15.10.2008 16:15:28
Изменение политического статусаСанкт-Петербурга — передача городу части столичных функций, повышение его инвестиционнойпривлекательности, увеличение популярности Петербурга как мировоготуристического центра, наблюдаемое в последние годы — все это остро ставит вопросо необходимости создания в Петербурге современного аэропорта, который должен нетолько обеспечивать необходимую пропускную способность, но и отвечать международнымтребованиям комфорта и безопасности.
Сегодня аэропорт «Пулково»является третьим по величине в России и крупнейшим на Северо-Западе. Но,несмотря на свою давнюю 76-летнию историю, он уже давно не соответствуетстатусу «столичного».
В связи с этим ОАО «Аэропорт "Пулково"»совместно с ФАВТ «Росавиация» при участии немецкой компании «Hochtief AirPort»разработали концепцию развития аэропорта «Пулково» на период с 2006 по 2025 гг.с учетом международного опыта планирования и размещения аэропортовой ивспомогательной инфраструктуры.
Предварительно была произведенакомплексная оценка текущего состояния аэропорта и рассмотрены возможныеварианты его модернизации, в частности — идея развития на базе «Пулково»Санкт-Петербургского авиационного узла.
На основании данных предпроектныхисследований были сформулированы требования к будущей инфраструктуре аэропорта,в соответствии с которыми должна быть произведена модернизация.
Так, на сегодняшний день в«Пулково» работают 43 стойки регистрации пассажиров внутренних и международныхрейсов, а к 2025 г.их понадобиться более чем в два раза больше — 98. В настоящее время аэровокзалрасполагает 47 стоянками воздушных судов, в перспективе же их будет 100.Согласно концепции, количество посадочных телетрапов должно равняться 18, а наданный момент их только 4. Минимальное время транзита сейчас составляет 2,5 ч прижелаемом не более 1 ч.
На основе сопоставленияполученных данных была избрана оптимальная стратегия развития аэропорта. Всоответствии с ней основные нагрузки будут перенесены в зону, расположеннуюмежду двумя взлетно-посадочными полосами. В районе «Пулково-1» будет построенновый терминал, в котором будут обслуживаться пассажиры внутренних имеждународных рейсов. Этот проект не только сможет удовлетворить потребности вобщей площади аэровокзала и количестве стоянок воздушных судов на 2025 г., но и станетоптимальным с точки зрения сохранения текущей функциональности аэропорта идолгосрочных перспектив его развития.
Проект предполагает созданиенового современного централизованного терминала для обслуживания внутренних имеждународных рейсов на основе реконструкции существующего аэровокзала, второйвзлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, строительство нового здания научастке, прилегающем к «Пулково-1». Также проект включает в себя развитиекоммерческой инфрастуктуры, обслуживающей туристов и транзитных пассажиров:гостиницы, бизнес-центр, офисные здания, коммерческие зоны, автомобильныепарковки.
Главная задача проекта —создание единого архитектурного комплекса, объединяющего существующее зданиеаэропорта «Пулково-1» (терминал 1) и новый пассажирский терминал (терминал 2) ввыразительное архитектурное сооружение, способное стать достопримечательностьюСанкт-Петербурга, известного своим культурным и архитектурным наследием,способствовать продвижению бренда «Санкт-Петербург» в России и за рубежом.
Сроки реализации проекта —2006–2025 гг. Предположительный бюджет — 30 млрд руб.
Началом реализации генеральногоплана, разработанного ОАО «Аэропорт "Пулково"» и «Hochtief AirPort» сталмеждународный архитектурный конкурс на разработку объемно-пространственногорешения здания нового пассажирского терминала аэропорта «Пулково» и прилегающихк нему объектов инфраструктуры, организованный правительствомСанкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт "Пулково"».
На перовом этапе в конкурсеприняли участие четыре всемирно известные архитектурные компании:
Grimshaw (Grimshaw & Partners Ltd.), Великобритания,
SOM (Skidmore, Owings & MerrillLLP), США,
GMP (von Gerkan, Marg and Partner), Германия,
Z&K (ЗАО «Архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры"»),Россия.
Конкурсный проект Grimshaw
Пассажирооборот 17,3 млнпассажиров в год.
Стоимость строительства 340,2млн ?.
Площадь аэропорта 149 тыс. м2.
В основе проекта лежит созданиеособой атмосферы. Величественные мосты и острова Санкт-Петербурга легли воснову планировочного решения здания терминала, разделенного на три части:привокзальную площадь, воздушную зону и зону безопасности. Стеклянные мостысоединяют острова между собой, обеспечивая лучшее ориентирование пассажиров натерритории аэропорта. Особенностью проекта является волнообразная крыша,объединяющая части здания и как бы парящая над ними. Пластическая форма кровлиподчеркивается ее извилистой стеклянной структурой, обеспечивающей проникновениесвета на нижние уровни. Таким образом, отличительными чертами проекта являютсяпросторность, функциональная ясность, высокая светопроницаемость и воздушныеархитектурные формы здания аэропорта.
Конструктивное решение. Стальная кровля разбивается на серии изтрех пролетов над основными операционными зонами (привокзальной площадью,воздушной зоной и зоной безопасности аэропорта). Основные пролеты располагаютсяпо направлению пассажиропотока и соединяются второстепенными элементами кровли.Под крышей располагаются монолитные опоры, отделенные от основной части кровли.
В проекте в основномиспользуются стандартные технологии и материалы местного производства. Привозведении крыши будут использованы алюминиевый стоячий фальц для металлическихчастей конструкций и тройной слой ETFE-«подушки» для стеклянных пролетов.
Конкурсный проект SOM
Пассажирооборот: 9,2 млнпассажиров в год.
Стоимость строительства 300 млн ?.
Площадь аэропорта 170 тыс. м2.
По замыслу авторов проекта новыйаэропорт «Пулково» будет представлять собой мультифункциональный многоуровневыйкомплекс бульваров, площадей и садов в традиции исторической планировки Санкт-Петербурга.Музейное убранство внутренних залов терминала и внешние сады, украшенныескульптурами и другими произведениями искусства, знакомят гостей города сбогатым культурным наследием Петербурга. Новый «Аэропорт-Сити» будет соединен созданием основного терминала крытыми пешеходными переходами, в которыхпредполагается расположить рестораны и магазины. Подобно другимдостопримечательностям города, аэропорт станет обязательной частью программыпосещения Санкт-Петербурга.
Конструктивное решение. Согласно генеральному плану развитияаэропорта, верхняя конструкция терминала должна быть выполнена из структурнойрешетки (18/36 м), каркас кровли — из стальных конструкций и металлическихпластин, а несущая стена нового терминала и гостиницы для транзитных пассажиров— из стекла.
Конкурсный проект GMP
Пассажирооборот: этап 1 (2010 г.) — 7 млн; этап 2 (2015 г.) — 10 млн; этап 3 (2025 г.) — 20 млн пассажировв год.
Стоимость строительства: этап 1 —246 млн ?; этап 2 — 276 млн ?; этап 3 — 398 млн ?.
Основная идея проекта — гармоничноесочетание архитектурных образов существующего и нового терминалов присоблюдении функциональных требований генерального плана и тестового проекта2006/2007 гг., создание современного усовершенствованного аэропортовогокомплекса, который станет новой визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Конструктивное решение. Широкая крыша нового терминала обеспечиваетпассажирам защиту от снега и дождя на входах и выходах из аэропорта. Крышаподдерживается на крестообразных колоннах, формирующих капители, которые обеспечиваютпроникновение в здание дневного света. Дизайн площади с использованием стали истекла выполнен в стиле световых куполов существующего терминала.
Благодаря широким застекленнымфасадам и стеклянной крыше в залах терминала почти всегда светло, как днем.Гранитный пол, отражая солнечные лучи, зрительно расширяет пространство здания.Для стоек регистрации, как и для внутренней отделки ресторана и служебныхпомещений, используются нержавеющая сталь и дерево. Здание существующеготерминала будет отреставрировано. При проведении необходимых инженерных работбудут учтены исторические особенности здания. Обновление торговой зоны, зоныпитания, транспортной системы здания (эскалаторов, лифтов) не нарушитархитектурной сути существующего здания. Специальная система подсвечиваниятерминалов позволит создать ощущение единого архитектурного ансамбля. Здание гостиницыдля транзитных пассажиров расположено рядом с терминалом 2, обслуживающиммеждународные авиалинии. Гостиница класса 4–5 звезд рассчитана на 450 номеров.
Конкурсный проект Z&K
Пассажирооборот (на 2015 г.) 10,2 млн пассажировв год.
Стоимость строительства 316,6млн ?.
Новые терминалы международных ивнутренних сообщений разместятся с двух сторон от нынешнего здания «Пулково-2»и образуют крытую внутреннюю площадь, обеспечивающую тесное взаимодействиеаэропорта, отеля, бизнес-центра и коммерческой зоны. Симметричное построениеобъемов по оси и основного проезда к аэропорту позволяет соединить современныетенденции мировой архитектуры и традиции петербургского градостроительства.Силуэт комплекса очерчен плавной, растянутой почти на 500 м дугой, в центрекомплекса группа вертикальных объектов.
Конструктивное решение. Покрытие здания с поверхностью в формеоболочки положительной гауссовой кривизны выполняется из стальных раскосныхферм и структурных 2-поясных плит, опирающихся на фермы и балки контурныхфахверковых систем. Покрытие опирается на систему стальных многоветвевыхпромежуточных колонн, установленных по периметрам температурных блоков.Трехуровневые стилобаты решены в железобетонных монолитных и сборныхконструкциях: колонны и плиты перекрытий, подкрепленные балками. Основаниекомплекса свайное, с монолитными плитами-ростверками.