых разных планировок.
Такой подход позволил во внешне очень похожих друг на друга корпусах спроектировать совершенно разные по площади, количеству спален и балконов квартиры. Некоторые из них представляют собой крошечные студии, рассчитанные на одного человека, максимум на молодую бездетную пару, другие – жилье для семьи из трех человек, третьи – полноценные апартаменты с несколькими спальнями, кабинетом, двухсветной гостиной.
Подобное объединение разных типов жилья в рамках одного комплекса позволило вывести его из категории «социальное»: часть квартир в нем действительно будет предоставлена «очередникам», другие же выставят в открытую продажу. И тут, наверно, нужно пояснить, что объединение в рамках одного района или даже дома различных слоев населения – идея чрезвычайно модная и востребованная в современной Европе, уже понявшей, что именно сегрегация – самый короткий путь к социально нестабильному обществу.
Двойная кожа мадридской новостройки
В пригороде Мадрида Карабанчеле, чье название особенно хорошо
известно поклонникам прозы Артура Переса-Реверте, уже более пяти лет реализуется
масштабная программа по строительству нескольких новых кварталов социального жилья.
Об одном из реализованных там проектов – жилом комплексе «Карабанчель, 16» – «Собственник
уже писал. Теперь же расскажем о совсем свежей архитектурной премьере – белоснежном
многоквартирном доме от Dosmasuno Arquitectos.
Спроектированный этим бюро блочный дом состоит из 102 квартир – 52 однокомнатных, 25 двухкомнатных и 15 трехкомнатных. Основную идею этого проекта сами его авторы формулируют как «минимальная основа плюс контрастные дополнения».
Нагляднее всего этот принцип отразился в разнице уличного и дворового фасадов: к проезжей части дом обращен предельно лаконичной плоскостью, отделанной тонкими металлическими решетками, также выкрашенными в белый цвет. Но если обойти дом кругом, взгляду представится совершенно феерическая картина: здание, спроектированное буквой «П», неожиданно оказывается состоящим из множества кубических объемов. В этих вынесенных наружу модулях архитекторы разместили спальни, максимально удалив их тем самым от уличного фасада и защитив таким образом от шума проезжей части.
Существенного удешевления и ускорения строительства архитекторам удалось добиться за счет использования модульной системы литья. Одним из главных украшений этого белоснежного строения является его озелененный стилобат, под которым прячется автомобильная парковка. Белый цвет фасада, конечно, также выбран неслучайно: он поглощает наименьшее количество солнечных лучей и создает эффект двойной кожи, повышая вентилируемость помещений ненагретым воздухом, что для обитателей жаркого Мадрида очень актуально.
Домашний сад для Амстердама
Жилой комплекс de Albatros, спроектированный нидерландским бюро
HVDN, построен в районе Хасселтвег, что на севере Амстердама. До самого недавнего
времени застройка этой части крупнейшего города Голландии была преимущественно частной
и напоминала пестрое лоскутное одеяло, «сшитое» из маленьких коттеджей и таких же
аккуратных садиков при них.
Однако, как и любой мегаполис, Амстердам развивается, и несколько лет назад городские власти приняли решение о комплексной реконструкции района и превращении его в густонаселенный квартал со всеми необходимыми объектами инфраструктуры. Скоро здесь будет построено метро, а пионером домостроения нового поколения стал именно проект бюро HVDN.
Казалось бы, проектировать в «чистом поле» легко и приятно, однако на практике архитекторы столкнулись с серьезной проблемой: внушительная площадь жилого дома, обозначенная техническим заданием, грозила визуально раздавить окрестные частные имения, далеко не все из которых, кстати, будут сноситься.
Первое, что сделали архитекторы, так это разбили свой дом на насколько корпусов. На едином стилобате, в котором разместилась администрация нового района, выросло четыре объема, каждый из которых несколько отличается от своих соседей. Кроме того, такая композиция позволила соблюсти довольно суровые нидерландские нормы по инсоляции жилых помещений.
Очень необычно для нас решен первый наземный этаж de Albatros. Во-первых, его фасады полностью остеклены, правда, местами прозрачное стекло чередуется со вставками различных оттенков зеленого, что символизирует исконно присущую этому району богатую растительность. Во-вторых, за стеклами разбиты зимние сады различной площади. Вечером они очень эффектно подсвечиваются, даже промозглой осенью и зимой поддерживая у обитателей и прохожих ощущение теплого ночного сада, в котором мерцают светлячки.
Ася Ильина
http://sob.ru/
Фото: ARCHI.RU