В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция Российского Союза строителей «Стройкомплекс России за 7 месяцев. Состояние и перспективы»

07.09.2009 11:44:00

В ходе пресс-конференции от ОМОР «Российский Союз строителей» выступили:

•Первый вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей» Григорий Константинович Веретельников

•Вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей» Анвар Шамухамедович Шамузафаров

•Член Совета ОМОР «Российский Союз строителей» Евгений Евгеньевич Ермолаев.

На пресс-конференции были рассмотрены следующие вопросы:

•Основные итоги работы строительного комплекса за семь месяцев 2009 года.

•Саморегулируемые организации в строительной отрасли – ожидания и реальность.

•Уровень цены на жилье и ее структура в региональном разрезе.


Первый Вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей» Г.К.Веретельников сообщил о том, что в I полугодии 2009 года в России введено в эксплуатацию 233,9 тыс. квартир общей площадью 21,6 млн. кв.метров, что составило 99,7% к соответствующему периоду предыдущего года (в I полугодии 2008 года было введено 21,7 млн.кв.метров), в том числе за июнь 2009 года – 4,9 млн.кв. метров.

В июле 2009 года организациями всех форм собственности построено 44,6 тыс. новых квартир общей площадью 4,1 млн. кв.метров, в январе-июле 2009 года - 278,5 тыс. квартир общей площадью 25,7 млн. кв.метров, что составляет 100,7 % к уровню соответствующего периода 2008 года.

За период с начала года среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где введено 3,1 млн. кв.метров жилья или 12,1% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае – 1,8 млн. кв.метров или 7,0%, Москве – 1,3 млн. кв.метров или 5,1%, Республике Татарстан – 1,3 млн. кв.метров или 5,1%, Санкт-Петербурге – 1,0 млн. кв. метров или 3,9%, Республике Башкортостан – 0,95 млн. кв.метров или 3,7%, Ростовской области – 0,9 млн. кв.метров или 3,5%, Тюменской области - 0,9 млн. кв.метров или 3,5%, Нижегородской области – 0,7 млн. кв.метров или 2,7%, Ленинградской области и Ставропольском крае - по 2,3%. В этих субъектах Российской Федерации построено чуть более половины введенной общей площади жилья в России.

Вместе с тем, при значительных объемах жилищного строительства наблюдается снижение ввода жилья в январе - июле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в Краснодарском крае (на 9,8%), Ростовской области (на 6,4%) и Санкт-Петербурге (на 3,1%), которое оказало влияние на темп роста ввода жилья в целом по России.

В I полугодии 2009 г. продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства. Населением за счет собственных и заемных средств введено 88,4 тыс. жилых домов общей площадью 12,1 млн.кв. метров, что составило 106,2% к I полугодию 2008 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила: в целом по России - 56,0%; в республиках Адыгея, Алтай, Удмуртской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Самарской и Тульской областях - от 90,0% до 97,9%; в Республике Тыва, Кабардино-Балкарской Республике и Амурской области - 100,0%.

А.Ш.Шамузафаров обратил внимание присутствующих на проблемы, возникающие в связи с созданием и деятельностью саморегулируемых организаций в строительной отрасли.

По состоянию на 03 сентября 2009 года в реестрах Ростехнадзора отражены около 4,5 тысяч организаций, что составляет всего 1,7% от 268 тысяч лицензированных организаций, в том числе:

- по строительным организациям – 29 СРО с числом членов примерно три тысячи двести строительных организаций;

- по организациям, осуществляющим инженерные изыскания, – 2 СРО с числом членов примерно сто двадцать организаций;

- по проектным организациям – 18 СРО (по другим данным 21 СРО), число членов проектных СРО составляет примерно тысяча двести проектных организаций.

Системные проблемы введения саморегулирования связаны с тем, что основой для создания саморегулируемых организаций могут стать крупные предприятия-монополисты, а также предприятия, представляющие интересы исключительно региональной элиты.

При этом в условиях недостаточного контроля градостроительной деятельности со стороны государства и профессионального сообщества при введении саморегулирования могут усилиться тенденции по дальнейшему развитию коррупции и лоббизма, связанные:

- с усилением монополизации строительного рынка, в том числе региональными строительными элитами;

- с сепаратизацией строительного рынка по территориальному и национальному принципу, недопущением «чужаков» на «свои» территории, что может привести к разрушению единого строительного рынка страны;

- с массированным выдавливанием предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг.

Монополизация и региональная сепаратизация строительного комплекса могут привести к дальнейшему уменьшению объемов жилищного строительства и росту цен на жилье, дестабилизации ситуации на строительных рынках.

Выдавливание с легального строительного рынка предприятий малого и среднего бизнеса может привести к искусственно созданному краху этих предприятий и безработице для нескольких миллионов человек. Все это в совокупности может привести к росту социального напряжения в обществе.

Российский Союз строителей видит свою роль в общей координации деятельности организаций по созданию системы саморегулирования. Для этого в РСС создана рабочая группа по саморегулированию под руководством А.Н. Глушкова (СРО Красноярского края). Контроль за деятельностью этой рабочей группы осуществляет непосредственно Президент РСС В.А.Яковлев.

Директор ФГУ «Центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» Е.Е.Ермолаев разъяснил некоторые вопросы формирования цен на объекты капитального строительства.

В последние 3-4 года устойчивый спрос на новостройки поддерживался ипотечным кредитованием. В 2008 году почти 20% сделок в жилищной сфере происходило с привлечением ипотеки. 30% сделок – это развитая сфера обращения жилья, участниками которой являются граждане, инвестирующие средства в первичный рынок жилья.

Существует примерно 10 юридических лиц, которые строят значительные объемы и определяют политику и уровень цен новостроек. Они не могут не учитывать факт сокращения ипотечных программ и иных видов кредитования, в связи, с чем резко, почти в два раза снизился покупательский спрос. Строителям приходится мириться с потерей части прибыли.

Мы ожидаем падения рыночных цен и затем некоторую стабилизацию ситуации. Но для этого должна начаться продажа залогового жилья, переданного банкам под уплату кредитов компаниями-застройщиками. И одновременно сохранение системы ипотечного кредитования.

В противном случае, ценовая политика будет неестественной и необоснованно завышенной, а покупательский спрос будет неизбежно падать.

Что касается регионов России, здесь необходимо отметить тот факт, что при сверхприбыльности строительства жилья в Москве, в отдельных регионах России себестоимость строительства составляет 85-95 процентов от рыночной стоимости жилья.

Почему так дорого?

- на стадии бюджетного планирования стоимость объекта определяется «навскидку» (нормативы отсутствуют);

- на стадии проектирования сметная стоимость недостоверна (нормативы отсутствуют);

- при проектировании применяются избыточные (неэффективные) проектные решения (через проектные организации поставщики строительных материалов продвигают дорогостоящие технологии);

предприятия строительного комплекса не используют современных систем управления стоимостью.

http://www.omorrss.ru/

фото: http://www.omorrss.ru/

    Была ли полезна информация?
  • 1086
Автор: @ВесьБетон