16.12.2009 12:02:00
Шестибалльный шторм в Имеретинской бухте близ Сочи нанес серьезный ущерб строящемуся холдингом "Базовый элемент" и "Росморпортом" грузовому порту. Эксперты оценивают потери в $60 млн. Первая очередь порта мощностью 2 млн тонн должна была заработать в начале 2010 года. Теперь сроки, равно как и завоз морским путем строительных материалов для олимпийских объектов, затягиваются.
Строящийся морской порт в устье реки
Мзымта близ Сочи получил серьезный ущерб в результате сильного шторма в ночь на
14 декабря. Пострадали защитные гидротехнические сооружения, инфраструктура
причалов, смыта в море строительная и перегрузочная техника. По данным
Минтранса, перевернулась и затонула производственная самоподъемная платформа
"Ирбен", а также опрокинут и выброшен на берег водолазный бот
"Норд". Три человека с "Ирбена" благополучно выбрались на
берег, команда "Норда" пока не обнаружена. В "Сочиморстрое"
сообщили, что произошли серьезные повреждения конструкций западного и
юго-западного защитных молов, восточный мол, расположенный перпендикулярно
волнам, практически не пострадал. Также компания потеряла два гусеничных крана
грузоподъемностью 100 и 280 тонн, два вибропогружателя для погружения свай и
дизельную электростанцию мощностью 100 кВт.
На месте происшествия работает специальная комиссия. По
словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, чиновники планируют
объявить о том, что все восстановительные работы будут завершены в феврале 2010
года.
Строительство грузового района в устье реки Мзымта для
транспортировки грузов для олимпийского строительства ведет ФГУП
"Росморпорт" и "Базэл" в форме государственно-частного
партнерства. Проектная мощность перевалки — 5 млн тонн. Строительство первой
очереди мощностью 2 млн тонн должно было быть завершено в 2009 году, в 2010
году порт должен был начать полноценную работу. Общая стоимость проекта для
"Базэла" — 5,9 млрд руб., из них в 2009 году должно было быть освоено
4,3 млрд руб. Еще 6 млрд руб. вложит в проект бюджет.
В компании "Инжтрансстрой", ведущей
строительство остальных объектов порта, и "Базэле" отказались от
комментариев. Источник в холдинге отмечает, что больше всего пострадали
объекты, строящиеся на деньги бюджета, а потери частных инвесторов составляют
20-30 млн руб. Другие источники "Ъ" уточняют, что в море смыло от
четырех до восьми причальных кранов "Базэла", а дыра в главном моле
достигает 80 м.
Один из собеседников "Ъ" отмечает, что
строители не были должным образом предупреждены о надвигающемся шторме. Кроме
того, по данным собеседников "Ъ" в компаниях, близких к проекту, в
этом районе столь сильного шторма не было уже 20 лет. Источник "Ъ" в
компании "Морстройтехнология", проектировавшей порт в 2008 году,
добавляет, что "молы не были достроены до конца и не могли держать полную
нагрузку". В одной из компаний говорят, что имущество порта было
застраховано "Ингосстрахом". В "Ингосстрахе" уточнили, что
его партнером по страхованию в рамках проекта является "Гефест".
"Масштаб ущерба уточняется, наши специалисты работают на месте в
Сочи",— сказал представитель "Ингосстраха" Владимир Клейменов.
Гендиректор "Гефеста" Александр Миллерман уточнил "Ъ", что
компания страховала причальные сооружения.
По оценке главы Infranews Алексея Безбородова, стоимость
потерянного оборудования составляет порядка $30 млн, еще столько же уйдет на
восстановление причалов и защитных молов. Он полагает, что к восстановительным
работам можно будет приступить лишь весной 2010 года, поскольку после выяснения
причин происшествия может понадобиться пересмотр проектной документации. По
мнению эксперта, потери от шторма и сдвиг сроков строительства не позволят
окупить его. Надежда Малышева из Portnews не считает реалистичными планы
чиновников восстановить разрушенные молы и причалы за 2,5 месяца, учитывая, что
зимой на Черном море традиционно плохая погода, которая однозначно препятствует
ходу строительства.
Алексей Екимовский; Дмитрий Титков, Ростов-на-Дону
http://www.kommersant.ru/
фото: Сергей Иванов http://www.kommersant.ru/