22.10.2008 20:32:34
Проект создания современногопассажирского терминала и строительства жилых и деловых зданий на намывныхтерриториях западнее Васильевского острова под названием «Морской фасад» — одиниз самых крупных в Петербурге, по праву вошедших в число стратегическихпроектов Северной столицы.
Первую очередь почти намыли
Напомним, что целевая программафинансирования этого объекта была одобрена депутатами Законодательного собранияСанкт-Петербурга еще в октябре 2006 года. В общей сложности предполагалось намыть476 га,где предусмотрено строительство современного делового центра, жилых кварталов,зон досуга. Первая очередь — строительство единственного в России современногоМорского пассажирского порта, площадь акватории которого составит 77 га.
Морской пассажирский терминал(МПТ) предназначен для обслуживания современных морских пассажирских судов иавтопассажирских паромов длиной более 300 м и осадкой до 11 м. Проект предполагаетреконструкцию морского фарватера № 11, строительство на намывных территорияхпяти причалов, комплекса зданий и сооружений. Планируемая пропускнаяспособность МПТ — 1,2 млн пассажиров в год. Новый комплекс усовершенствуетморской фасад города и обеспечит дополнительные условия для развития морскоготуризма.
Решено было, что намыватьтерритории под порт и строить его будет компания «Морской фасад». Первоначальнаястоимость проекта превышала 6 млрд руб. Сейчас эта сумма вырастает уже напорядок — до 3 млрд $. Это и собственные средства компании, и привлеченные ввиде кредитов и займов, а также доходы от выпущенных облигаций. Треть всех расходовна расширение акватории и работы по углублению судоходного канала взял на себябюджет. Современный морской вокзал планируется построить в основном за счетинвестора, затем город выкупит у него вокзал (посредством скупки акций) ипередаст в управление оператору. Срок завершения проекта — 2012 год, но перваяочередь проекта должна быть введена в строй уже в этом году. К настоящемувремени намыто около 70 газемли, и до 2010 года формирование намывных территорий будет завершено. В концеавгуста — начале сентября 2008 года в порту должен пришвартоваться первыйкруизный лайнер с туристами.
«Морской фасад» возьмут в кредит
Совсем недавно стало известно,что кредитовать строительство «Морского фасада» собирается Сбербанк России.Причем первая часть кредита уже перечислена и потрачена на возведениеинфраструктуры морского пассажирского порта. Всего Сбербанк одолжит «Морскомуфасаду» 170 млн $. Для застройщика территорий компании «Терра Нова» открытакредитная линия со сроком погашения 5 лет.
По словам президента ООО «Управляющаякомпания "Морской фасад"» Шавката Кары-Ниязова, заемные средствапойдут на образование новых намывных территорий и строительство инфраструктурыморского порта. Сейчас на площадке ведутся активные работы по укреплениюшвартовочного комплекса, а также сооружению таможенного терминала. Уже к лету должныбыть построены необходимые для принятия первых судов сооружения.
На остальной территории «Морскогофасада» в то же время развернется активное строительство. На намывепредполагается построить около 4 млн м2 недвижимости. Там появитсяжилой и деловой кварталы. Здесь будут постоянно проживать около 35 тыс. человек,еще 60 тыс. будут работать в бизнес-центрах «Морского фасада».
Пробок не будет
Однако есть и другие проблемы —транспортные. После завершения строительства объекта Васильевский остров можетзадохнуться от автомобильных пробок. Но транспортники Петербурга такого мненияне разделяют. По словам главы комитета по транспортно-транзитной политикеПетербурга Николая Асаула, проблема связи намыва с центром города будет решеназа счет введения нескольких крупных объектов. Петербуржцы, приезжающие на«Морской фасад», будут пользоваться Западным скоростным диаметром, которыйпройдет по границе существующих территорий острова и намывных территорий. Дляних предусмотрено строительство двух транспортных развязок. Жители также смогутпользоваться линией надземного экспресса, который пройдет по территории фасада.
Туристы, прибывающие на намывморским путем, будут доставляться к историческому центру города автобусами иречными трамвайчиками. Чиновники считают, что этих двух видов транспорта вполнехватит для того, чтобы не было пробок. Причем речным транспортом смогут пользоватьсяне только туристы, но и жители Петербурга.
Остров небоскребов застроят арабы
Деловую зону City на намывныхтерриториях на западе Васильевского острова может застраивать девелопер изАрабских эмиратов. Крупнейшая строительная компания Dubai Worldзаинтересовалась возможностью комплексного развития площадей острова. «Арабскогодевелопера заинтересовал проект "Морского фасада" как примеркомплексного развития новой территории, — отметила Валентина Матвиенко, губернаторПетербурга, вернувшись из недавней поездки в Объединенные Арабские Эмираты. — Укомпании Dubai World огромный опыт освоения новых пространств. Они строят снуля, со всевозможной инфраструктурой и сетями, и в очень короткие сроки».
Валентина Ивановна, пособственному признанию, ратует за приход арабского девелопмента напетербургскую почву. По ее мнению, экстремально высотная архитектура Эмиратовдля города на Неве не подходит, но вот темпы развития дубайских территорийвполне могут быть переняты петербургскими строителями. Представители управляющейкомпании «Морской фасад», которая ведет намывные работы на Васильевскомострове, уже ведут переговоры с арабскими партнерами — компанией Dubai World.
На деловой части намывныхтерриторий, которая представляет собой, по сути, отдельный остров площадью 75 га, по проекту планируетсяпостроить около 840 тыс. м2. Под офисы отдадут 540 тыс. м2,15 тыс. м2 займут отели. Предполагается и жилая зона — 230 тыс. м2.Закончить намыв планируют в 2011 году, а строительство на острове должнозакончиться уже в 2015 году. Основную территорию намыва и остров будутразделять искусственные каналы, а попасть на City можно будет по двумпешеходным и двум автомобильным мостам.
Впрочем, в планы дубайцев такжевходит жилая застройка на других частях намыва. В City их, скорее всего,привлекла возможность застройки, практически не ограниченной по высотности.Изначально проектировщики из англо-американской компании Gensler, составившейпланировку «Морского фасада», предлагали увенчать City 300-метровой башней (вкачестве варианта даже рассматривался перенос туда строительства офиса «Газпрома»).Однако после согласования в КГА решили остановиться на строительстве двух40-этажных зданий высотой около 120 м. При этом формально для фасада существует только высотноеограничение, связанное с безопасностью полетов — около 200 м.
С помощью землесоса и пульпопровода
Для проведения дноуглубительныхработ был создан консорциум во главе с Балтийской дноуглубительной компанией, вкоторый также входит Van Oord — одна из крупнейших дноуглубительных компаний.Этот консорциум выиграл оба конкурса — на проведение дноуглубительных работ ина образование новой территории.
Образование намывной территориипредполагалось вести двумя способами. Первый: песок для намыва берется изблизлежащего подводного месторождения, находящегося в пределах 5–10 км. В такомслучае используется фрезерный землесос, добывается грунт со дна и черезпульпопровод доставляется в зону намыва. Добыча грунта из Финского залива срасстояния 30–70 км возможна с помощью трюмных землесосов — специальных судов снасосом внутри, которые закачивают в себя песок, а потом плывут в зону намыва итам его укладывают, опять же посредством рефулирования. Всего на образованиетерриторий понадобится 11 млн м3 грунта, а для углубления каналанадо выкачать 17 млн м3. Перед началом намыва выполненыподготовительные работы в виде установки шпунтовой стенки.
Намыв распугает птиц и рыб?
Вместе с тем реализация проектаосложняется тревожными заявлениями экологов, которые давно говорят обэкологическом вреде, наносимом акватории Невской губы строительством «Морскогофасада». В 2006–2007 гг., по мнению ученых, ситуация здесь серьезно ухудшилась.Исследования проводились не только вдоль подходных фарватеров в транзитной зонеНевской губы, но и на подводном береговом склоне Васильевского острова вплотьдо реки Смоленки. Шлейф мутных вод от места загрязнения разошелся на десятки километров.Негативным последствием намыва стало и сокращение числа птиц, мигрирующих черезНевскую губу, гибель планктонных организмов и икры рыб, находящихся на дне.
Побережье Финского залива впоследнее время стало площадкой для реализации крупномасштабных проектов. Здесьстроятся и расширяются такие международные грузовые порты, как Усть-Луга,Приморск, Высоцк. При увеличении грузооборота портов судоходство в восточнойчасти Финского залива становится все более интенсивным, причем в порты заходятсуда с очень глубокой осадкой при небольшой глубине залива в этом районе(15–20м). Эксперты считают, что если деятельность человека в акватории Финскогозалива активизируется, то ни леща, ни салаки, ни любимой всеми петербуржцамикорюшки мы на наших столах не увидим. Специалисты Россельхознадзора неисключают того, что придется ставить вопрос о прекращении промыслового ловарыбы в Финском заливе.
Однако, согласно заключениюэкологической экспертной комиссии, технико-экономическое обоснование проектасоответствует требованиям законодательных актов России в области охраныокружающей среды. Также экспертная комиссия пришла к выводу, чтопредусмотренное строительством терминала воздействие на окружающую средудопустимо и проект может быть реализован.