07.11.2009 10:09:00
Подготовка к Олимпиаде-2014, как известно, уже идет полным ходом. В Имеретинской долине начато строительство нескольких объектов, ведется проектирование всех остальных. Для многих держав Олимпийские игры становятся поводом продемонстрировать миру достижения своих национальных архитектурных школ, однако Россия к их числу не относится. Все, что остается российским архитекторам сегодня, так это проявлять личную инициативу и выполнять для Сочи-2014 альтернативные проекты. Такими борцами за национальный дух олимпийской архитектуры являются мастерская А.Асадова и «Проект-КС», разработавшие единую дизайн-концепцию спортивных сооружений под названием «сНежная Россия». Не вмешиваясь в процесс проектирования самих объектов, архитекторы придумали яркую «упаковку», способную придать им совершенно новое качество.
На идею дизайн-концепции архитекторов натолкнул оксюморон
самой ситуации – большая часть Зимних Олимпийских игр 2014 года пройдет в
городе, в котором зимы как таковой не бывает. То есть холода и ветры там,
конечно, регулярно случаются, но вот чтобы многодневный снегопад, сугробы по
пояс, «мороз и солнце» – такое в курортном крае по определению невозможно. И
архитекторам мастерской А.Асадова показалось очень обидным, что
многочисленные зарубежные гости и участники Олимпиады приедут в Россию зимой,
но знаменитой русской зимы (которая, между прочим, наряду с медведями, ушанками
и водкой, входит в число самых расхожих стереотипов о нашей стране) так и не
увидят. Так и возникла идея передать дух зимы хотя бы метафорически: снежный
вихрь врывается внутрь почти замкнутого круга олимпийских сооружений и
создавает единое и динамичное пространство.
Воплотить идею снежного вихря в жизнь можно минимальными декоративными
средствами. Например, с помощью закручивающегося спиралью рисунка газонов и
мощения пешеходных дорожек, планировки декоративных водоемов и создания
«тематических» фасадных оболочек. Последние, по задумке авторов, будут
имитировать покрытую инеем поверхность, по которой нарисованные снежинки
распределены неравномерно: чем ближе к кровле, тем плотнее «снежный покров».
Ну, а в темное время суток, когда белые узоры на «упаковке» для зданий видны не
будут, эффект недавно прошедшего или продолжающегося снегопада планируется
поддерживать с помощью единой системы архитектурной подсветки. Она же позволит
заиндевевшим фасадам в один миг перевоплотиться в разноцветную цветочную
поляну, что, по замыслу архитекторов, должно напомнить гостям о тепле и яркости
морского побережья.
Помимо дизайн-концепции, стилистически объединяющей будущие спортивные
сооружения в Имеретинской низменности, команда Асадова разработала дизайн
одного из главных символов Олимпиады – олимпийского факела. Он представляет
собой олимпийские кольца, закручивающиеся по спирали в пятиконечную звезду или
все ту же снежинку. По замыслу архитекторов, пять спортсменов с разных
континентов одновременно зажгут огонь на кольцах, символизирующих их части
мира, пламя взмоет вверх по пяти спиралям и зажжет факел.
Нужно сказать, что в своих творческих поисках авторы не слишком отклонились от
генеральной линии организаторов Олимпиады, ведь стилизованное изображение
снежинки считается одним из официальных символов Игр-2014. Архитекторы лишь
размножили этот образ, предлагая сделать визитной карточкой состязаний и в
целом России образ русской зимы, заснеженной и вьюжной. Проект «сНежная Россия»
не ставит перед собой задачу отказаться от каких-то олимпийских объектов или
кардинально переосмыслить их облик в процессе строительства – речь, скорее,
идет о разработке фирменного стиля второй русской Олимпиады, о попытке придать
ей яркий, запоминающийся образ.
Конечно, говорить о том, что идеи архитектурной мастерской А.Асадова могут быть
использованы в ходе подготовки Олимпийских игр 2014 года, еще слишком рано.
Однако проектировщики намерены всерьез бороться за присутствие в Сочи
российской архитектуры. Свою концепцию они уже запатентовали и планируют
представить руководству страны.
Анна Герасименко
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/