20.09.2009 08:32:00
В парковой архитектуре существует разновидность строений,
называемых фолли (от английского слова folly – каприз). Википедия определяет их
как забавные или экстравагантные небольшие здания или объекты, либо как здания,
предназначение которых трудно угадать исходя из их конструкции и внешнего вида.
Рассматриваемые нами современные фолли никак не были привязаны к зеленым насаждениям. Вряд ли этот факт можно объяснить особенностью новых времен. Скорее в этом усматривается дань народной мудрости, называющей Москву большой деревней. Ведь «капризы» начали строиться в нашем городе задолго до новейших времен.
Взять хотя бы Дом дружбы с народами зарубежных стран, авторизованную копию португальского дворца Паласиу-ди-Пена, расположенную на Воздвиженке. Иначе как капризом причудливое здание не назовешь. Но каприз этот давний, еще дореволюционный. Купец Арсений Морозов построил его в 1899 году на месте вполне приличного московского особняка, подаренного ему матушкой, Варварой Алексеевной. Чем навлек на себя не только материнский праведный гнев, но и насмешки современников. Зачастую достаточно злые.
Странен для глаз горожан и личный дом архитектора
Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке – два различных по высоте
цилиндра, вписанных друг в друга, испещренные шестиугольными окнами. Он был
построен в 1929 году.
Наша экскурсия не затрагивала историю фолли в Москве. Она посвящалась современным сооружениям. Тому, что сегодня разнообразит облик столицы и может позабавить ее жителей, прибавляя столице элемент чудаковатости и экстравагантности.
В программу экскурсии вошли жилой дом мастерской архитектора Бавыкина (Брюсов переулок, 9), псевдоклассический административно-жилой комплекс в Гнездниковском переулке, торговый центр «Наутилус» на Лубянской площади, жилой дом с атлантами в Последнем переулке, бизнес-центр «Пульман» на Мясницкой, «Дом-яйцо» (ул. Машкова, 1/11), ресторан «Шашлык-Машлык» (бывшая «Сковородка») на Симоновском валу, офисное здание «Интеллект-Телеком» на улице Мельникова, жилой дом «Стольник» в Малом Левшинском, жилой комплекс «Посольский дом» в Борисоглебском переулке, фонтан-ротонда «Наталья и Александр» на Никитских воротах, жилой дом «Патриарх» в Ермолаевском переулке, офисный центр Capital Tower на 1-й Брестской улице. Заканчивался осмотр Ходынским полем: «Гранд-парком», жилым домом «Парус» и Клубом ветеранов внешней разведки.
Даже из перечисления объектов видно, что они не совсем подпадают под определение фолли. Большая часть этих зданий отнюдь не скромных размеров. Да и об их предназначении в большинстве случаев по внешнему виду вполне можно догадаться. Тем не менее все они – архитектурные (или хотя бы дизайнерские) причуды. По мнению ведущей экскурсию Марии Фадеевой, подобный «отрыв» спровоцировал воздух свободы 90-х, когда наконец-то московские архитекторы обрели возможность вырваться из рамок железобетонного коробкостроительства и воплотить не только на бумаге то, о чем они думали в предыдущие десятилетия.
Скажем прямо, если тот же «Наутилус» по-своему достаточно
красив и, несмотря на критические замечания знатоков, не вызывает раздражения у
большинства горожан (хотя бы потому, что своей жизнерадостностью прекрасно
разбавляет мрачный ансамбль Лубянки, не разбивая его), то глядя на маленькую,
но крайне тяжеленькую ротонду «Натальи и Александра», неискушенному обывателю
иногда хочется приставить освобожденных архитекторов обратно к спальным районам
(благо их испортить практически нельзя).
Правда, сам архитектор ротонды, Михаил Белов, оправдывает свое творение попыткой выразить в нем собственное ощущение Пушкина: «Я хотел сделать нечто среднее между античным храмом и псковским грибом-боровиком, который чудесным образом вылез из земли, что для меня и есть Пушкин». Понятно, что у каждого свой Пушкин, но маленькая фигурка поэта, жалобно спрятавшаяся за массивные колонны и придавленная сверху шикарной золотой полусферой, как-то мало коррелирует с «нашим всем», поселившимся в сознании большинства сограждан.
Впрочем, мы не будем уподобляться современникам молодого и романтичного купца Арсения Морозова и оттаптываться на архитектурных причудах, кстати, вписавшихся в наш город куда лучше, чем многие зверино-серьезные здания лужковского архитектурного периода. К шуткам и причудам архитекторов можно испытывать благодарность хотя бы за то, что они внесли в архитектуру столицы долю легкости, которой так не хватает нашему мегаполису.
А в заключение мы посоветуем нашим читателям обязательно пройтись по городу и взглянуть на перечисленные объекты, не выискивая в них недостатки и несоответствия строгим архитектурным канонам, а радуясь их странности. А еще лучше, найти время и проехаться мимо них вместе с экскурсией.
Татьяна Хейн
http://sob.ru/
Фото: http://sob.ru/