19.07.2009 09:12:00
Мост – это не только полезное инженерное сооружение,
но
и замечательный символ объединения,
понятный абсолютно всем людям планеты.
Наверное, именно поэтому мосты так популярны.
Ежегодно в мире возводится не менее десяти сооружений, благодаря которым на картах мегаполисов появляются новые удобные маршруты из точки А в точку В.
Впрочем, давно прошли те времена, когда архитекторы и
инженеры подходили к делу проектирования мостов как к сугубо утилитарной задаче
по поиску кратчайшего способа соединения двух берегов.
Современный мост – это настоящий
архитектурный аттракцион, не только балующий пешеходов интересными видами на
окружающие красоты, но и демонстрирующий торжество конструкции над силой
земного притяжения.
Сразу два новых
пешеходных моста не так давно появились в Париже, и оба спроектированы швейцарским
архитектором Дитмаром Файхтингером.
Первый получил имя Симоны де Бовуар, и нужно отметить, что пока это единственный во французской столице мост (из 38!), названный в честь женщины.
Он представляет собой элегантную однопролетную конструкцию: две дважды пересекающиеся дуги перекинуты с одного берега на другой и, перекрещиваясь над водной гладью, образуют эдакую «линзу», с верхнего яруса которой открывается вид на исторический центр Парижа, а с нижнего – «скадрированная» панорама на реку.
Свой второй парижский мост Файхтингер построил в этом году в
деловом районе Дефанс, и он получил имя Granite – по названию возводящегося
рядом небоскреба. В парижском Сити, правда, нет реки, но ведь далеко не все
мосты перебрасываются через водную гладь, не правда ли? В данном случае
архитектор соединил два участка делового района, которые раньше почти никак не
взаимодействовали друг с другом, и трактовал мост как своеобразную прогулочную
аллею. Общая длина моста составляет 88 метров, он имеет форму сильно загнутой
дуги и держится на стальных опорах, которые сам архитектор называет
«вихреобразными».
Не менее признанным мостостроителем в мире считается английский инженер Сесил Балмонд, один из руководителей инженерной корпорации Arup. Не так давно он закончил работу сразу над двумя мостами, поражающими воображение своим смелым конструктивным решением.
В древнем португальском городе Коимбра Балмонд построил Мост Педро и Инес, названный так в честь старинной легенды о любви принца Педро, сына Алфонсо IV, к придворной даме Инес де Кастро. Возлюбленные сбежали в Коимбру, чтобы тайно обвенчаться и жить в счастливом браке, но слуги короля выследили Инес и жестоко ее убили. Однако бракосочетание успело состояться,и после того как Педро взошел на престол, он посмертно короновал свою возлюбленную и обязал всех подданных почитать ее память.
Несложно представить, как эту историю можно запечатлеть в живописи или скульптуре, но в образе моста? Однако Балмонд нашел очень символичное решение: у моста всего две опоры, и они представляют собой неразрывную пару, поддерживающую конструкцию посреди реки, словно две сложенные руки. Ограждения моста выполнены из мозаично сложенных фрагментов разноцветного стекла, что в солнечную погоду заставляет деревянный настил переливаться всеми цветами радуги.
А для Университета Пенсильвании Балмонд спроектировал Weave Bridge, что можно перевести как «Плетеный мост». И действительно, внешне его конструкция больше всего напоминает множество сплетенных между собой канатов. Агрессивные металлические «узлы», сквозь которые и пролегает пешеходный маршрут, словно приглашают в увлекательное путешествие.
Изначально этот мост, кстати, задумывался как временное сооружение, которое заменит существующий неподалеку мост на время его реконструкции. Однако фантазия Сесила Балмонда и его умение превратить конструкцию в неотъемлемую часть пейзажа сыграли в судьбе Weave Bridge решающую роль: он был построен как капитальное сооружение и мгновенно стал достопримечательностью Университета Пенсильвании.
Появился новый мост в прошлом году и в Венеции – признанной мировой столице мостостроения. Его спроектировал прославленный Сантьяго Калатрава. Мост Конституции, соединивший площадь железнодорожного вокзала и автобусную станцию, эффектнее всего смотрится именно с воды, когда одинаково хорошо видны и его лаконичные стеклянные перила, и скелетообразная структура.
Хищно ощерившийся скелет или остов старинного корабля чем-то неуловимо напоминает и новый пешеходный мост в чилийском городе Заппалар. Его автор – архитектор Энрике Браун. Мост соединяет историческую часть города с новым жилым районом и переброшен через скоростное шоссе, расположенное в небольшом ущелье. Поскольку совсем неподалеку расположена рыбацкая деревня, мост намеренно был уподоблен шлюпке, которая словно застряла поперек ущелья. Как и положено настоящей шлюпке, мост полностью выполнен из дерева, а в качестве ограждений здесь использована обычная металлическая сетка, призванная напомнить, конечно же, о рыбацких сетях.
Новый мост в этом году обрела и столица Исландии Рейкъявик. Hringbraut bridge построен по проекту исландского бюро Studio Granda и представляет собой лихо закрученную спираль, по конфигурации больше всего похожую на автомобильную развязку. Однако это сходство обманчиво: на самом деле этот мост предназначен исключительно для пешеходов и имеет несколько спусков-«ответвлений», что уже подвигло исландцев прозвать конструкцию гигантской треногой.
http://sob.ru/
фото: http://sob.ru/