Использование отходов котельных, работающих на горючих сланцах, в строительстве

20.12.2008 14:54:00

Техногенные отходы котельных, работающих на горючих сланцах – золу и шлак можно достаточно эффективно использовать в несущих слоях нижнего строения пути при прокладке и капитальном ремонте железных дорог.

Песчано-гравийные смеси, являющиеся основным компонентом для получения бетона, являются природными не возобновляемыми ресурсами. Кроме того, при их добычи нарушаются естественные ландшафты. Учёные Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) предлагают использовать в строительстве техногенные отходы.

Такой подход перспективен как с экономической, так и с экологической и природоохранной точки зрения, считает доцент кафедры «Основания и фундаменты» ПГУПСа Вера Алпысова. Он дает возможность, с одной стороны, снизить объёмы разработки природных месторождений, с другой – восстановить территории, занятые сейчас золой и шлаком.

Ученые ПГУПСа провели исследование отходов котельных, работающих на горючих сланцах. В результате было доказано, что эти материалы использовать в качестве «стройматериалов» можно, причём без дополнительной предварительной обработки.

В настоящий момент этот вид топлива широко используется в Северо-Западном регионе для отопления жилых домов и производственных помещений. Оно состоит из органики, глинистых частиц и углекислого кальция. В результате его сгорания остаются мелкие (до 2 мм) гранулы стекла, обожжённой глины, кварца, кальцита и других материалов. Эти минералы и соединения достаточно распространены в природе, в частности в почве. Их применение безопасно с экологической точки зрения.

Их естественная влажность близка к глинистому грунту, поэтому они водоупорны. Исследования также доказали, что наличие тяжёлых металлов в образующихся при сгорании сланцев отходах на много меньше предельно допустимой концентрации для почвы.

Кроме того, анализ результатов исследования физико-механических свойств отходов от сгорания сланцев дает возможность рекомендовать его к использованию в качестве строительных материалов для рекультивации открытых горных выработок, утверждает Вера Алпысова. Таким образом с его помощью можно восстанавливать нарушенные ландшафты. Эти материалы, также есть возможность эффективно использовать в качестве нижних несущих слоёв земляного полотна автомобильных и в качестве исходного материал для производства лёгких бетонов.

А вот применять эти отходы в качестве верхних фильтрующих слоёв земляного полотна дорог и для засыпки фундаментов на глубину промерзания грунтов нельзя, поскольку они плохо пропускают воду.

Людмила Изотова корреспондент журнала "Популярное бетоноведение"


    Была ли полезна информация?
  • 1091
Автор: @ВесьБетон