Опыт сборно-каркасной технологии использования железобетонных конструкций

05.11.2008 18:50:12

Директор по развитиюОАО «ПО "Баррикада"» (Группа ЛСР) на примере опыта своей компаниидоказывает, что сборный метод строительства из железобетонных конструкций нетолько имеет право на жизнь, но в ряде случаев может быть приоритетным.

Железобетон как строительный материал первоначальностал применяться в монолитном варианте и получил широкое распространение вовсем мире. Так, знаменитый изобретатель Т. А.Эдисон в 1908 г. запатентовал методвозведения домов из монолитного бетона в многократно оборачиваемой опалубке. Насегодня накоплен значительный опыт строительства из монолитного железобетонаразличных зданий, в том числе высотных.

В 30-х годах прошлого века появился сборныйжелезобетон, который заявил о себе как достойная альтернатива монолитномустроительству. За сборное строительство выступали крупнейшие авторитеты отархитектуры, в частности, известный французский архитектор Ле Корбюзье.

В нашей стране сборное строительство стало широкоприменяться после выхода в 1954 году постановления правительства СССР «Оразвитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей длястроительства». За период с 1960 по 1990 г. была создана крупнейшая в мире базаиндустриального сборного домостроения. Ежегодный ввод жилья к концу этогопериода превосходил 100 млн м2.

Критика в адрес сборного метода строительства изготовых железобетонных элементов начала раздаваться в период «застоя». Дело втом, что к этому времени укоренилась тенденция тиражирования одних и тех жесерий сборных домов по всей стране. В условиях жесткой экономической системы снапряженными планами и контролем их выполнения одним из важнейших требований быломаксимальное использование производственных мощностей. Переналадка имодернизация производственных линий по выпуску железобетона были экономическиневыгодны и считались неправильным управленческим решением. Отсюда и появился стереотип,что сборное каркасное строительство из железобетона не может решать никаких архитектурно-эстетическихзадач.

Ситуация изменилась с переходом строительного комплекса на рыночныеотношения. Естественное стремление разнообразить архитектурно-строительныерешения за счет форм и методов породило интерес, прежде всего, к монолитномустроительству. Эта технология выступала альтернативой уже поднадоевшемусборному железобетону. К строительному рынку предъявлялись новые требования:существенное улучшение объемно-планировочных решений жилищных и промышленныхзданий и предложение потребителю более разнообразного и комфортного жилья. Этузадачу на сегодняшний день решает и монолитный, и сборно-каркасный метод.

Строительство из монолитного бетона целесообразно в случае индивидуальныхпроектов зданий и комплексов (например, исторических центров города), а такжезданий комбинированных систем, сочетающих монолитные конструкций со сборными,кирпичными и другими на основе сборного железобетонного каркаса. Строительство жена основе сборного железобетонного каркаса целесообразно при комплексной застройкезданиями и домами новых микрорайонов в городах и поселках. Также оно позволяетрешать задачи в рамках масштабных программ, например — «Доступное жилье».

Более половины петербургского рынка жилищногодомостроения приходится на дома, построенные с использованием монолитногостроительства. Что касается каркасной технологии, то на сегодняшний день, пооценкам различных экспертов, ее доля составляет 4–6% от общего объема рынкажилищного домостроения. В сегменте строительства объектов коммерческого назначенияпопулярность каркаса из железобетона выше. В сборном исполнении возводятсямногоэтажные жилые и административные здания, объекты гражданского, производственногои спортивного назначения. Можно прогнозировать рост популярности каркасногодомостроения благодаря технологичности и экономичности данного метода. Поэтомусуществует вероятность того, что популярность сборного железобетонного каркасав ближайшее время возрастет и обеспечит ему до 10–15 % местного рынка жилищногодомостроения.

Для развития каркасной технологии пригодится опыт Швециии соседней Финляндии, где широко развито и активно применяется домостроение наоснове железобетонных элементов высокой степени заводской готовности. Суровыйклимат затрудняет использование монолитных технологий в зимних условиях.Практичные скандинавы нашли оптимальный выход — использование сборных железобетонныхэлементов. Причина проста: общемировой рост цен на энергоносители обуславливаетиспользование технологичного метода, не требующего дополнительных затрат на обогрев.При каркасном методе строительства энергетические затраты в зимний периодзначительно меньше, чем при монолитной технологии. Сборные конструкцииизготавливаются на заводе и при монтаже не нуждаются в дополнительной тепловойобработке. При монолитном домостроении, помимо дополнительных затратэлектроэнергии на обогрев рабочей зоны, появляются затраты на специальныеукрывные маты и периодическую очистку опалубки; соответственно, в зимнее времярасходы увеличиваются в несколько раз.

Независимость качества монтажных работ от сезона ипогодных условий, а также экономия рабочей силы на объектах обусловили ростпопулярности каркасного метода при возведении сооружений техническогоназначения. Для строителей крупных торгово-развлекательных центров,логистических терминалов важно соблюсти срок сдачи объекта и, соответственно, времяввода здания в эксплуатацию. Скорость современного каркасного строительстваможет достигать до 400 м2в сутки. Качество и прочность каркасно-сборных изделий гарантируется службойОТК, которая действует на заводе ЖБИ. Например, на нашем предприятии предусмотренпооперационный контроль качества на всех этапах технологического процесса — отвходного контроля качества сырья до сдачи готовой продукции. Лабораторияпредприятия проводит испытания прочности продукции, доводя до полногоразрушения на специальном стенде образец из каждой партии новых изделий,изготовленных по индивидуальным требованиям заказчика. Таким образом, прочностьконструкции подтверждается не только расчетами, но и натурными испытаниями. Вусловиях строительной площадки такая проверка качества просто невозможна.

Технологии строительства не скоро поддаютсяизменениям. Сейчас трудно отойти от ставшей уже привычной монолитнойтехнологии. Однако в условиях, когда растет спрос на экономичное и практичноежилье, возникает необходимость в альтернативе. Панельные дома ассоциируются смассовыми застройками 1950–1960 гг., хотя и могут быть достойной заменойкачественного жилья, построенного по монолитной технологии. Каркасные домасопоставимы с панельными по скорости возведения, но при этом обеспечивают болеекомфортные условия проживания за счет возможности свободной планировкипомещения. Уже разработаны технические решения, позволяющие строить жилыекаркасные дома с шагом колонн до 9 м, что дает возможность увеличить полезную площадьздания и обеспечивает свободную планировку квартир. Для проектировщиков ипокупателей квартиры — это безусловное преимущество: квартиры площадью до 80 м2 могут не иметь ни однойнесущей стены, а соответственно, возможна любая перепланировка квартиры. Пожеланияпокупателей могут быть удовлетворены приобретением индивидуальной, оригинальнойквартиры по разумным ценам. Повышение требований покупателей непременно отразитсяна желании строителей возводить дома по каркасной технологии и увеличивать объемыстроительства за счет сокращения времени и затрат.

Приведу пример из нашего опытареализации проекта сборного железобетонного каркаса с реальной экономией средстви времени. В прошлом году ОАО «ПО "Баррикада"» осуществило поставкина строительство ТРК «ЛЕТО», одного из крупнейших торгово-развлекательныхкомплексов Санкт-Петербурга. Характеристики объекта впечатляют: площадь участкастроительства 17,6 га,общая площадь объекта — 107 761 м2. Первоначальный проект предусматривалвозведение здания с использованием монолитной технологии, причем на сооружениякаркаса здания требовалось согласно расчетам 9 месяцев. Сократить проектныйсрок выполнения работ помогли специалисты ГУП «Торгпроект». Проведя расчеты,инженеры-проектировщики предложили выполнить конструкцию здания в вариантесборного железобетонного каркаса. И оказались абсолютно правы. Всего за 5,5месяцев ОАО «ПО "Баррикада"» сумело поставить на строительнуюплощадку все элементы, необходимые для возведения каркаса здания. Были доставленыдлинномерные плиты перекрытий, которые также были сделаны в сборном варианте. Витоге сметная стоимость проекта при его реализации в варианте сборногожелезобетонного каркаса оказалась почти в 1,5 раза ниже, чем при использованиимонолитной технологии.

Если преимущества сборногожелезобетонного каркаса будут применяться и в жилищном строительстве, тозастройщики смогут получать либо дополнительную прибыль, либо мощный ценовойинструмент в конкурентной борьбе за покупателя квадратных метров.


    Была ли полезна информация?
  • 6741
Автор: @