Сухие строительные смеси. Развитие и возможности Часть вторая. Начало в № 1-2008

12.10.2008 15:43:29

Продолжаяразговор о сухих строительных смесях, начатый в предыдущем номере, хотелось бысосредоточиться на самих продуктах, а точнее на их производителях — какотечественных, так и на зарубежных.

Нашипроизводители в настоящее время обсуждают вопрос о разработке стандартов напроизводство сухих строительных смесей. Близится разработка ГОСТов напроизводимую в нашей стране продукцию: уже существует и первая и вторая редакция,есть надежда, что третья редакция будет значительно лучше и учтет всенедостатки предыдущих версий.

Даннаятема будет рассмотрена в дальнейшем, а теперь мы перейдем к рассмотрению ианализу рынков и представленных на них материалов.

Существенное место на рынке сухие строительные смеси (ССС) занялипосле появления в России продукции зарубежных заводов и организации совместныхпредприятий. Наибольшее влияние на формирование рынка оказали материалы Optiroc(Финляндия), Knauf (Германия — Россия), Atlas (Польша). Их позиции до сих порсильны на нашем рынке, хотя пользуются популярностью и аналогичные отечественныепродукты.

ВРоссии по состоянию на конец 2006 г. работает около 230 предприятий, выпускающих сухиемодифицированные смеси. Основная масса предприятий — это не очень большиепроизводства, при односменной работе они производят от нескольких сотен до 1–2тыс. т смесей в месяц. Примерно 25 заводов при оптимальной работе способны выпускатьболее 25 тыс. т сухих смесей. Основная доля производителей — это чисто российскиефирмы, без участия иностранного капитала, и только 8 фирм имеют иностранныйкапитал, а некоторые из них полностью принадлежат иностранным инвесторам.

Каждыйгод в нашей стране вступают в строй новые предприятия, в 2007 г. — около 10, но мелкиефирмы уходят с рынка. Увы, это неизбежно. Начиная производство, многие не имеютстратегии вывода продукта на рынок. Как следствие — невозможность продвижения,слабая узнаваемость. Вероятно, доля мелких фирм и далее будет сокращаться.

Нодля таких фирм есть решение. Надо доказывать свою уникальность. То есть ихпроизводства и продукты должны обладать специальными свойствами, а добавленнаястоимость на них должна быть достаточно высокой. Это смеси с гидроизоляционнымии теплоизоляционными свойствами, изготавливаемые специально для крупныхкомпаний. Как показывает практика, производители ЖБИ, ячеистых бетонов илидругих строительных материалов на основе цемента иногда также ударяются впроизводство ССС. Ведь начав производство сухого фракционированного песка,трудно удержаться и не начать делать смеси типа стяжек для полов илиштукатурного раствора. Но далеко идущие планы разбиваются о несостоятельностьтехнологий. Ведь ни для кого не секрет, что между песком и ССС — пропасть.Здесь и добавки, и ноу-хау, а главное — лаборатория, квалифицированныйперсонал. Просто скопировав состав, не всегда можно сделать качественныйпродукт.

Однакоесть и положительные примеры. В Петербурге на базах строительной комплектации фирмы«Петрович» можно увидеть ССС практически всех производителей, нашлось место и длясобственной марки (так называемый private label) — «Петролит». Нельзяне порадоваться за компанию, которая, являясь лидером розницы, не забывает и опроизводстве.

Чтобы суметь занять крупный сегмент рынка, надо вложитьогромные деньги в маркетинг и рекламу и при этом выпускать конкурентоспособныйпродукт с хорошим соотношением «цена — качество». Самое главное при выводелюбого продукта на рынок — это мониторинг, мониторинг и еще раз мониторинг!

Начинаяс 1999 г.по настоящее время выпуск строительных смесей в России увеличился почти в 9 раз,и составляет около 3,5 млн т. Но приходится признать, что бурный расцвет уже позади.Если в период с 2000 по 2004 г. прирост производства составлял 50–60 %, то в 2006 г. — уже 25 %, а вдальнейшем, скорее всего, будет составлять около 20 %.

Львинаядоля рынка, как и прежде, — это смеси на цементном вяжущем. И прежде всего этосвязано с количеством производителей цемента, а также некоторыми исторически сложившимисяпричинами. ССС на гипсовом вяжущем занимают в 2 раза меньшую долю. Ведь понятно,что смеси на гипсе не будут применяться на улице или в сырых помещениях,поэтому и отдается предпочтение смесям на цементе.

Основнойпропагандист смесей на гипсе — Knauf. В соответствиис четко продуманной стратегией он стремится доказать всем, что гипс и Knauf — синонимы.

Смесина полимерных и иных вяжущих занимают минимальный сегмент рынка. Общая картинатакова: ССС на цементе — 60 %, ССС на гипсе — 35 %, иные — 5 %.

Количествопроизводителей на гипсе растет с ускорением. Причина тому, в частности, банальныйдефицит цемента. Потихоньку ломается стереотип, и мы начинаем видеть новыестороны давно знакомого материала.

Внастоящее время рынок приблизился к насыщению. Модифицированные ССС фактическивытеснили так называемые самозамесы и немодифицированные смеси. Любойотделочник старается пользоваться современным и качественным продуктом. Вбудущем темпы роста в основном будут ограничиваться только объемами иквадратными метрами отделки.

Каки раньше, российские производители выпускают клей для керамической плитки. Градациядля него введена фирмой Vetonit (ныне Maxit): почти любойпроизводитель выпускает «простой», «улучшенный» и «усиленный» клей для плитки,также есть и «ремонтные» составы.

Нарынке клеевые составы занимают около 45 %. Доля штукатурки и шпаклевки чутьменьше — около 40 %. Это объясняется тем, что плитку и покрытия, монтируемые наклеях, кладут и на стены, и на пол. Половые ровнители занимают 10 %, а остальныесмеси — 5 % от общего объема производства.

ВРоссию ввозили, ввозят и будут ввозить различные ССС. В 2006 г. было ввезено порядка360 тыс. т различных смесей, причем основную долю составили шпаклевки (63 %), большейчастью на полимерном вяжущем (лидер здесь Vetonit — 40 %).

Распределениемежду лидерами таково: Knauf вне конкуренции —17%, Юнис — 16 %, Старатели — 9 %, Vetonit — 6 %, Плитонит — 4 %, ЕК — 3 %,Церезит и Крепс — по 2 %, Глимс и Боларс — по 1 %. Остальное — мелкие фирмы-производители.Такая ситуация, как представляется, сохранится и в дальнейшем. Навернякапоявятся новые продукты, но их доля не станет статистически значимой.

На петербуржском рынке сейчас представлено (и востребовано) более50 торговых марок общестроительных сухих смесей, а с учетом смесей специальногоназначения — более 60. При этом в Петербурге и Ленобласти работает около 30предприятий по производству ССС, из них 25 — фирмы, выпускающиеобщестроительные смеси.

Законодательная база, ГОСТы и СНИПы формируются в Москве иПетербурге, поэтому в первую очередь импортные материалы продвигались ирекламировались на рынках обеих столиц. Но после дефолта, когда импортные смесиподорожали в 3–4 раза, стало развиваться и российское производство ССС.

Московскому городскому начальству нельзя отказать в пониманиирыночной ситуации и развитии отечественного производителя. Примером служитМосковский завод ССС. Долгое время он был главным поставщиком строительных смесейна стройки столицы, но московский бизнес шагает в регионы, и в них такженачалось производство ССС.

В московской розничнойторговле представлено 115 марок ССС. Ведущие марки — Knauf и Юнис, они узнаваемыи встречаются в 85 % торговых точек. Далее следуют Vetonit, Atlas и Старатели.Кроме того, в десятку лидеров вошли также Глимс, Pufas, Оптимист, Consolit,Dufa. Следует заметить, что рынки Москвы и Петербурга различаются. Причина томулокальность сбыта петербургских производителей, а также всеядность Московскогорынка, который и проглотит любой продукт.

Но есть и другой взгляд. По мнению Григория Балмасова, (к. х.н., зам. ген. директора СП ЕТС), рынок сухих смесей может претерпетьзначительные изменения. Появление ССС изменилотрадиционную технологию и из смеси исключили воду, сухой продукт стали затворятьна объекте. Следующим шагом, по мнению Г. Балмасова, станет исключение из смесипеска и цемента, точнее тех минеральных составляющих, которые практическиидентичны во всех смесях. Предложение добавлять прямо на стройке не тольководу, но и обычный сырой строительный песок и обычный строительный цементдействительно представляет большой интерес. «Зачем, — вопрошает Балмасов, —смешивать на специальном оборудовании, фасовать в красивые мешки и возить повсей стране миллионы тонн однотипного минерального сырья?»

Компания ЕТС разработалавозможность производства абсолютно нового вида строительных материалов, назовемего «концентрат сухой смеси». Многие западные компании уже разработали, рекламируюти продают подобные материалы (по технологии «черного ящика»). Первые попыткипродавать смеси латексов и целлюлозы в розницу были отмечены лет 5–7 назад. Жидкиемодифицирующие добавки для растворов производит «Лакра-Синтез», а теперь и MC-Bauchemie Russia.

ЕТС разработала двелинейки премиксов (компаундов), первая из которых предназначена для использованиясамими производителями ССС, а вторая — для реализации через розничную сеть.Каждая из линеек позволяет производить множество видов адгезионных смесей исамовыравнивающихся покрытий.

Компаунды ЕТСпредставляют собой смеси модифицирующих добавок (от 2 до 5), но главное, чтолинейка, ориентированная на розничного потребителя, содержит и целевыеминеральные составляющие, которые в заводских условиях производители сухихсмесей добавляют вместе с обычным песком и цементом. Принимая во внимание, чтов условиях строительного объекта (а тем более в домашних условиях) точноедозирование по массе невозможно, для розничной линейки ЕТС придумалиспециальную упаковку. Эта упаковка не только позволит надежно хранить итранспортировать смесевые композиции, но и послужит мерником для объемногодозирования сыпучих минеральных составляющих и воды.

Могут появиться и аргументыпротив продвижения данной технологии в жизнь. Ведь не всегда цементсоответствует всем требованиям, его качество от региона к региону скачет, какдавление у гипертоника. Вопрос песка тоже достаточно проблематичен, его минеральныйсостав тоже не всегда одинаков. Но данная технология сможет стать стимулом дляместных производителей. Данную идею надо, несомненно, культивировать иразвивать.

Хочетсяверить, что в будущем появятся другие новые и необычные технологии и разработки(например, в области активации заданных свойств цементов и добавок-модификаторов).

Литература:

БоткаЕ. Рынок сухих строительных смесей России и стран СНГ: состояние и перспективы// Бетоны и сухие смеси. — 2007. — № 1.


    Была ли полезна информация?
  • 2757
Автор: @