06.01.2010 04:40:00
В данном случае задача осложняется тем, что в наших широтах
Рождеством (по крайней мере в массовом сознании) давно работает Новый год.
Раньше считалось, что именно в Рождество происходят чудеса, раздариваются
подарки, люди становятся лучше, а все злое уходит, не выдержав сияния
Рождественской звезды.
Сейчас не так. Санта-Клаус, он же наш родной и исконный Дедушка Мороз, встает
на вахту в Новый год, становиться добрее и радостнее тоже принято в этот вполне
светский праздник. И не на Рождество, а на смену календарных дат возлагается
надежда, что все плохое наконец-то покинет сей бренный мир, уступив место
прекрасному новому.
Но рассуждать о хорошем и плохом мы сегодня не будем. Лучше подумаем, какие
украшения и обновки, не задействованные в праздновании Нового года, мы можем
подарить нашему дому к Рождеству.
Первое, о чем хочется напомнить читателям: рождественский вертеп. В
первоначальном значении вертеп – пещера, потаенное место. В рождественской
традиции – место рождения Христа, хлев, где укрылись от непогоды не нашедшие
крова в Вифлееме Мария и Иосиф. В ней родился Младенец, на поклон к которому
пришли пастухи, цари Востока и ангелы.
Если вы придете в Рождество в
католический храм, то обязательно увидите специально оформленную пещерку с
фигурами Богоматери, Иосифа и младенца-Христа. Это и есть рождественский
вертеп. Но не стоит думать, что данная композиция – исключительно церковная принадлежность
западного обряда. До революции такие же вертепы украшали многие российские
дома.
Иные вертепы были искусно выполнены мастерами-резчиками. Это были специальные
ящики (на манер ящиков для вертепного театра), разделенные на два, а то и на
три яруса. В верхнем располагались ангелы, в среднем – сцена рождения Христа и
зачастую принесение даров волхвами, а в нижнем – или избиение младенцев, или
посрамление ада.
Были и самодельные вертепы, сделанные много проще. Их размещали в специальных
или просто подходящих ящиках, коробках, просто в углу комнаты, драпируя его
так, чтобы он выглядел соответственно.
Часто их устраивали в распиленной надвое круглой корзине. Она устанавливалась
так, чтобы напоминать собою пещеру с полукруглым верхом. Дощечка под корзиной
устилалась соломой, на которую выставлялись достаточно безыскусные фигурки вола
и осла, трех волхвов: Бальтазара, Гаспара и Мельхиора, с дарами, иногда
пастухов с овцами, тоже пришедших славить Христа. Основная группа – Христос,
Мария и Иосиф – часто не вырезалась, а была представлена в виде иконы
Рождества. Но иногда и их делали фигурками.
Полукруглый верх вертепа украшался еловыми ветвями, на
которых располагались ангелы. Они или стояли на ветвях, или подвешивались на
нитках под аркой. Ангелов вырезали из бумаги, делали из папье-маше, из ваты или
из дерева.
Сейчас традиция устанавливать к Рождеству вертепы начала возвращаться в наши
дома. Иные изготавливают вертеп сами, благо дело это нехитрое и радостное.
Много ли нужно умения, чтобы вырезать из бумаги ангелов, развесить их на нитках
над иконой и украсить все это ветвями вечнозеленых деревьев, свечами и разноцветными
гирляндами? Некоторые привозят вертепные фигурки и композиции из заграничных
поездок.
За границей, в частности в Германии, существует еще одно прекрасное
традиционное украшение к Рождеству – рождественская пирамида. Придумали ее
жители Рудных гор, большие любители и умельцы резьбы по дереву.
Рождественская пирамида (Weihnachtspyramide) – деревянная
многоярусная карусель, приводимая в движение свечками, горящими у ее основания,
и пропеллером, надетым на ее верхушку. Она украшена деревянными же резными
фигурками, на каждом ярусе – своими. Верхний, как и в вертепе, отдан ангелам,
следующий – самому Рождеству, а нижние – фигуркам горняков, сценкам охоты или
иным бытовым сюжетам.
Сейчас такие пирамиды можно встретить не только в немецких предрождественских
магазинах и домах, но и на площадях многих германских городов. В Дрездене есть
музей рождественских пирамид, в котором представлено около 120 экземпляров
разнообразнейших деревянных каруселей.
А вот финны украшают дома соломой. Да не просто соломой, а Himmeli (от
шведского слова himmel – небо). Химмели пришли в финский дом из древней
традиции. Раньше под Рождество на соломе гадали. В сочельник ее подкидывали к
потолку и по тому, сколько соломинок застревало в потолочных балках, судили о
будущем урожае.
Видимо, со временем нашим северным соседям настолько
понравилось сочетание потолка и соломы, что они решили закрепить его в
праздничном интерьере. К тому же Рождество и солома связаны не только
гаданиями: Христос родился не где-нибудь, а в хлеву, и его первой постелью
служили ясли, выстеленные соломой.
Выглядит это украшение как пирамида, искусно связанная из соломинок, по
преимуществу ржаных. Маленькие и большие пирамидки соединяются в своеобразные
люстры, каскадами свисающие из-под потолка. Считается, что чем больше химмели,
тем красивее и праздничнее.
Татьяна Хейн
http://sob.ru/
Фото: trenpic