06.09.2009 08:07:00
Школа – это место, где каждый из нас не просто грызет гранит науки, но и проводит, возможно, самые беззаботные и важные 10 лет своей жизни. Поэтому неудивительно, что к выбору среднего учебного заведения принято относиться очень серьезно.Вот только на внешний облик школьного здания у нас как-то совсем не принято обращать внимание.
Как правило, родители внимательно изучают расположение учебного заведения и его близость к дому, преподавательский состав, техническую оснащенность классов и внешнюю привлекательность общественных зон школы, таких как столовая, рекреации, туалеты. А привычки интересоваться внешним обликом школ у нас нет, поскольку школьные здания в России по-прежнему похожи друг на друга как близнецы-братья, и обнаружить среди типовых построек яркую и красивую школу практически невозможно. И тем интереснее изучать зарубежный опыт проектирования оригинальных школьных зданий – с надеждой на то, что когда-нибудь дизайнерский подход к среднему образованию придет и в Россию.
В Лондоне, в одном из многочисленных краснокирпичных викторианских кварталов, не так давно было возведено необычное здание с острыми углами, облицованное панелями всех цветов радуги. Пестрые фасады прорезаны узкими горизонталями окон, первый этаж полностью остеклен, а остроносый объем покоится на тонких круглых опорах. Внешний облик здания настолько экспрессивен, что сперва даже сбивает с толку. Охотно можно предположить, что перед нами дизайнерское бюро или офисный комплекс, но чтобы школа?! И тем не менее это именно среднее учебное заведение, а точнее, пристройка к общеобразовательной школе Clapham, которая позволила существенно увеличить общее число классных комнат, а также организовать музыкальную студию и небольшой театрально-концертный зал, медицинский центр и атриум, принципиально по-новому трактующий саму типологию школьной рекреации. Здесь нет привычных длинных коридоров и закутков для игр на переменах – интерьер школы представляет собой сложную систему взаимосвязанных пространств, создающих чрезвычайно богатую и потому не утомляющую глаз визуальную среду,которая предоставляет ученикам массу возможностей для подвижных игр.
Еще более фееричные
интерьеры общественных зон школы придумали молодые немецкие архитекторы из
группы Die Baupiloten. Начальная школа Erika-Mann расположена
в одном из спальных районов Берлина и работает не только как учебное заведение,
но и как своеобразный детский клуб, в котором родители могут оставить свое чадо
до самого вечера. В России это называется «продленка», только ни на одной
продленке вы не увидите такого количества разнообразных игровых комнат и
замысловато оформленных рекреаций с разноцветными гамаками и матами вместо
традиционных кресел.
Идеи открытости и демократичности учебного процесса положены и в основу проекта Гимназии 46?09?N-16?50E (как можно догадаться, это географические координаты самого объекта), построенной в хорватском городе Копривница и удостоенной в этом году престижной архитектурной премии Миса ван дер Роэ. Школа построена фактически на границе города и пригорода и будет принимать детей как из самой Копривницы, так и из многочисленных коттеджных поселков, окружающих ее. Как любая городская окраина, местный ландшафт не отличается ни выразительностью, ни визуальным разнообразием.
Пара автострад, несколько многоквартирных жилых комплексов и вереница частных коттеджей – вот и все, что окружало пустырь, выделенный под строительство новой школы. Впервые оказавшись на участке, архитекторы из Studio Up сразу поняли: им предстоит спроектировать не просто учебное заведение, но своеобразную архитектурную доминанту, которая станет центром визуального притяжения этого безликого района. На пустыре архитекторы нарисовали огромный овал – как будто абрис будущего стадиона, а затем, нарушая все мыслимые каноны, установили здание прямо в центр несостоявшегося футбольного поля. То есть беговые дорожки остались, а сам спортивный комплекс стал частью школьного здания, можно даже сказать, его основанием, ибо именно на монолитном объеме физкультурного центра «выросло» собственно школьное здание. Издалека оно кажется почти невесомым, благодаря облицовке полупрозрачными панелями нежного молочного оттенка. Такое решение фасадов позволяет максимально использовать естественное освещение, что для учебного процесса, безусловно, очень важно. Общественные зоны гимназии сделаны как многоуровневые атриумы, с многочисленными соединительными мостиками и лестницами.
Международная школа Осло – частное общеобразовательное учреждение, рассчитанное на 500 детей самого разного возраста. В состав комплекса входят детский сад, подготовительные классы, начальная и средняя школы. На первый взгляд, проект, выполненный бюро JVA, невероятно прост: школа строится в одном уровне, по модульному принципу, согласно которому здание трактуется как своеобразный конструктор, который собирается и разбирается, достраивается по необходимости отдельными объемами по мере необходимости. Однако при всей простоте конструктивной схемы этого объекта архитекторам удалось придать ему яркий индивидуальный облик. В частности, его фасады облицованы вертикальными деревянными планками, которые выкрашены в теплые тона и чередуются с такими же узкими вертикальными вставками окон. И если уличные фасады представляют собой ровные прямоугольные плоскости, то в сторону парка, на краю которого построена школа, обращены криволинейные стены, больше похожие на деревянные ширмы. Классные комнаты, лаборатории, библиотека и спортивные залы сгруппированы вокруг трех атриумов, в которых организованы игровые зоны, зимние сады и зоны отдыха.
http://sob.ru/
фото: http://sob.ru/