Волнения на Охте: башня «Газпрома» пережила слушания

06.09.2009 08:00:00

1 сентября в Санкт-Петербурге прошли общественные слушания по самому скандальному проекту современности – строительству небоскреба «Охта-центр». Проведение слушаний – необходимый этап согласования проекта, и, несмотря на многочисленные нарушения, они все же признаны состоявшимися. Фактически это означает, что двухлетняя борьба общественности Петербурга против строительства в городе на Неве 400-метровой доминанты потерпела сокрушительное поражение.

Напомним читателям краткое содержание «предыдущих серий». 5 ноября 2005 года ОАО «Газпром» и правительство Санкт-Петербурга подписали Меморандум о сотрудничестве. В рамках меморандума была создана Комиссия по рассмотрению и реализации стратегических проектов на территории города, и в этот же день губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер объявили о начале проведения конкурса на разработку архитектурной концепции проекта административно-делового центра в Красногвардейском районе города.

Руководители не скрывали, что у них на новое строительство самые амбициозные планы: штаб-квартира «Газпрома» должна была стать не только ярким произведением современной архитектуры, но и самым заметным и высоким зданием в городе. К участию в конкурсе были привлечены очень известные западные проектировщики, а победителями в итоге стали специалисты британской архитектурной компании RMJM. Утверждать, что это самое звездное бюро из всех приглашенных к состязанию, нельзя, но точно –самое лояльное и умеющее очень чутко улавливать пожелания заказчика.

16 марта 2007 года проект получил официальное название – общественно-деловой район «Охта-центр», и вот уже больше двух лет в городе ведутся баталии между сторонниками и противниками его реализации. Противники небоскреба указывают на то, что 400-метровый монстр «проткнет» небо Северной Пальмиры и непоправимо испортит все ее канонические видовые панорамы, исказит восприятие таких общепризнанных шедевров, как шпиль Адмиралтейства, силуэты Петропавловской крепости и Зимнего дворца. Лоббисты проекта, в свою очередь, утверждают, что создание «Охта-центра» – часть большого стратегического плана правительства Санкт-Петербурга по формированию нового города, который позволит старому городу развиваться в гармоничном для него формате музея, центра традиционной классической культуры.

В общем-то, доводы последних формально кажутся убедительными: сегодня уже совершенно очевидно, что исторический центр физически не способен выполнять деловые функции, и сохранение архитектурного наследия не может быть обеспечено при развитии в историческом центре современных инфраструктур и технологий для бизнеса. Именно поэтому штаб-квартиры корпораций выносятся за пределы исторического центра, и это нельзя не признать гуманным по отношению к памятникам. Неясно только одно: зачем при существующем в городе высотном регламенте в 100 метров проектировать башню высотой 400 метров? Даже здание высотой 200 метров – это уже очень громкое в градостроительном плане высказывание, но «Газпрому» непременно хочется превысить регламент в 3 раза! Видимо, таким образом компания намерена получить фору на много десятилетий вперед: вряд ли у какой-то другой корпорации хватит средств и административных ресурсов возвести нечто подобное.

Так или иначе, в середине августа этого года «Охта-центр» подал в Смольный заявку на превышение допустимой городским законодательством высоты почти на 300 метров. Получить такое разрешение можно: в каждом законе всегда найдется лазейка для особо ценных людей и проектов, но этому предшествует несколько обязательных этапов, одним из которых как раз и являются общественные слушания. Девелоперы обязаны если и не заручиться поддержкой общественности, то хотя бы всесторонне представить ей свой проект и публично взять на себя ответственность за все возможные последствия его реализации.

Слушания проводились в конференц-зале гостиницы «Карелия» 1 сентября в 9 утра. Выбор времени и места их проведения недвусмысленно указывает на желание организаторов отсечь хотя бы часть возможных участников. Ту же цель преследовало и практически полное отсутствие информации о слушаниях – журналистов, например, о них известили лишь в прошлую пятницу, 28 августа, во второй половине дня, а аккредитация при этом заканчивалась в 12:00 в понедельник. И все же «сарафанное радио» сработало, и на слушания пришло очень много людей.

По свидетельствам очевидцев, проход в «Карелию» напоминал жесткий контроль на таможне в аэропорту – людей разве что разуваться не заставляли. Но принятые меры не оказались напрасными: у публики были изъяты газовые баллончики, ножи, кастеты, фальшфейеры и десяток яиц. Трудно припомнить какой-либо другой архитектурный проект, который бы заставлял оппонентов столь серьезно готовиться к публичному выступлению.

Слушания открыли представители «Охта-центра», которые и объяснили, почему все-таки желают увеличить предельную высоту своего объекта. Они привели самые различные аргументы: и экономико-технические обоснования, и строительные, и даже борьбу с терроризмом. Следующими выступили сотрудники Института территориального развития (компании, проводившей анализ влияния высотки на городскую среду), которые заверили собравшихся, что трагедией для Петербурга строительство небоскреба ну никак не может обернуться. Оба этих доклада публика неоднократно пыталась сорвать, освистать и прервать грубыми выкриками, но спикеры упрямо продолжали говорить (только в том случае, когда вся фактура озвучена, слушания могут считаться состоявшимися), а милиционеры тем временем выводили из зала наиболее громких возмутителей спокойствия.

После положенных выступлений настала очередь вопросов и дебатов, и на этом этапе контролировать спокойствие и хотя бы относительную тишину в зале стало совсем сложно. Если бы эмоции имели физическое воплощение, ни в чем не повинная гостиница «Карелия», бесспорно, прекратила бы в День знаний свое существование. И все же исходом слушаний удовлетворены обе стороны: организаторы считают, что столь бурная реакция есть свидетельство признания проекта, а оппоненты довольны тем, что смогли высказаться и тем самым не допустить «сплошного одобрения». Кроме того, слушания хоть и признаны состоявшимися, но оппоненты убеждены, что процедура их проведения – серьезный повод для судебного разбирательства, и намерены подать соответствующий иск. Еще один иск уже направлен в суд и касается «особой секретности», которую организаторы слушаний проявили в ходе их подготовки. Ну, а судьбу самого небоскреба теперь будет решать Комиссия по правилам землепользования и застройки.

http://sob.ru/

фото: http://sob.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1186
Автор: @ВесьБетон