28.01.2009 07:35:00
Развитие строительной отрасли и ипотечного кредитования активизировало рост рынка строительно-отделочных материалов. Высокий спрос на строительные материалы, товары для отделки и оформления интерьера демонстрировали и оптовые покупатели, и население. Как в нынешней ситуации крупным игрокам удержать завоеванные на рынке позиции, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказала Елена Смирнова, генеральный директор компании "Стройкомплект", которая работает на кузбасском рынке строительно-отделочных материалов с 1998 года и ставит целью построить компанию федерального уровня с сильными лидирующими позициями на DIY рынке Сибирского региона и Дальнего Востока.
- Елена Сергеевна, ООО "Стройкомплект" в Кемеровской области является лидером продаж отделочных материалов. Одно из направлений деятельности компании - оптовая продажа материалов строительным компаниям и холдингам, отделочникам, а также торговым организациям. Как сеть переживает стагнацию в строительной отрасли?
- Текущая экономическая ситуация накладывает отпечаток на нашу деятельность. Многие проекты, на которые опиралась компания при построении долгосрочных планов, корректируются: девелоперы замораживают строительство значительной части объектов, спад наблюдается в коммерческом жилищном строительстве, но наиболее уязвимыми в кризисных условиях оказались мелкие бригады застройщиков и отделочников.
Естественно, что в последние месяцы, как и все сети, мы ощущаем некоторое снижение продаж, однако по итогам года мы "сработали в плюсе". В целом по компании рост продаж в 2008 году в сравнении с 2007 годом составил 20%, причем по итогам первых 9 месяцев этот показатель по сравнению с аналогичным периодом 2007 года достиг 32%.
В сложившейся ситуации основная задача компании - на фоне снижения всего рынка удержать свои позиции, в частности, для этого в "Стройкомплекте" изменена структура управления в оптовом направлении. Поясню - за 10 лет мы наработали солидную клиентскую базу, в числе наших партеров - крупные компании "СДС-Строй", "Арт-акцент", "Жилищник", "Промстрой", "Стройсервис-2001". Поскольку клиентский портфель насчитывал более 2 тыс. постоянных партнеров и основанной задачей являлась плановая оптимизация деятельности с ними, мы могли меньше находиться в поиске. Сейчас мы намного тщательнее работаем с каждым клиентом, оценивая перспективы сотрудничества. Одновременно поменялись задачи у менеджеров оптового направления - они перешли в ранг менеджеров активных продаж, теперь их задача - больше работать на поиск новых партнеров, чтобы занять те ниши, которым меньше уделялось внимания в период активного роста строительной отрасли. Кстати, благодаря этому росту мы пока и не наблюдаем значительного спада продаж в оптовом направлении, поскольку многие компании стремятся достроить объекты коммерческой недвижимости, стадия готовности которых высока, а таких немало.
Корректируя структуру поставок, мы делаем упор на налаживание партнерских отношений с организациями - координаторами проектов, финансируемых из федерального, областного или городского бюджетов. Такого рода финансирование будет увеличено для поддержки строительной отрасли. В 2009 году общая площадь только жилья, сданного в Кемеровской области, должна составить 1 млн 150 тыс. кв. метров, и значительная доля будет построена в рамках соглашения с обладминистрацией для передачи нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, получившим льготные кредиты. Также планируется строительство и реконструкция детских садов, школ и других социальных объектов.
- "Стройкомплект" развивает еще и розничную сеть - "Большой ремонт". Компания одна из первых в области начала освоение рынка DIY ("Do It Yourself" - "сделай сам"), и сеть "Большой ремонт" росла довольно быстрыми темпами. Раньше Вы заявляли, что её распространение во многом обусловлено стабилизацией финансового положения россиян и увеличением темпов строительства - подавляющее большинство новых квартир требует внутренней отделки, а для владельцев жилья на вторичном рынке естественно стремление сделать хотя бы косметический ремонт. Насколько это актуально сегодня?
- По статистике, люди делают ремонт раз в пять лет при любом экономическом состоянии страны. Более половины россиян проживают в домах, построенных в 1971-1995 годах, свыше 25% в домах, введенных в эксплуатацию 50 - 38 лет назад, таким образом, ремонт подчас становится не просто прихотью, а необходимостью, так что спрос на товары для ремонта будет всегда.
Хочу отметить, что на кризис люди отреагировали по-разному - одни решили отложить ремонт, другие напротив, рассматривают его как практичное вложение средств. К тому же, число клиентов пополнят люди, планировавшие покупку новой квартиры, но лишившиеся этой возможности из-за кризиса - теперь они будут делать ремонт имеющегося жилья.
Следуя потребительскому спросу, мы внесли изменения в ассортиментную концепцию компании, в частности, осуществлено четкое распределение на ценовые сегменты (эконом, суперэконом, средний и бизнес-сегменты). Такая концепция учитывает возможности целевой аудитории в каждом конкретном городе присутствия филиала сети "Большой ремонт" и позволяет более тщательно детализировать весь ассортимент в зависимости от формата магазина.
На сегодняшний день в ассортименте магазинов "Большой ремонт" насчитывается более 25 тыс. наименований товаров для строительства, ремонта, оформления интерьера и обустройства сада.
- Компания "Стройкомплект" является официальным дилером компаний России и стран СНГ, Европы и Азии. Вы будете вносить изменения в список Ваших партнеров?
- В предыдущий период у наших поставщиков, со многими из которых заключены дилерские договоры, предлагаемая товарная линейка уходила в более премиальный сегмент, так как это отвечало общему тренду повышения доходности. С третьего квартала прошлого года вслед за изменением спроса наши партнеры сами начали менять линейки производства товара, уходя в более дешевый сегмент, поэтому пул поставщиков будет в основном сохранен. В то же время, если из-за девальвации рубля вырастет цена на продукцию зарубежных компаний (доля которой в сети "Большой ремонт" составляет порядка 50%), российские производители смогут потеснить импорт. По сравнению с 1998 годом, когда наша компания начала работу, российские стройматериалы стали более конкурентоспособными, во многом благодаря внедрению западных технологий и значительным инвестициям в производство. В России выпускаются качественные базовые строительные материалы - гипсокартон, профили - и отделочные - сухие смеси, краски, плитка.
В случае ухудшения экономической ситуации более пристальное внимание мы будем уделять товарам азиатского производства, которые становятся все более технологичными и качественными.
- Два года назад в Кемерове "Стройкомплект" открыл салон luxe-класса - Галерею декора DEGA, где представлены товары модных европейских производителей классов premium и luxe. Кстати, открытие тоже было класса luxe - на торжественное открытие была приглашена звезда первого канала - Андрей Малахов. Насколько востребованным оказался на кузбасском рынке такой формат, намерены ли Вы дальше развивать это направление бизнеса?
- "Стройкомплект" основан в 1998 году как оптовый региональный оператор по продаже строительных и отделочных материалов. Следующим этапом нашего развития стало создание розничной сети под брендом "Большой ремонт". В 2006 году в активе компании появилась Галерея декор "DEGA", в которой была представлена продукция модных европейских производителей классов premium и luxe. Реализация проекта требовала отдельного концепта, совершенно иного, чем в розничной сети, формата торговли и других технологий продаж. Эксклюзивный салон мы открывали на перспективу, учитывая рост благосостояния кузбассовцев. За 2 года мы научились работать с VIP-клиентами, которые требуют к себе особого внимания, предлагая им высочайший сервис, индивидуальный подход, консультацию дизайнера, приватную атмосферу покупки.
Динамика продаж показывает, что в сравнении с другими направлениями бизнеса "DEGA" чувствуют себя наиболее уверенно. Прослойка людей более высокого достатка будет всегда, а элитного жилья в Кузбассе год от года строится больше - сейчас, к примеру, только вблизи Кемерово идет активная застройка сразу четырех коттеджных поселков.
- В этом году "Стройкомплект" в Кемерове реализует крупный проект - строительство собственного логистического центра класса "А" общей площадью 24 тыс. кв. м. В Кемеровской области это первый подобный опыт. Насколько инвестиционно оправдан такой проект?
- Не секрет, что за Уралом логистика развита слабо. Как правило, для своих нужд компании используют реконструированные склады советских времен, расположенные в промышленной зоне городов, что не может обеспечить высокого уровня логистики.
Для Кузбасса строительство логистическоого центра класса "А" - первый подобный опыт, а из сибирских городов только в Новосибирске недавно введены в эксплуатацию склады такого уровня.
Собственный логистический центр позволит повысить эффективность управления нашей сетью, оптимизировать издержки, мы исключим излишние товарные запасы, обеспечивая адресное хранение продукции, ее своевременную доставку оптовым клиентам. Также часть площадей мы планируем сдавать в аренду.
В 2008 году на строительстве логоцентра освоено около 400 млн рублей, думаю, инвестиции окупятся в определенные нами сроки.
- Елена Сергеевна, ранее Вы озвучивали стратегию развития "Большого ремонта", которая подразумевала расширение географического присутствия (в 2009 году планировалось открыть два "Больших ремонта" в Прокопьевске и Барнауле), а также насыщение регионального рынка - планировали обратиться к формату супермаркета в городах с численностью жителей ниже 500 тыс. человек, что должно было помочь в конкурентной борьбе с западными ритейлерами, стремящимися зайти на российский рынок. Насколько сейчас актуальна необходимость полностью занимать территорию области своим сетевым брендом?
- Поставленную задачу нам удалось выполнить - магазины "Большой ремонт" находятся практически во всех городах Кемеровской области. На сегодня сеть, которую "Стройкомплект" начал развивать в 2004 году, представлена 7 магазинами: двумя гипермаркетами в Кемерово и Новосибирске и пятью супермаркетами в Киселевске, Междуреченске, Ленинске-Кузнецком, Анжеро-Судженске и Юрге.
Что касается двух новых объектов. В Барнауле мы согласовали вопрос по поводу земельного участка, подготовили проект, но строительство не начинали, и пока инвестирование остановлено. Строительство "Большого ремонта" в Прокопьевске мы планируем завершить в текущем году, причем магазин будет сделан в новом современном формате - прежде всего изменения коснутся концепции и стилистики. Кардинально изменится система навигации, а новая схема зонирования позволит максимально четко сформулировать задачи каждого отдела. Особое внимание будет уделено световому оформлению и цветовой гамме каждой торговой ассортиментной зоны, мерчендайзингу, который будет соответствовать всем европейским принципам.
Этот проект - результат сотрудничества с компанией номер один в Европе по средствам визуального мерчендайзинга - Голландской Jos de Vries. Сейчас наш совместный проект ребрендинга в стадии завершения. Изменение концептуальной составляющей позволит соответствовать европейскому уровню, что, в конечном итоге, позволит конкурировать с федеральными и западными сетями, которые в любом случае продолжат экспансию в регионы.
- И последний вопрос, по вашему мнению, как в нынешней ситуации крупным сетям удержать завоеванные на рынке позиции? Велика ли вероятность, что вынужденные экономить люди начнут отдавать предпочтение рынкам и мелким магазинам - пусть там меньше выбор и уровень товаров ниже, зато цена приемлемая?
- Мы с коллегами провели очередной мониторинг рынков и мелких магазинов, проанализировали возможность перераспределения покупателей и "возврат" их части в формат нецивилизованной торговли. Уверена, что такая ситуация маловероятна. Во-первых, в цивилизованных форматах, к которому принадлежит "Большой ремонт", ассортимент товара намного шире, а именно ассортиментная составляющая являются определяющей в выборе места покупки со стороны клиента. Формат DIY является магазином, в котором можно купить не только базовые и строительные материалы, но и все, что нужно для дома, сада, оформления интерьера.
Во-вторых, покупатели уже привыкли к развитой системе услуг, грамотному консультированию, удобным парковкам строительных супер или гипермаркетов. Другой немаловажный аспект - в сеть "Большой ремонт" товары попадают напрямую от поставщика, от производителя и наша розничная цена вполне приемлема и конкурентоспособна. Те же рынки и мелкие лавочники, как правило, покупают товары у нашего оптового подразделения.
Поэтому грамотная ассортиментная составляющая, полный спектр услуг и сервисов, гибкость в ценовой политике, высококвалифицированная консультация при покупке гарантирует сетям формата DIY дальнейшее развитие и успех у покупателей.
http://www.interfax-russia.ru/