17.10.2009 14:25:00
Профессиональное сообщество ожидало его с замиранием сердца. С одной стороны, смотр общероссийских достижений в области архитектуры решился на кардинальную смену имиджа, с другой – за плечами кризисный год, который неизвестно как отразился на отечественном зодчестве. Первое знакомство с экспозицией показало, что в борьбе с кризисом ни архитектура, ни посвященный ей фестиваль сдаваться не собираются.
«Зодчество» проходит с 1993 года, и до самого последнего времени оно оставалось фестивалем, про который все так и говорили – «родом из 90-х». Представляя собой не слишком удобоваримый сплав пафоса и кондовости, он служил единственной площадкой для знакомства со всеми новостройками необъятной родины, и по большому счету, ничего сверх этого от него не ждали. Ситуация изменилась, когда у Союза архитекторов России появился новый руководитель – Андрею Бокову очень хотелось явить профессиональному сообществу зримые доказательства того, что кардинальные перемены в отрасли не только желанны, но и возможны, и международный фестиваль на эту роль подошел идеально. Забота о «ребрендинге» была поручена Юрию Аввакумову, и, нужно признать, что этому опытнейшему куратору с первого раза удалось самое главное – «Зодчество» не похоже на себя образца как конца девяностых, так и прошлого года. «Зодчество-2009» совсем другое.
Пожалуй, основное, что всегда раньше раздражало в этом фестивале, так это отсутствие единой концепции в оформлении экспозиции. В «Манеже» постоянно царил хаос: центральная аллея была застелена пластмассовой травой и заставлена добрым десятком фонтанов, навстречу им призывно раскрывали свои объятия разнокалиберные стенды регионов и отдельных проектных организаций, и от обилия генпланов и чудовищных по своему качеству фотографий построек рябило в глазах. Куда идти, где что искать, – на эти вопросы если и находился ответ, то лишь методом долгих скитаний или не менее длительного изучения фестивального каталога. И поэтому первое, за что Аввакумову можно и нужно поставить памятник, так это за наведение порядка. Наконец-то пространство восстановленного Манежа звучит само по себе, наконец-то его видно! Куратор сделал, в сущности, очень простую, но для «Зодчества» совершенно необходимую вещь: всех участников фестиваля он разделил на несколько групп, и каждой выделил собственную площадку, изолированную от общего пространства с помощью перегородок.
В главном зале Манежа Аввакумов построил 12 огромных белых кубов, высота которых доходит до балок деревянных конструкций кровли. Их стены выполнены из тонкой, почти прозрачной ткани, которая колышетсяот любого, даже легкого ветерка. Шатры снаружи и лабиринты внутри – в каждом кубе несколько входов, а их внутреннее пространство поделено на неравные секции, которые и занимают экспозиции различных бюро и компаний. Дальше, правда, все равно начинается фирменная неразбериха, и уловить принцип, по которому в блоки подбирались участники, почти невозможно. Например, сильно удивил павильон «Студии», в котором со стороны главного входа разместилась экспозиция ГАРХИ и «Золотого сечения», а с обратной – стенд Гипрогора с бронзовыми скульптурами, привезенными в Манеж в честь 80-летия института.
Впрочем, случались удивления и посильнее. Например, весь павильон «Санкт-Петербург» занят проектом реконструкции Восточного крыла Главного штаба, выполненным «Студией 44». С одной стороны, это одна из самых стильных экспозиций на фестивале, в которой нет ничего лишнего и которая одновременно содержательна для профессионала и чрезвычайно зрелищна и интересна для любителя. Да и вообще проект прекрасный и заслуженно раскрученный до статуса символа и бренда. Но с другой стороны, как-то не хочется верить в то, что ничего другого в архитектуре Петербурга за этот год не случилось.
Впрочем, достаточно перейти в павильон под названием «Москва», и сомнения об уместности «монографической» экспозиции улетучиваются сами собой. Потому что «Москва» – это традиционный для «Зодчества» склад генеральных планов и градостроительных концепций развития отдельных районов, которые на взгляд неподготовленного к вдумчивому чтению граддокументации человека мало чем отличаются друг от друга. И всем тем, кого интересуют новости не градорегулирования, а архитектуры столицы, в данном павильоне делать, увы, совершенно нечего. Нечто похожее можно сказать и о павильонах «Регионы», в которых в общей сложности представлено 12 областей и республик.
Но это вопросы содержания – если какая-то принципиально иная форма демонстрации архитектурно-градостроительных достижений губерний и будет разработана, то, понятное дело, не за один год. Да и нужна ли этим «отчетам» какая-то прорывная форма подачи материала? Возможно, и нет, при условии, конечно, что у фестиваля будет достаточно других зрелищных разделов. И в этом направлении Юрий Аввакумов действительно сделал несколько очень важных и принципиальных шагов.
Во-первых, у «Зодчества» появилась сквозная тема («Индекс устойчивости»), а во-вторых – концептуальные кураторские павильоны. Один из них называется просто и со вкусом – «Россия», – и на его экспозицию до фестиваля проводился специальный конкурс концепций, в котором победил Сергей Чобан. Второй – громко анонсировавшийся Green house Владимира Белоголовского, который собрал 12 самых интересных мировых проектов в области экологической архитектуры и использования энергосберегающих технологий. Все эти зеленые кровли и дышащие дома как бы должны убедить российских архитекторов, что подлинная устойчивость – в этом. Ну, а пока передовые технологии не спеша идут в Россию, нашим «индексом устойчивости» становится все то, что уже спроектировано и построено. Разделы «Проекты» и «Постройки» вытянулись вдоль всей экспозиции, разместившись между павильонами и стенами, и поскольку построек у нас традиционно меньше, то ряд планшетов с реализациями дополнены разделами «Молодые архитекторы» и «Студенты».
Еще одно ноу-хау нынешнего года – отдельно вынесенные стенды с проектами и постройками, вошедшими в шорт-лист претендентов на золотые, серебряные и бронзовые дипломы «Зодчества». Если кто забыл, раньше этих самых претендентов приходилось самостоятельно искать в пестрой разнокалиберной экспозиции, а теперь – пожалуйста, все сливки сняты и замыкают собой перспективу главной аллеи.
Однако вот сам набор претендентов на дипломы различного достоинства и, в перспективе, главную награду фестиваля – «Хрустального Дедала» – удивляет своим типологическим и архитектурным разнообразием, если не сказать пестротой. Так, за «бронзу», например, соревнуются торгово-выставочный комплекс Wave («А.Лен», Санкт-Петербург), жилой комплекс «Кристалл» в Казани («Архитектурно-художественные мастерские архитекторов Величкина и Голованова») и интерьер нового офиса бюро «Студии 44». Среди соискателей «серебра» не меньший выбор жанров – «Баркли-плаза» («Скуратов Architects»), учебный театр ГИТИС («Моспроект-4») и станция петербургского метро «Спасская». Увы, в этом «Зодчество», всегда отличавшееся равнодушием к типологическим и географическим различиям соревнующихся проектов, остается верным себе.
В заключение несколько слов о возможном «золоте». В разделе «Постройки» на него претендует «Даниловский форт» Сергея Скуратова, в «Проектах» – его же «Садовые кварталы» (концепция застройки территории завода «Каучук»). Но интереснее всего то, какие проекты составляют им конкуренцию. В «Постройках» это здание московской школы №1414 (ЗАО «АРСТ») – постмодернистская вариация на тему русского авангарда, а в «Проектах» – комплекс Чеченского государственного университета (группа компаний «Стиль»), внешне как две капли воды похожий на висящие по соседству «Садовые кварталы». И остается только гадать, в чем, по мнению фестивального жюри, эффективнее проявляется индекс устойчивости – в качественной архитектуре или в появлении пусть и заимствованных, но зато не типовых проектов средних и высших учебных заведений.
Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/