29.05.2009 08:06:00
Несколько лет назад она превратилась в фестиваль, а в прошлом году – доросла до звания первой московской биеннале архитектуры. В следующем году тоже будет биеннале, а в этом – некоммерческая программа подчинена девизу ‘Next’ и поиску новых имен. Идея чередовать биеннале с архитектурой молодых принадлежит Владу Савинкину и Владимиру Кузьмину, а в роли куратора программы выступает Барт Голдхоорн, основатель журнала «Проект Россия» и неизменный куратор некоммерческих программ «Арх Москвы» уже три года подряд.
Безусловно, всем было интересно, что же станет с «Арх Москвой» в наше неприятное кризисное время. И надо признать – выглядит она, во всяком случае на первый взгляд, хорошо, даже как будто немного лучше, чем прежде. Как женщина, которой пошла на пользу диета. В последние годы строительный и прочий бум заставлял выставку до некоторой степени «распухать», вытесняя содержательные экспозиции то в подвал, то на улицу под галерею, то еще куда-нибудь. В этом видели экспансию и расширение фестиваля, но было заметно, что хорошо продающиеся коммерческие площади не оставляют места другим, тем, за счет которых «Арх Москва» когда-то (уже достаточно давно) сделала свою славу не просто крупной и столичной, но содержательной и художественной выставки.
Зато сейчас все выглядит гармонично, как будто бы баланс экспозиций опять возвратился внутрь ЦДХ. Удивительно, но коммерческих стендов вполне достаточно – не то, чтобы мало, а в самый раз и они достаточно крупные и броские. Еще более удивительно, что архитектурных стендов в центральной коммерческой части на втором этаже (то есть мастерских, купивших места на выставке) тоже как будто бы много. На самом деле их конечно же меньше, примерно на треть, но главные герои на своих местах, и в общем балансе они занимают как будто бы то же место, что и в прошлом году. Все стало более разреженным, несколько более просторным, но общему впечатлению от выставки это идет на пользу. Она вовсе не стала беднее, а вот благороднее – стала. От архитекторов на открытии можно было услышать, что «Арх Москва» стала «легче». Что же, с таким определением стоит согласиться. ЦДХ перестало быть затесненным, выставки расположились более вольготно, ясно и логично.
Одно из самых заметных мест, при входе на второй этаж, занимает выставка архитектора года Сергея Скуратова. Надо сказать, что экспозицию «архитектора года» устраивают четвертый раз (до этого были Михаил Хазанов, «Меганом», Сергей Киселев), но все время ей доставались неудачные залы – то на ступеньках, то в самом дальнем зале на третьем этаже. А выставка Сергея Скуратова встречает зрителей при входе на второй, главный, этаж ЦДХ. Сразу видно, кто именно здесь архитектор года.
Кроме того, выставка очень удачно организует пространство – здесь Сергей Скуратов определенно поработал как архитектор. Входящего встречает широкий и асимметричный перспективный портал с лаконичной надписью. Он оформляет вход в обширную и высокую гипоскартонную выгородку – выставочный «домик». Внутри – проекты, на внешних стенах – фотографии реализаций. По собственному выражению Сергея Скуратова, проекты это то, что необходимо защищать, поэтому они внутри, а постройки – это уже состоявшиеся вещи, достояние критиков, фотографов и горожан, поэтому они снаружи. К этому можно добавить, что проекты черно-белые, постройки – цветные, хотя и не совсем, в несколько сдержанном скорректированном цвете. Все очень крупно, просторно, заметно и при этом изящно. К выставке выпущен небольшой каталог (предшественники этого не делали) с предисловием Барта Голдхоорна, словом, все исполнено, как полагается. Можно даже сказать, что Сергей Скуратов отнесся к званию архитектора года и к своей выставке особенно серьезно. Впрочем, его экспозиции на Арх Москве и раньше были заметны, хотя и не были такими огромными.
Центральный перекресток среди стендов архитектурных мастерских занимают по большей части известные герои, которые выставляются здесь постоянно: Савинкин&Кузьмин, на сей раз с чем-то похожим на выставку стеклянных скульптур, впрочем, обаятельную; Тимур Башкаев, как всегда с большим и сложным макетом, на сей раз металлическим, подвешенным на леске к потолку; и «Меганом» с макетом театра на Таганке, оранжевым, светящимся, красивым – это наверное самый заметный макет на «Арх Москве», меганомовцы вообще мастера макетов. «Архбабы» принесли три пары цветных женских ног; МАО – большие плакаты и маленькие экранчики с видео.
В этом году в программе «Арх Москвы» два больших «иностранных дня» и соответственно две крупные экспозиции – Италии и Дании. День Италии намечен на четверг (28 мая), и включает пять мастер-классов итальянских архитекторов и реставраторов. Среди них есть известные: Беньямино Сервино, Паоло Дезидери и Массимо Кармасси, а есть – строящие в России (Данте Бенини, автор Глобал-тауна в Нижегородской области). Масштабная выставка Италии заслуживает называться «павильоном»; она занимает широкий «коридор» вдоль второго этажа. Экспозиция эффектная и дорогая, но тот факт, что она призвана прежде всего рекламировать итальянский камень, образцы которого развешаны по стенам, придает ей сходство с очень большим коммерческим стендом. Впрочем, вероятно, так и есть, только стенд представляет не фирму, а страну.
Экспозиции Дании на третьем этаже, напротив, выглядят вполне концептуально и «некоммерчески». Первая – Instants of architecture (Моменты архитектуры) – пришла на замену ранее высказанной идее организаторов «Арх Москвы». В Москву собирались привезти выставку Датского павильона Венецианской биеннале (посвященную экологии). Но это не случилось, и приехала другая выставка, посвященная Sustainable (устойчивой) архитектуре. Она показывает результаты работы 10 архитектурных бюро на заданную тему. Выставка датско-французская, вначале ее показывали в Париже, потом в Праге, теперь в Москве. По словам организаторов, в каждом городе она выглядит немного по-разному, но главный «несущий» элемент повсюду – ящик для фруктов. В Москве из этих ящиков сложена приятно пахнущая длинная комната, внутри которой – длинный же стол, на нем макеты, на стенах – картинки проектов. Подписи фломастерами на стенах. Все мило и обаятельно, но в содержание – если всерьез – надо вникать, читая привязанные веревками к ящикам толстые книги.
Вторая датская выставка находится рядом, она более забавна, чем глубокомысленна, хотя текстов и здесь предостаточно. Эта экспозиция посвящена тому, как велосипедное движение изменяет город. Правда, она больше похожа на выставку забавных велосипедов – каждый из них с какой-нибудь причудой, настоящая коллекция. Есть велосипеды по старинным моделям, есть несколько моделей с крышей и тремя колесами, один – меховой с рогами. Каждый образец поставлен в картонную коробку с прорезанными круглыми окнами, надписями и фотографиями архитектуры на стенах.
Датская экспозиция будет сопровождаться мастер-классами архитектурных бюро Дании и лекцией о внедрении велосипедной культуры в города.
Основная тема ‘Next’ представлена несколькими экспозициями. Одна из них, пришедшая на смену «Архкаталогу», занимает вестибюль на первом этаже. Здесь представлены работы 24 молодых архитекторов, отобранных в результате конкурса «Новые имена». Авторы этих работ в течение трех дней (по субботу включительно) можно будет увидеть вживую – они будут трудиться прямо на выставке над новыми конкурсными проектами – в самой дальней части третьего этажа (видимо, для того, чтобы творчеству мешали только те посетители, которые туда доберутся) устроены каморки, компьютеры и мольберты. То, что будет сделано за эти несколько дней, в субботу вначале продемонстрируют, а затем вечером объявят четырех победителей. Четверо поедут в на биеннале Роттердам – и там уже роттердамское жюри выберет одного самого достойного. Он получит собственную персоналку на следующей «Арх Москве», той, которая вторая биеннале. Так по замыслу организаторов на выставке ‘Next’ будет выставляться «взрослый» архитектор, а на биеннале – молодой, чередуясь год за годом.
В программу ‘Next’ входит еще несколько выставок: экспозиция дипломных работ, также отобранных в результате конкурса, и три выставки, посвященные архитектурным школам или методикам преподавания: мастерской Евгения Асса и мастерской ТАФ из МАрхИ, и самарской мастерской Малахова и Репниной. Первая – в зале на втором этаже выставляет четыре студенческих проекта на актуальную тему реконструкции ЦДХ; обсуждение этих проектов состоится в четверг.
Две другие архитектурные школы представлены на так называемом «балконе» по соседству друг с другом – и здесь становится заметно, что они похожи, хотя самарская выставка сделана добротнее и аккуратнее, а выставка мастерской ТАФ – нарочито крупно и широко.
«Арх Москва» всегда вбирала в себя по нескольку «ассоциированных» проектов. В прошлом году по этой части наблюдался некоторый перебор, особенно в связи с выставками Москомархитектуры в здании ГТГ. В этом году все опять же стало спокойнее, остались более привычные партнеры. Это «Архстояние», которое «улетает»: его тема «вне земли». Золотое сечение, выставившее номинантов премии, врученной в начале этой недели, в пятницу будет награждать фаворитов интернет-голосования. Премия «Дом года», голосование по которой еще идет, объявит своих лауреатов в четверг вечером и тоже на «Арх Москве». Выставка зданий-номинантов на премию «Дом года», как московскую, так и проведенную впервые петербуржскую – устроилась на втором этаже прямо на стеклах, что красиво (получается похоже на слайды), но неудобно (солнце светит в глаза).
Там же нашла для себя место и выставка проекта «Города», причем картинки дополнены небольшой экологической акцией – сегодня вечером на открытии проекта можно было посадить семена в подвешенный над полом газон.
Один из новых партнеров «Арх Москвы» – союз архитекторов России, который назвал себя «патроном» мероприятия и впервые организовал здесь свой стенд – в виде арх-кафе на третьем этаже.
Словом, выставка вопреки опасениям не стала беднее, а напротив, как-то «утряслась» и похорошела. Посмотреть есть на что.
Мы планируем дополнительно освещать программу ‘Next’, мастер-классы и лекции.
Выставка продлится до 31 мая.
Юлия Тарабарина
http://agency.archi.ru/
Новое поколение ввели в строй
В Центральном доме художника открылась выставка "Арх-Москва". Тема выставки — "Next" — новое поколение российских архитекторов, новые тенденции и идеи. По мнению ГРИГОРИЯ Ъ-РЕВЗИНА, новое поколение есть, новых идей у него нет, но выставке это нимало не мешает.
Архитектором года в этом году на "Арх-Москве" избран Сергей Скуратов, автор небоскребов на Мосфильмовской улице и самых дорогих домов на Остоженке. Его выставка расположена на входе в центральную экспозицию "Арх-Москвы" — монументальный блок, внутри которого нереализованные проекты, а по внешним стенам — реализованные. В силу неодолимых законов геометрии внешний периметр больше и торжественнее внутреннего.
Кто бывал на "Арх-Москве" раньше, этому не может не поразиться. Архитекторами года у нас бывали Михаил Хазанов, Сергей Киселев, Юрий Григорян. Каждый из них в связи с получением этого звания нервничал, по чину ли дали, передавая это нервическое чувство своей экспозицией. Юрий Григорян выставился на ступеньках ЦДХ, Сергей Киселев — на третьем этаже на антресолях, и там был только проектор, где показывали его постройки. А господин Скуратов принял звание так, будто он для того и родился,— уверенно, торжественно, с лоском он представляет свои постройки, и сразу понятно, кто на выставке самый главный. Это такая экспозиция, что как-то само собой хочется называть Скуратова в этом году "ваше превосходительство", да и в следующем тоже — на всякий случай.
Годы построения вертикали приучили нас ценить простой армейский порядок, и, двигаясь по выставке, я не мог отделаться от мысли, что до чего же это складно и ладно, когда впереди всех генерал. Дальше шли полковники, и они тоже в присутствии генерала не подкачали. Центральную зону "Арх-Москвы" образовали экспозиции Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, Юрия Григоряна (с потрясающим проектом реконструкции Театра на Таганке), Юрия Виссарионова, Сергея Орешкина (фирма "А.Лен") — все роскошные стенды с серьезными, иногда элегантными, как у Савинкина—Кузьмина, иногда просто дорогими макетами. Отдельной ротой выставилось Московское архитектурное общество, архитекторы интерьеров и частных домов, которых уж лет десять никто не видал, потому что работали они в полях между Рублевкой и Новой Ригой и было им не до выставок. А тут вышли с полей, и хотя жизнь их потрепала, потому что вместо стендов у них такие простынки, где с одной стороны напечатан портрет бойца, а с другой — фотки его построек, все ж таки они все еще в строю. Другой шеренгой следуют номинанты на основанный критиком Николаем Малининым интернет-конкурс "Дом года" — московские и петербургские. В общем, на удивление внятная, четкая экспозиция. Это тем более поразительно, что в предыдущие годы все было как-то совсем не так. Называлась выставка "Арх-Москва" и тоже имела какие-то слоганы, но сразу же за входом архитектура как-то заканчивалась, а начинались мебеля. А тут кругом одна архитектура.
Причиной такого счастливого положения дел нужно считать кризис. Хотя архитекторы с ноября очень сетуют на тяжелое материальное положение, все же они свою выставку не бросают и вкладываются всерьез, выкупая выставочные площади и создавая серьезные стенды. Видимо, у продавцов мебели и сантехники дела радикально хуже — они исчезли, и "Арх-Москва" стала напоминать ту выставку, какой она задумывалась и была пять-семь лет назад. Я считаю, важный показатель. Исходя из состояния "Арх-Москвы" можно рассчитать идеальную цену барреля для развития русской архитектуры — в районе $50. Если меньше, нечего показывать, если больше, возникает хаос коммерческих понтов.
Но, насколько я понимаю, такого эффекта никто особенно не планировал и не ожидал. Если взять его в расчет, выставку стоило бы назвать не "Next", а "Previous" — "предыдущее". Архитекторы, которых я перечислил, старые участники "Арх-Москвы", они выставляются уже по десять лет, прекрасно известны. Часть показанных ими проектов созданы до кризиса, часть — уже сегодня, но все они сделаны в модели докризисной экономики. Гипертрофия квадратных метров, слабая проработка функции, особое внимание к "зарубежности" внешнего вида здания для повышения его товарной стоимости — основы "поэтики" этой архитектуры.
Куратор выставки Барт Голдхорн особое внимание уделил поиску талантливых молодых архитекторов и студентов. Им посвящены отдельные экспозиции в вестибюле здания ЦДХ и на втором этаже, отдельно студентам, отдельно молодым специалистам. Там есть бойкие работы, хотя оценка куратора, заявившего, что некоторые проекты ему кажутся гениальными, мне кажется несколько завышенной. Но эти молодые архитекторы очень похожи на немолодых. Кто-то работает под Юрия Григоряна, кто-то под Владимира Плоткина, кто-то под Евгения Асса. Что и естественно, поскольку это мэтры, у которых они учились. "Next" как-то не проявляется ни в чем, кроме возраста.
Конечно, ожидалось, что в связи с кризисом архитекторы — не те, так другие, не мэтры, так студенты — задумаются о формировании какой-то новой модели развития. Все же у нас непостроенная страна, людям жить негде, и тут есть чего делать, кроме обслуживания финансовых интересов 5% населения. Но это пока не задалось. Молодые хотят делать то, что делали немолодые. Это радует, с вертикальной точки зрения очень удачно, когда кадеты хотят ровно того же, что и полковники и сам господин генерал.
Григорий Ъ-Ревзин
http://www.kommersant.ru/
фото: http://www.kommersant.ru/