Цемент. «Оптимистичный» для некоторых компаний прогноз по России

11.10.2008 16:15:13

Цемент в России при нынешнихтемпах роста промышленного, гражданского и дорожного строительства стремительнопереходит в разряд дефицитных товаров.

По мнению экспертов,производственные мощности российских предприятий составляют около 55–60 млн т цементав год. В основном это дорогостоящий «мокрый» способ производства, и пристабильном росте цен на энергоносители его стоимость будет только повышаться.Износ оборудования некоторых цементных заводов составляет до 70 %, и ихпроизводительность, соответственно, никогда не достигнет проектной.

Прогнозы различных российских изарубежных аналитиков по потреблению цемента в России на 2008–2010 гг.показывают ежегодный рост потребления, а соответственно, и дефицита, на 2,5–3,5млн т в год. Но, по нашему мнению, он будет в 2–2,5 раза больше.

Строительство новых заводов,как, впрочем, и их переоборудование, занимает около 2,5–3 лет. В свою очередь,ввод новых мощностей создаст дефицит поставок клинкера и сырья для егопроизводства.

Разработка новых месторожденийдля добычи сырья или увеличение его добычи на существующих месторождениях засчет модернизации или закупки дополнительного горнодобывающего оборудования начинаяс 2008 года займет еще 4–5 лет. То же относится и к производству клинкера.

Таким образом, тема цемента вРоссии будет сверхпопулярной как минимум ближайшие 5–7 лет, что привлечетсерьезные инвестиции в его производство и создаст целую индустрию, связанную сего ввозом из-за рубежа.

В 2007 г. основными странами — поставщикамицемента в РФ являлись Белоруссия, Украина и страны Прибалтики, что частично покрывалодефицит. Однако потребности цемента растут, и импорта из этих стран недостаточно.Россия уже начала импортировать цемент из Турции, Греции, Египта, Китая идругих стран. В этой связи перед Китаем как крупнейшим мировым экспортером (45 %мирового экспорта) открываются возможности стать ведущим поставщиком цемента вРоссию. Однако не следует обольщаться, потому что доставка китайского цемента вцентральную Россию значительно дороже, чем из более близких стран.

Наши маркетинговые исследованияи независимые аналитики показывают, что с 2008 года увеличится потреблениецемента и в Европе, и в странах, являющихся традиционными экспортерами цемента,например, в Китае, Турции и Индии. Это связано с повсеместным сокращениемпроизводства бетона как экологически грязного материала и с ростом собственногостроительства.

Практически все российские изарубежные эксперты уверены, что сегодня для России наиболее сложной и дорогойпозицией в поставках импортного цемента является логистическая (транспорт — таможня— склад) составляющая. По сути, Россия оказалась не готова к импорту этогоматериала.

При средней цене цемента, например,42–55 $/т в Китае и 90–105 $/т в Турции (14.12.2007) расходы на транспорт подоставке до Москвы в зависимости от страны-производителя могут составить 120–190$/т. Однако мощности транспортной инфраструктуры (водный и железнодорожныйтранспорт, порты и транспортные узлы) в значительной степени ограничены, и, понашему оптимистичному прогнозу, все вместе взятые они могут пропустить около1,5–2 млн т в год, что составляет лишь 35–40 % от ожидаемого дефицита. При этомнельзя забывать, что поставки цемента в Россию наиболее дешевым навальнымспособом в ближайшее время не предвидятся из-за отсутствия соответствующейинфраструктуры и отрицательного воздействия на экологию. Кроме того, в январе2008 года произойдет традиционное повышение тарифов на морской ижелезнодорожный транспорт, а рост цен на энергоносители увеличит стоимостьпортовой и станционной обработки.

Ограниченное количество судов,вагонов, складов и перегрузочных мощностей в транспортных узлах призначительном увеличении цементных потоков также подстегнет цены, что увеличитстоимость цемента на российском рынке. В этом, кстати, заинтересованы икрупнейшие российские производители. Поэтому, при фактической невозможностипокрытия дефицита для обеспечения себе рынка сбыта и увеличения прибыли, они, содной стороны, будут противостоять заявленной председателем правительства РФотмене пошлин. А с другой — при угрозе их собственному производству, которуюможет представлять импорт, будут лоббировать повышение пошлин, аргументируя этостратегической значимостью цементной промышленности для страны.

Активизацией поставок цементаобязательно воспользуется и российская таможня. Многолетняя практикаадминистрирования таможенной стоимости с использованием принципов КТС(корректировка таможенной стоимости) показывает, что стоимость таможенногооформления и размер уплаты НДС при оформлении в общей ценовой составляющейимпортного цемента также будут расти. Так, например, если проходная цена приочистке импортного цемента в июле-августе составляла 25–30 $ по Китаю и 50–60$ поТурции, то уже в декабре таможня дает добро при цене на китайский цемент 70 $,а на турецкий — 110$. Но оставим пошлины в покое, это всего лишь 5 %. Вкачестве налоговой нагрузки более важен НДС. Административно корректируя еготаможенную стоимость в сторону повышения, ФТС и МНС России удачно закроют частьбюджетной дыры в сборе НДС.

Ожидаемый дефицит цементаактивизировал в России и деятельность профессиональных российских имеждународных финансовых аферистов. В свое время они использовали свои схемы намиллионных поставках мочевины и сахара. Теперь в моде цемент. Как правило, онипредставлены почтенными зарубежными компаниями с высококлассными, причемподтвержденными крупнейшими западными банками, рекомендациями и контрактами отпроизводителей. Естественно, это миллионы тонн, сертификаты, эксклюзивы отпроизводителя, аккредитивы при расчетах и прочие вещи, обеспечивающие мнимуюбезопасность покупателя и надежность поставщика. Однако опыт показывает, чтопокупатель все равно оказывается с носом. Нам встречались подобные компании. Ихдоговоры практически не отличаются от ранее использованных в сахарных схемах.Те же 1–1,5 млн т, те же партии по 10–12,5 тыс. т, те же различные схемы оплатпри расчетах, включая аккредитивы, только вместо сахара и мочевины — цемент.

Одной из проблем в поставкахимпортного цемента является качество упаковки цемента. Практически весьимпортный цемент будет поставляться в бигбегах по 1,5 т. Комплексные потери приих транспортировке, перевалке и разгрузке у потребителя доходят до 20 %.Причиной этого является или недостаточно надежная упаковка или несоблюдениетехнологии упаковки. При отсутствии контроля на всем пути движения товара выможете получить или рассыпанный и, естественно, испорченный цемент в вагоне,или затвердевшие цементные кубики в бигбегах.

Российские заводы не имеюттехнологической возможности принимать цемент в мешках, так как изначальнозапроектированы под «хопры» или цементовозы. Помимо проблем с выгрузкой цементаони столкнутся с проблемами утилизации бигбегов. Если для выгрузки можнозакупить соответствующее оборудование, то утилизация полиэтилена и пропилена состатками цемента в количестве более 100 тыс. шт. для каждого потребителя будетпроблематична.

Нарабатывая опыт перевозокцемента из Китая, Турции и Греции, мы столкнулись с множеством проблем, окоторых ранее даже и не предполагали. Имея 16-летний опыт в перевозках, припервой поставке 1000 т мы получили потери около 8 %. Сегодня, перевезя более 80тыс. т, мы вписываемся в установленные стандартами 0,3 %. Цемент — это сложныйпродукт, обладающий текучестью и нетерпимостью к влаге, с ограниченным срокомдоставки и хранения — не более 3 мес. Любая халатность — даже крановщика илиукладчика — может привести к значительным потерям и удорожанию.

Несогласованность решений идействий основных участников контракта (производитель, продавец, покупатель) слогистической компанией серьезно влияет на экономичность и эффективность.

Необходимо учесть все: ипроизводственно-складские мощности конечного получателя, и маршруты доставки,включая их особенности и загруженность пунктов перевалки, и наличие судов ивагонов, и размер поставляемых партий, и оптимальность таможенного оформления исертификации и т. д., и т. п.

Российский потребитель должензаранее, как минимум на стадии подписания контракта, согласовывать своидействия с опытным логистом. Импортные поставки — это не просто «купил — привез— продал». Это целая система, учитывающая и финансовую составляющую. Иначе, когдадело дойдет до практики, ваши теоретические расчеты могут сойти на нет. Наавось в сложившейся ситуации надеяться нельзя, потому что срыв поставки налюбой цементопотребляющий завод грозит большими неприятностями и финансовымипотерями.


    Была ли полезна информация?
  • 2194
Автор: @