Цемент. Проблемы логистики.

27.04.2008 00:02:07

Журнал «ВесьБетон» — всегда свежая и профессиональная информация о производстве и применению бетонов и других строительных материалов, добавках, оборудовании и многом другом.

Особенности журнала ВесьБетон:

  1. Публикуются статьи и книги о производстве и применении строительных материалов, добавок.
  2. Тираж более 10 500 профессиональных строителей.
  3. Подписаны только строители, технологи и производители, так как публикуется только профессиональная информация.
  4. Выходит 2 раза в месяц.
  5. Честный тираж! Журнал распространяется через независимый канал Subscribe.ru
  6. Обсуждение статей на форумах

Подписаться (бесплатно)!

Подать рекламу в журнал.

Рассматриваются проблемы перевозки и поставки цемента.

 

Цемент в России при нынешних темпах роста промышленного, гражданского и дорожного строительства стремительно переходит в разряд дефицитных товаров.

По мнению экспертов, производственные мощности российских предприятий составляют около 55–60 млн т цемента в год. В основном это дорогостоящий «мокрый» способ производства, и при стабильном росте цен на энергоносители его стоимость будет только повышаться. Износ оборудования некоторых цементных заводов составляет до 70 %, и их производительность, соответственно, никогда не достигнет проектной.

Прогнозы различных российских и зарубежных аналитиков по потреблению цемента в России на 2008–2010 гг. показывают ежегодный рост потребления, а соответственно, и дефицита, на 2,5–3,5 млн т в год. Но, по нашему мнению, он будет в 2–2,5 раза больше.

Строительство новых заводов, как, впрочем, и их переоборудование, занимает около 2,5–3 лет. В свою очередь, ввод новых мощностей создаст дефицит поставок клинкера и сырья для его производства.

Разработка новых месторождений для добычи сырья или увеличение его добычи на существующих месторождениях за счет модернизации или закупки дополнительного горнодобывающего оборудования начиная с 2008 года займет еще 4–5 лет. То же относится и к производству клинкера.

Таким образом, тема цемента в России будет сверхпопулярной как минимум ближайшие 5–7 лет, что привлечет серьезные инвестиции в его производство и создаст целую индустрию, связанную с его ввозом из-за рубежа.

В 2007 г. основными странами — поставщиками цемента в РФ являлись Белоруссия, Украина и страны Прибалтики, что частично покрывало дефицит. Однако потребности цемента растут, и импорта из этих стран недостаточно. Россия уже начала импортировать цемент из Турции, Греции, Египта, Китая и других стран. В этой связи перед Китаем как крупнейшим мировым экспортером (45 % мирового экспорта) открываются возможности стать ведущим поставщиком цемента в Россию. Однако не следует обольщаться, потому что доставка китайского цемента в центральную Россию значительно дороже, чем из более близких стран.

Наши маркетинговые исследования и независимые аналитики показывают, что с 2008 года увеличится потребление цемента и в Европе, и в странах, являющихся традиционными экспортерами цемента, например, в Китае, Турции и Индии. Это связано с повсеместным сокращением производства бетона как экологически грязного материала и с ростом собственного строительства.

Практически все российские и зарубежные эксперты уверены, что сегодня для России наиболее сложной и дорогой позицией в поставках импортного цемента является логистическая (транспорт — таможня — склад) составляющая. По сути, Россия оказалась не готова к импорту этого материала.

При средней цене цемента, например, 42–55 $/т в Китае и 90–105 $/т в Турции (14.12.2007) расходы на транспорт по доставке до Москвы в зависимости от страны-производителя могут составить 120–190 $/т. Однако мощности транспортной инфраструктуры (водный и железнодорожный транспорт, порты и транспортные узлы) в значительной степени ограничены, и, по нашему оптимистичному прогнозу, все вместе взятые они могут пропустить около 1,5–2 млн т в год, что составляет лишь 35–40 % от ожидаемого дефицита. При этом нельзя забывать, что поставки цемента в Россию наиболее дешевым навальным способом в ближайшее время не предвидятся из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры и отрицательного воздействия на экологию. Кроме того, в январе 2008 года произойдет традиционное повышение тарифов на морской и железнодорожный транспорт, а рост цен на энергоносители увеличит стоимость портовой и станционной обработки.

Ограниченное количество судов, вагонов, складов и перегрузочных мощностей в транспортных узлах при значительном увеличении цементных потоков также подстегнет цены, что увеличит стоимость цемента на российском рынке. В этом, кстати, заинтересованы и крупнейшие российские производители. Поэтому, при фактической невозможности покрытия дефицита для обеспечения себе рынка сбыта и увеличения прибыли, они, с одной стороны, будут противостоять заявленной председателем правительства РФ отмене пошлин. А с другой — при угрозе их собственному производству, которую может представлять импорт, будут лоббировать повышение пошлин, аргументируя это стратегической значимостью цементной промышленности для страны.

Активизацией поставок цемента обязательно воспользуется и российская таможня. Многолетняя практика администрирования таможенной стоимости с использованием принципов КТС (корректировка таможенной стоимости) показывает, что стоимость таможенного оформления и размер уплаты НДС при оформлении в общей ценовой составляющей импортного цемента также будут расти. Так, например, если проходная цена при очистке импортного цемента в июле-августе составляла 25–30$ по Китаю и 50–60$ по Турции, то уже в декабре таможня дает добро при цене на китайский цемент 70$, а на турецкий — 110$. Но оставим пошлины в покое, это всего лишь 5 %. В качестве налоговой нагрузки более важен НДС. Административно корректируя его таможенную стоимость в сторону повышения, ФТС и МНС России удачно закроют часть бюджетной дыры в сборе НДС.

Ожидаемый дефицит цемента активизировал в России и деятельность профессиональных российских и международных финансовых аферистов. В свое время они использовали свои схемы на миллионных поставках мочевины и сахара. Теперь в моде цемент. Как правило, они представлены почтенными зарубежными компаниями с высококлассными, причем подтвержденными крупнейшими западными банками, рекомендациями и контрактами от производителей. Естественно, это миллионы тонн, сертификаты, эксклюзивы от производителя, аккредитивы при расчетах и прочие вещи, обеспечивающие мнимую безопасность покупателя и надежность поставщика. Однако опыт показывает, что покупатель все равно оказывается с носом. Нам встречались подобные компании. Их договоры практически не отличаются от ранее использованных в сахарных схемах. Те же 1–1,5 млн т, те же партии по 10–12,5 тыс. т, те же различные схемы оплат при расчетах, включая аккредитивы, только вместо сахара и мочевины — цемент.

Одной из проблем в поставках импортного цемента является качество упаковки цемента. Практически весь импортный цемент будет поставляться в бигбегах по 1,5 т. Комплексные потери при их транспортировке, перевалке и разгрузке у потребителя доходят до 20 %. Причиной этого является или недостаточно надежная упаковка или несоблюдение технологии упаковки. При отсутствии контроля на всем пути движения товара вы можете получить или рассыпанный и, естественно, испорченный цемент в вагоне, или затвердевшие цементные кубики в бигбегах.

    Была ли полезна информация?
  • 4619
Автор: @