04.05.2009 10:42:00
Как сообщал "Ъ" (см. номер от 30 апреля), в Большом театре прошел брифинг, посвященный реконструкции основного здания театра. Теперешний руководитель ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Яков Саркисов пообещал в своем вступительном слове "прорвать жуткую завесу мрака и загадочности", окружающую главную театральную стройплощадку страны. Прорыв оценивал СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
Перед брифингом прессу провели по стройплощадке — впервые с февраля 2008 года, когда журналистов уверяли, что историческое здание откроется уже осенью 2009 года. С тех пор дата открытия ощутимо подвинулась, теперь инаугурационная премьера назначена на 2 октября 2011 года. Впрочем, что там дата: нынче и министр культуры другой, и руководитель вышеупомянутой дирекции (то есть официального заказчика, а заодно верховного организатора работ и раздавателя государственных денег) другой, и часть подрядчиков сменилась, и главный архитектор проекта отстранен (об этом "Ъ" сообщал 11 марта). Несколько месяцев отчетного периода на стройке вообще ничего не происходило. Сейчас происходит. Все здание Бове—Кавоса сейчас, грубо говоря, стоит на сваях, забитых на 26-метровую глубину до известняковой скалы. Сначала сваи забили, точнее, задавили, а теперь отрыли все пространство до скального основания, отлили 80% новой фундаментной плиты и теперь будут возводить между плитой и историческим зданием шесть подземных этажей, постепенно срезая пресловутые сваи. Зрелище этого процесса не то чтобы радикально отличается от подземелий строящегося, скажем, мегамолла, но это все-таки Большой театр, и тут даже два одиноких робота на гусеничном ходу, меланхолично ковыряющие под телекамеры известняк в самой глубине, кажутся статистами в большой высокохудожественной драме.
Хотя никакой драмы в житейском смысле, говорят нам, нет. Яков Саркисов, откликаясь на одну из прошлых публикаций, озаглавленную "Драма на Театральной площади", с сердцем сказал, что драма произошла не на площади, а в том роддоме, где журналист появился на свет: вот, кстати, прекрасный образчик того высокохудожественного стиля, в котором брифинг оказался выдержан. Сценическая часть еще не достроена, но подрядчиков по установке гидравлического сценического оборудования театр в мае-июне готов наконец-то пустить на площадку. А летом следующего года, может быть, удастся даже сдать помещающийся под Театральной площадью камерный зал театра.
Один любопытный нюанс заключается в том, что проекта интерьеров этого зала и примыкающих к нему подземных общественных пространств еще нет. Более того, неизвестно, кто его будет делать — может быть, некие итальянские дизайнеры, может быть, французские, может быть, отечественные, видимо, будет конкурс (закрытый, естественно). Хотя соответствующие расходы (сумма не названа) уже оценены и заложены в бюджет. Далее Яков Саркисов признался, что был вынужден "разодрать жуткий контракт" с фирмой Bosch Rexroth AG — подрядчиком по сценическому оборудованию. Контракт был на ?190 млн, сумма, ничего не скажешь, внушительная. Теперь немцам предложено заниматься только гидравлическими механизмами, а по поводу всего остального оборудования (звукоусиление, светотехника и проч.) проводятся новые тендеры в намерении сэкономить и пустить сэкономленные деньги на некоторые вновь открывшиеся нужды.
И вообще. "Мы строим не то, что было утверждено в 2005 году",— сказал господин Саркисов, имея в виду утвержденный всеми инстанциями проект реконструкции. Только сейчас скорректированный жизнью проект будет вновь подан в Главгосэкспертизу на утверждение. Главный архитектор проекта в этой документации после ухода Никиты Шангина присутствует только формально (документация подписана руководством института "Курортпроект", занимавшегося проектированием с самого начала), фактически же лица, ответственного за художественную сторону проекта, нет. Если, конечно, не считать им, по предложению Якова Саркисова, Альберта Катериновича Кавоса, перестроившего в 1850-е сгоревший Большой театр Осипа Бове.
И ведь нужно же было пересматривать этот проект, нужно же было переделывать при участии опытных людей из близких к московскому правительству структур выстроенную вокруг Большого систему организации работ и распределения средств. Потому что все было устроено, и задумано, и профинансировано неправильно, вернее, не совсем правильно и не во всем так, как надо. Этими формулировками приходится вынужденно ограничиться, потому что конкретных примеров неправильности приведено почти не было. Господин Саркисов сказал: "Я своих не сдаю" — и примирительно добавил, что история всех рассудит, мол, что было, то было. Осудить, не дожидаясь приговора истории, он решился только намеченный в 2005 году график работ (как заведомо нереальный — три года, причем виноватым почему-то оказался Михаил Касьянов) и решение проектировщиков выстроить под театром шесть подземных уровней. А не два, которыми, по соображениям господина Саркисова, можно было бы и ограничиться,— на вопрос, отчего же тогда появились именно шесть этажей, руководитель "Дирекции..." немного туманно ответил, что в частном объекте это делалось бы с целью увеличить капитализацию.
Что касается финансовой стороны дела, то тут завеса загадочности уж точно только сгустилась. Обозначенный когда-то лимит в 15 млрд руб. превышен, ясно, что и планка в 21 млрд легко взята, а государство продолжает исправно выделять деньги, невзирая на кризисные обстоятельства. На прямой вопрос о том, сколько же всего денег будет потрачено на реконструкцию и реставрацию театра к моменту окончания работ, глава "Дирекции..." прямо ответил: "Много. Я считаю, незаслуженно много".
Сергей Ъ-Ходнев
http://www.kommersant.ru/
фото: http://www.kommersant.ru/