26.09.2009 12:22:00
Говорить о социальной ответственности профессии архитектора сегодня довольно модно, однако, как правило, под этим понятием подразумевается лишь постулат «не навреди городу своему». О том, что архитекторы могут и должны заниматься благотворительностью, у нас, скажем прямо, пока мало кто задумывается. И тем важнее для профессионального сообщества пример мастерской «Сергей Киселев и партнеры», безвозмездно разработавшей градостроительную и архитектурную концепцию социальной деревни в Волоколамском районе Московской области.
Социальная деревня – особый вид поселения, предназначенный для людей с нарушениями развития. В Европе такие поселки довольно распространены, у нас же говорить о потребностях недееспособных членов общества и тем более удовлетворять их до сих пор не очень принято. И, тем не менее, ни для кого не секрет, что в России довольно много инвалидов с психическими расстройствами, которые не могут существовать самостоятельно и обречены на так называемое пожизненное сопровождение. Обычно это самое сопровождение обеспечивают родители, после кончины которых у них, увы, не остается альтернативы, кроме проживания в психоневрологическом интернате. То, что таких заведений в нашей стране остро не хватает, - лишь часть проблемы. Другая же заключается в том, что у работников подобных интернатов нет возможности уделять внимание каждому обитателю и проводить с ним полноценную творческо-социальную реабилитационную работу, и это означает, что даже те навыки, которые были привиты ребенку в семье, безвозвратно утрачиваются. Вот и появилась у группы родителей таких детей идея пожизненного сопровождаемого коллективного проживания, то есть создания центра, где люди с нарушениями развития могли бы обитать всю свою жизнь и работать при поддержке специалистов.
Реализацией проекта руководит Центр лечебной педагогики. В 2007 году одна коммерческая структура приобрела под это начинание участок площадью 2 га неподалеку от деревни Данилково, что в 80 км от Москвы, и передала в дар Центру. Правда, юридическое оформление земли, еще продолжается, поскольку ее нынешняя категория («сельскохозяйственное назначение») не позволяет вести на участке строительство. Параллельно с процедурой изменения категории земли и был разработан проект генерального плана социального поселка. «Сергей Киселев и партнеры» сделали это бесплатно и готовы на аналогичной безвозмездной основе полностью выполнить архитектурный проект (за исключением инженерной части).
Участок, выделенный под строительство деревни, по форме напоминает подкову, раскрытую в сторону дороги, и в генплане социального поселка архитекторы удачно обыграли эту особенность. Структура поселка традиционна – ближе к дороге размещен общественный центр, выполняющий роль шумозащитного буфера, в глубине участка – коттеджи. Правда, социальный поселок состоит всего из одной улицы и пяти домов, поэтому можно смело утверждать, что градостроительные принципы создания комфортных загородных поселений здесь реализованы в миниатюре.
Общественный комплекс, в котором сосредоточены все необходимые поселку объекты инфраструктуры, в плане также напоминает подкову, гостеприимно раскрытую на проезжую часть. Подкова образована двумя дугообразными, но не равными по площади зданиями, которые фланкируют центральный вход в поселок. Меньшее по площади восточное крыло занимают спортивный зал и столовая с кухней, западное – мастерские, административные помещения и библиотека. Ближе всего ко входу на участок расположен магазин. А со стороны улицы, слева от дома-«подковы», предусмотрен прямоугольный в плане хозяйственный блок, который вместит в себя гараж, прачечную, столярную мастерскую и технические помещения всего комплекса.
Центральная улица поселка в плане напоминает небольшую ветвистую ель, своей верхушкой упирающейся в дом-«подкову», а «корнями» -- в площадь с декоративным прудом. На каждую из разлапистых «ветвей» посажен дом, и такая компоновка жилых объемов на участке, даже при его скромной площади, позволяет соблюсти все нормы инсоляции и при этом не слишком удалять дома друг от друга. В целом же прием обратной перспективы создает интересную пространственную интригу в восприятии поселка: со стороны общественного комплекса его улица выглядит почти проспектом, а со стороны озера – скорее, площадью.
Дома архитекторы спроектировали как универсальные жилые единицы, в которых есть и квартиры для постоянного проживания, и гостевые номера с удобствами, и общественные зоны для проведения досуга. При этом каждый дом на самом деле представляет собой два самостоятельных жилых объема, размещенных под небольшим углом друг к другу и накрытых единой кровлей. Сначала архитекторы хотели объединить их с помощью небольшого уютного патио, но в российском климате такое решение представлялось довольно рискованным, и в итоге «СКиП» остановились на варианте создания общей двухсветной гостиной, из которой открывается прекрасный вид на лес.
Говорить о точных сроках реализации этого проекта пока рано, но Центр лечебной педагогики прилагает все усилия к тому, чтобы придуманный архитекторами разноцветный поселок с озером действительно был построен. И, бесспорно, огромным прогрессом является то, что в России начали разрабатываться и обсуждаться архитектурно-градостроительные проекты, предназначенные для комфортного проживания людей с ограниченными возможностями.
Анна Мартовицкая
http://agency.archi.ru/
фото: http://agency.archi.ru/