27.01.2009 09:51:00
Стройплощадка Тихоокеанской мостостроительной компании на сооружении опор моста через бухту Золотой Рог по числу действующих кранов, бульдозеров, буровых установок и иной техники сегодня может претендовать на первенство - если не в масштабах Дальнего Востока, то в масштабах Приморья уж точно. Тем более в обстоятельствах кризиса, когда крановое хозяйство на многих приморских стройках попросту замерло. Хотя сами мостостроители этот факт воспринимают философски и количество механизмов на квадратный километр не высчитывают - крупный проект требует серьезного технического оснащения, и эта аксиома для них не требует доказательств.
Впрочем, если сами строители воспринимают происходящее на площадке как само собой разумеющееся, то многие владивостокцы нет-нет, да и притормаживают на ул. Светланской, недалеко от памятника морякам торгового флота, попавшего сейчас в эпицентр событий. Чтобы ощутить масштабы стройки и зафиксировать в памяти ее этапы, ведь уже завтра-послезавтра здесь многое будет по-другому. Побывал на стройплощадке и корреспондент "ЗР" и не без удовлетворения отметил, что темпы, взятые строителями летом, на сооружении тоннеля и отсыпке причальной стенки не ослабевают.
Вектор движения
После завершения основных работ на тоннеле и открытия проезда в районе фуникулера, состоявшегося в конце декабря, основные силы ТМК были переброшены сюда - на северный берег Золотого Рога, на территорию 178-го завода, - для сооружения опор моста. Контуры его пока не появились, но по точкам особого напряжения - средоточиям кранов, буровых, металлической арматуры, натянутым пологам из клетчатой ткани, характерным для строительства в зимнее время, а также людям в касках и спецовках с надписью "ТМК", вектор будущего сооружения уже понятен и неспециалистам.
- Сегодня работа ведется сразу на нескольких опорах, - поясняет происходящее заместитель генерального директора по дорожному строительству ЗАО "ТМК" Александр ГОФМАН. - Прежде всего, на 8-й, это одна из двух самых высоких опор моста - 226 метров, так называемый пилон, на котором впоследствии будут крепиться ванты. К его основанию особые требования. Для того чтобы загнать в подготовленный котлован буровые установки, сделали специальные рабочие мостики и приступили к бурению. Для устойчивости фундамента по проекту мы должны забурить 261 скважину. Осталось сделать еще 210 скважин - ориентировочно месяца на два буровых работ.
Наш разговор начался в штабе строительства, расположенном на территории 178-го завода. Здесь все настраивает на деловой лад, на одной из стен - проект будущего моста. Штаб время от времени слегка вздрагивал, как при небольшом землетрясении, "откликаясь" таким образом на идущие поблизости буровые работы. Но строители, заглянувшие сюда для обсуждения сиюминутных производственных проблем, на такие нюансы внимания не обращали. У чертежа Александр Анатольевич рассказал о том, чем заняты сейчас субподрядчики и что предстоит мостостроителям ТМК.
На южном берегу Золотого Рога, где сооружение опор ведет хабаровская компания "Дальмостострой", буровые работы на втором пилоне - по проекту это 9-я опора - подходят к концу. Из 261 скважины более 200 уже готовы. Хабаровчане приступили к зачистке котлована и бурению скважин на 10-й.
На 7-й опоре, практически под памятником, наши мостостроители уже завершили не только буровые работы, но и сооружение ростверка - так специалисты называют фундамент опоры, который объединяет буровые столбы. Не сегодня - завтра будет залит ростверк 6-й опоры, и в дальнейшем можно будет выводить створки опоры.
- Для их сооружения мы смонтировали новый кран высотой до 90 м, - продолжает он, указывая на сияющие на солнце свежей краской конструкции подъемного механизма. - И это не самое высокое сооружение на данной площадке. В будущем появится еще один кран высотой почти 250 м - для строительства самих пилонов.
Пока же с объемами справится установленный ниже памятника башенный кран. Уже в ближайшее будущее ему придется потрудиться и на сооружении первого анкерного пролета моста длиной в 100 метров. Для этого сейчас строители сооружают вспомогательные опоры.
- Все пролеты будут бетонироваться с дополнительных мостов, так называемых специальных временных систем и устройств, - объясняет Александр Анатольевич. - Например, чтобы соорудить пролет в 100 м, мы делаем несколько дополнительны опор, под одну на днях бурили на Корабельной набережной, другую установим здесь, на территории завода. Еще одну будем делать в районе ул. Светланской. Затем на эти опоры возводится металлический мост, на нем выставляется опалубка, в которой бетонируется. Потом временные опоры и опалубка убираются и натягиваются ванты - такова технология. Сейчас мы готовим опоры для сооружения первого такого пролетного строения.
Человеческий фактор
Работы, как и заведено в ТМК, ведутся в две смены вахтовым методом. Это позволяет, с одной стороны, мобилизовать трудовые коллективы на достижение конкретного результата, а с другой - предоставить мостостроителям возможность полноценно отдохнуть в домашней обстановке, ведь в компании трудятся специалисты со всего Приморского края.
Такая организация способствует и более эффективному использованию механизмов. По словам заместителя главного механика ТМК Геннадия РОМАНЦОВА, который зашел в штаб согласовать расстановку буровых, каждый экскаватор, автокран, бульдозер или бурильная установка могут работать практически 24 часа в сутки.
- Зимой мы механизмы не глушим, - пояснил Геннадий Степанович, - за каждым из них закреплено по два человека, а с учетом вахтового метода - по четыре. На вопрос, не подводит ли техника, заммеханика философски ответил:
- Какая ж техника может не подводить, обязательно подведет... Если вовремя не провести техобслуживание, не заменить масла и не подготовить к зиме, если ее эксплуатировать на износ, то обязательно подведет. Но у нас такого практически не бывает, тем более что весь экскаваторный парк, да и другие механизмы обслуживаются фирмой-поставщиком по договору. Но, несмотря на это, технику бережем и не перегружаем. Стараемся учитывать характеристики машин, определяя объем работ. Да и шустрых, не в лучшем смысле этого слова, механизаторов, у нас почти не осталось. У большинства хозяйское отношение к своим машинам, ведь они же "кормят" своих хозяев.
- За долгие годы у нас сформировался костяк специалистов, которые знают цену хорошей машине - работали еще на старой технике и понимают, что многое зависит от эксплуатации, - добавил Александр Гофман, - человеческий фактор имеет очень большое значение.
Бетонный поток
Сейчас на стройплощадке у моря, по его словам, ежедневно задействовано около 200 человек - участки Александра ЛАПИКОВА, Ивана ЛАВРИКОВА и Юрия ШВЕЦ. Кроме опор моста здесь идут работы по строительству так называемого морского фасада Владивостока. Проще говоря, сооружается современный причал протяженностью более 200 метров - его Александр Анатольевич показал во время небольшой экскурсии по стройплощадке. Во время стройки причал поработает в технологических целях, сюда, скорее всего, доставят морем вантовые конструкции моста. Металлический шпунт причальной стенки строители уже забили, теперь начали обрезку его по высоте. В перспективе предстоят большие бетонные работы.
Именно с учетом возрастающих объемов бетонирования ТМК заканчивает монтаж нового бетонного завода на владивостокской базе предприятия в районе ул. Нефтеветка. Его производительность 60 куб. м бетона в час, два подобных, тоже самарского производства, уже действуют в ТМК - в Уссурийске и Владивостоке. Но когда пойдет "большой бетон", мощности трех заводов все равно будет недостаточно, поэтому в компании планируют приобрести еще один, производительностью 90 кубометров в час, и поставить его непосредственно на строительной площадке на северном берегу Золотого Рога.
Продолжаются работы и в районе фуникулера. Здесь специалисты ТМК заканчивают сооружение подпорной стенки, опоясывающей мощную скалу, на которой высится корпус ДВГТУ.
Дома преткновения
Но, несмотря на столь разнообразные направления деятельности, руководители ТМК темпами работ довольны не очень. По их мнению, подарок природы в виде мягкой и малоснежной зимы не удается использовать в полной мере, поскольку стройка вновь буксует и упирается в сносы - на обоих берегах бухты.
- Для того чтобы эффективно строить, надо раскрыть фронт работ. Но именно этого мы сегодня сделать не можем из-за задержки со сносами строений, попадающих в зону застройки. Мы могли бы задействовать гораздо больше людей и техники, значительно интенсивнее работать по тому же подходу к тоннелю, запустить нормальный технологический проезд, приступить к работе на других опорах, но все это пока приостановили, - сетует Александр Гофман. - Технологический проезд по туннелю запущен, но использовать его в полном объеме невозможно, поскольку на выходе он заперт - мешает дом №32 по Суханова. Из-за этого дома задерживается сооружение левой подпорной стенки тоннеля и первой опоры моста.
В районе Голубиной пади застопорилось строительство автодороги - также мешают несколько домов. На 5-й опоре тоже задержка - два неснесенных дома.
- Эта одна из краеугольных на сегодняшний день проблем, - подчеркивает замгендиректора ТМК. - С финансированием проблем нет, с проектными институтами, хотя и работаем практически с листа, но в тесном контакте, многочисленные контролирующие организации особых претензий к нам не имеют - все идет в штатном режиме. Под растущие объемы закупаем новую технику, недавно, например, запустили более мощную буровую установку роторного действия. Все это в расчете на то, чтобы в ближайшее время форсировать работы. Но проблема сносов не позволяет нам даже просто готовить территорию к строительству, и это вызывает тревогу.
...Пока мы знакомились с ситуацией на стройке у памятника на Светланской, который на время производства работ укроют специальным каркасом, строители только что забетонировали еще одну скважину под дополнительную опору, сюда же подошла машина с металлическим каркасом для следующей скважины. Внизу монотонно работали буровые установки, автокраны вскидывали стрелы у котлована 8-й опоры, вспыхивал и разлетался голубыми брызгами огонь электросварки. Стройка жила своей обыденной жизнью.
Ирина Баранник
http://www.zrpress.ru/