Острова над морем

10.05.2009 12:18:00

Недавно мастерская А.Асадова предложила для Сочи один из своих самых смелых и может быть даже фантастичных проектов – гостиницы-острова, приподнятые над водой на сваях. Эти комплексы способны поспорить с проектом «острова Федерация», а также решить целый ряд проблем курортного и предолимпийского города. Но вопрос в следующем: хватит ли смелости на их реализацию?

Человечество, сколько себя помнит, ведет ожесточенную борьбу с морской стихией, отвоевывая у моря землю сантиметр за сантиметром. Когда-то добытая земля превращалась в сельскохозяйственные угодья, теперь – она служит процветающим туристическим курортам. Самым ярким историческим примером подобной борьбы стало осушение берегов Голландии, о грандиозности которого гласит поговорка: «Бог создал море, а голландцы – берега». Примеру Голландии в наше время последовала еще одна «морская держава», Арабские Эмираты, предложившая альтернативу осушению – насыпные острова, осуществленные в рамках нашумевшего проекта The World. До России эта модная тенденция тоже добралась – для Олимпиады в Сочи Эрик Ван Эгераат, кстати, голландский архитектор, предложил построить насыпной остров (точнее архипелаг) «Федерация», по форме повторяющий очертания нашей страны. Ходят слухи, что его так и не построят, поскольку застройщики не учли одной важной особенности акватории Черного моря – его глубины – а преодоление этого препятствия, вероятно, «съест» весь бюджет нашумевшего проекта.

Осушение и намывные острова – на сегодняшний день основные способы отвоевания территории у моря. Есть еще один, достойный стать третьим в этом ряду – дома на свайных конструкциях. Его никак нельзя назвать новшеством: в таких домах, например, жили древние племена нашей средней полосы, те, которым достались болотистые земли. Кроме того, дома на сваях – единственная возможность жить на побережье океана, не опасаясь при этомприливов и штормов.

Об одном из таких «домов на сваях» мы уже рассказывали раньше – это проект «Аэротель» мастерской А.Асадова, станция для странствующих отелей-дирижаблей. Главная идея этого проекта – расположение зданий над водой на сваях, стала отправной точкой для новых работ архитекторов, проектов с более определенной целью – стать конкурентом уже вряд ли реализуемого острова «Федерация».

Мастерская А.Асадова разработала для Сочи четыре проекта с различным архитектурным решением, но общей концепцией. Так, в каждом из них здания (апартаменты, гостиницы, висячие сады, причалы для яхт на нижнем уровне) расположены над морем, приподняты на сваях и соединены с берегом посредством пирса. Конструкции свай, по словам одного из авторов проекта, Андрея Асадова, просчитана и надежна.

Первый проект представляет собой тонкий полукруглый пирс, на ось которого «нанизаны» дома-бабочки. Они состоят из двух слегка изогнутых, похожих на крылья корпусов, повышающих свою высоту каскадом в сторону моря. Здания-«крылья» соединены большими остекленными атриумами с висячими садами внутри и снаружи. Ярко-зеленая шершавая текстура корпусов и разбитый между ними парк создают впечатление оазиса в морской пустыне и одновременно вступают в диалог с заросшими зеленью горами побережья. Получается своего рода зеленый анти-остров – во-первых, острову полагается вырастать из воды, а этот висит над морем. Во-вторых, остров обыкновенно имеет гору в центре, а этот в центре имеет дыру, но повышается к внешнему периметру. Легкое, даже «летящее» решение вызывающе противоречит морской стихии.

Другой формой воплощения идеи «дома на воде» стали пять круглых «островов» с башнями в центре – при взгляде сверху (с самолета) они образуют эмблему олимпиады. Круги символизируют пять колец-континентов, каждое из которых имеет свой цвет. Синее кольцо – Европа – веет холодом скандинавской зимы, а башня в центре напоминает ледяные скульптуры. Ассоциации со скульптурой, только уже африканской, вызывает башня черного кольца, символизирующего Африку. От форм красной башни, объединяющей Южную и Северную Америку, веет и бразильскими карнавалами, и жертвоприношениями ацтеков, и покорением индейцев. Башня желтого кольца – символа Азиатского континента – напоминает китайские пагоды, а ее рисунок в крапинку отсылает уже к современному искусству этого региона. Последний континент на эмблеме, обозначенный зеленым цветом, – это Австралия. Культурная история Австралии не столь значительна. А вот природа этого континента, несомненно, оставляет яркое впечатление. Вероятно, этим и оперировали архитекторы при проектировании башни зеленого кольца – решение ее фасада схоже с рельефом Австралийских Альп, где на высоте 2000 метров сквозь скалистую почву пробиваются редкие пучки зелени.

Все разноцветные кольца-тарелки пяти континентов имеют одинаковую структуру. Приподнятое над водой на сваях круглое основание образует атриум с общественным пространством, от него в разные стороны отходят гостиничные корпуса, а венчает всю эту конструкцию башня – символ континента. Что характерно, символика отсылает нас к Олимпиаде в целом, что по смыслу более логично, чем верноподданническая «Федерация».

Такой архитектурный комплекс мог бы стать не только украшением и «фишкой» сочинской Олимпиады, но также и одним из символов города впоследствии, напоминая его гостям о том, что здесь проходило мероприятие общемирового значения.

Еще один проект из этой серии представляет собой длинное невысокое здание, стремительно уходящее с берега в открытое море. Это уже больше похоже не на остров на сваях, а на настоящий пирс, только очень большой и сложносочиненный. Его цельный объем при детальном рассмотрении оказывается многосоставным и слоистым, а закругление на конце и массивные причалы для яхт образуют искусственный залив, обособленную территорию с большим пляжем, которая могла бы пространственно обозначить частные владения.

Четвертый проект центрально-симметричен. Его рабочее название – «Звезда». Комплекс состоит из основания в виде пятиконечной звезды и 5 корпусов, врезанных между ее лучами. Корпуса выполняют гостиничные функции и имеют озелененные фасады, что придает им сходство больше с кувшинкой, чем со звездой; или даже с любимым южным цветком пассифлоры. А длинный пирс-стебель, связывающий комплекс с берегом, еще больше усиливает это сходство.

Еще один вариант прибрежного здания на сваях – проект «Южный форпост». Широкий пирс в нем приспосабливается под большой парк, который мог бы продолжить традицию сочинского Дендрария и накрывающий собой общественную галерею и парковки. На дальнем конце пирса-парка возвышается стеклянный сетчатый небоскреб с частично озелененными фасадами и двумя вертолетными площадками наверху. Как и остальные проекты домов в море, небоскреб должен выполнять функцию отеля. А учитывая его небывалую высоту, здесь наверняка можно было бы устроить обзорные площадки на разных уровнях с великолепными видами на город. Небоскреб символичен: со стороны суши его фасад покрыт живой зеленью, со стороны моря – холодной стеклянной рябью. Что призвано обозначать соединение двух стихий, суши и моря. Кроме того башня, очень высокая по меркам Сочи, возвышается в море как маяк, и опять же она могла бы стать символом города.

Все эти концептуальные проекты, как и задумывалось их авторами, смогли бы стать комплексным решением для подготовки Сочи к Олимпиаде-2014. Площадкой для строительства здесь становится море, а не дорогостоящая земля на берегу. Они включают в себя много гостиниц и квартир, наделенных как минимум двумя положительными качествами: красивыми видами из номеров на море и город, а также чистое море, поскольку комплексы находятся в отдалении от берега. Есть еще один важный плюс – новаторство этих проектов. Будь они реализованы, быть может, о Сочи, как и о Дубаи, ходили бы легенды как о городе, где воплощаются фантастические проекты будущего.

Анна Герасименко

http://agency.archi.ru/

фото: http://agency.archi.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1097
Автор: @ВесьБетон