Руководство НП "Союз производителей бетона" приняло участие в составлении открытого письма ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ Д. А. МЕДВЕДЕВУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНУ

05.12.2008 08:58:00

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ Д. А. МЕДВЕДЕВУ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНУ

Уважаемые

Дмитрий Анатольевич,

Владимир Владимирович!

Наша страна выходит на широкий фронт строительства. И это радует. По законам экономики мощности по производству материальных благ, как известно, должны через каждые 8-12 лет обновляться с учетом последних достижений науки и техники. Эта закономерность особенно необходима в рыночных условиях — ведь усовершенствованное производство позволяет выпускать доброкачественную конкурентоспособную продукцию.

В России этот жизненно важный процесс, к сожалению, был заторможен. Производственные фонды во всех отраслях, созданные давно с использованием устаревших, высокозатратных технологий, изношены почти до предела.

Жилой фонд прошлого века (а он составляет около 80 процентов нынешнего) был создан по устаревшим техническим нормативам (коэффициент теплопроводности ограждающих конструкций зданий почти в два раза меньше современного, и поэтому происходит значительная утечка тепла из помещений — до 40 процентов). Ежегодно устаревшие дома жилплощадью около 10 млн. кв. метров становятся аварийными.
В целом же жилой фонд России не в состоянии обеспечить население жильем. Чтобы решить эту проблему, в стране реализуют известную жилищную программу. Намечено в год сдавать в эксплуатацию 140 млн. кв. метров, то есть в два раза увеличить объемы жилищного строительства.

Не менее острая проблема в ЖКХ — там почти повсеместно требуется обновление производственных фондов на современной технической основе. Это позволит на 30-40 процентов сократить эксплуатационные расходы и гарантировать бесперебойное обеспечение потребителей коммунальными услугами.
В связи с развитием социальной сферы возникла большая проблема транспортной инфраструктуры, особенно автодорожной. Возникла она и потому, что наступило время небывалой массовой автомобилизации. Хорошо известно, что в стране недостаточная транспортная сеть, многие магистрали требуют основательной модернизации. Тут тоже намечены большие ежегодные объемы работ, планируется выделить на эти цели многие триллионы рублей. Предстоит сделать многое в развитии энергетики, промышленности и других секторах экономики. В кратчайшие сроки предстоит реализовать сложнейшую программу строительства олимпийских объектов в Сочи и его окрестностях. Туда следует направить опытных специалистов, проектировщиков — ведь зона застройки высокосейсмичная, там необходим высококвалифицированный архстройнадзор.

Еще одна важная, можно сказать, большая оперативная задача строителей — подготовить Владивосток для проведения саммита АТЭС в 2012 году. Есть, как известно, и другие строительные программы.

Перспектива созидательной деятельности не только радует, но и тревожит. Строительная отрасль не в состоянии успешно справиться со всеми намеченными задачами. Прежде всего потому, что очень слаба база отрасли. Для реализации всех проектов требуется 170-180 млн. тонн цемента, а нынешние российские заводы могут выпускать около 60 млн. тонн, причем в основном по высокозатратному «мокрому» способу. Почти все предприятия промышленности строительных материалов — «вчерашний день», требуют обновления, модернизации. Из-за технической отсталости, изношенности производственных фондов большинство предприятий вынуждено выпускать дорогостоящую неконкурентоспособную продукцию. Стоит обратить особое внимание на долю ее стоимости в себестоимости общей строительной продукции — более 65 процентов. Раньше эта доля составляла около 45 процентов. Стало быть, в строительной практике теряются ежегодно по стране сотни миллиардов рублей.

Выход из создавшегося положения — обновление, модернизация производственных фондов. Для этого нужна консолидированная федеральная программа развития базы отрасли с учетом последних достижений науки и техники. Тут нужна помощь специализированных научно-исследовательских институтов, которые давно нуждаются в реанимации. Жаль, что в развитии базы нет до сих пор Центра наноиндустрии, с помощью которого можно готовить к производству продукцию с новыми свойствами, конкурентоспособную, создавать с гарантией безопасные, долговечные объекты с наименьшими затратами. Должны с болью признаться, что у нас слишком затянулась подготовка технических регламентов (нормативов). Строители вынуждены применять старые, не обновленные строительные нормы и правила (СНиПы). Как же можно по таким нормативам строить безопасные объекты? Раньше их разрабатывали и обновляли специалисты, НИИ. А теперь может «каждый» участвовать в этом специфическом процессе. В результате получается то, что получается. И от этого страдает качество объектов.

Большой ущерб наносит экономике страны произвол при определении стоимости объектов. Происходит он из-за несовершенства сметного нормирования, системы ценообразования. Здесь тоже нужна серьезная помощь экономической науки, которая, ныне пребывает в забвении.

Говорят, рынок решит все проблемы. Но в условиях развития общества жизнь требует сбалансировать интересы государства, общества и производителей материальных благ. В нынешних условиях все работники строительной отрасли действуют по законам рыночной экономики — добиваются максимальной прибыли. Но кто-то должен устанавливать сбалансированность интересов?

Вы не раз в своих выступлениях подчеркивали необходимость создания новых крупных промышленных центров в Сибири и на Дальнем Востоке. Организовать там, в необжитых районах, работу на высоком организационном, техническом и качественном уровне очень сложно. Нужен квалифицированный, обладающий достаточными правами и возможностями координатор.

Есть и другие стратегические задачи экономического и социального развития страны, которые призвана решать строительная отрасль. К ним относятся, например, разработка генсхем развития регионов, генпланов городов. Эта тоже очень важная работа ведется без должной помощи науки, медленно, без должного качества работ. Создает большие трудности при выполнении поставленных задач небывалая раздробленность отрасли — в строительстве участвует более 200 тысяч самостоятельных производственных организаций. Многие из них не обладают достаточным профессионализмом, не в состоянии доброкачественно выполнять работы. Думается, не поможет объединению усилий для успешной реализации строительных программ учреждение так называемых саморегулируемых организаций, в состав которых не входят предприятия стройбазы. Стремление к этому может затруднить целенаправленные действия. Строительная отрасль России не готова по ряду причин осваивать систему СРО, особенно это видится в нынешнее время, охваченное финансовым кризисом.

В общем, следует сказать, что строительство в такой огромной стране (12 климатических зон, почти 40 процентов территории — в зоне сейсмичности) не может успешно вестись без штаба отрасли, координации всех действий, без должного контроля выполняемых работ. Ведь в создании сложных объектов участвуют десятки предприятий различных отраслей.

Да и сама отрасль состоит из подотраслей — различных предприятий стройматериалов, научных и проектных организаций, специализированных строительных организаций. Специфические проектные работы ведутся в электроэнергетике (гидравлическая, атомная, тепловая), промышленности (машиностроение, металлургия, химическая, нефтяная, газовая), транспорте, градостроительстве.

Вы совершенно правильно называете строительство ключевой отраслью. И чтобы она устойчиво удовлетворяла потребности экономического и социального развития страны, нужен штаб отрасли, вернее, министерство. Имеют же другие ключевые отрасли такие структуры в правительстве. В регионах России тоже есть министерства строительства.
Есть министерства строительства в развитых капиталистических странах — США, Японии и других. В ключевую отрасль «Строительство» направляются огромные средства — триллионы рублей. Их, разумеется, надо использовать с максимальной эффективностью ради повышения благосостояния россиян. Министерство строительства за счет организации опережающего развития современной производственной базы строительного производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, концентрации усилий на решающих направлениях без сомнения обеспечит более эффективное использование капитальных вложений, направляемых в строительство, и главное — будет способствовать ускоренному развитию других отраслей отечественной экономики.

Просим вас, уважаемые Дмитрий Анатольевич, Владимир Владимирович, рассмотреть и положительно решить вопрос о создании министерства строительства. Убеждены, что такое министерство сможет успешно выполнять большие строительные программы.

С уважением,

Юрий БАТАЛИН, почетный президент Российского союза нефтегазостроителей, академик, вице-президент Российской инженерной академии, профессор;

Олег ЛОБОВ, председатель правления Российского общества инженеров строительства;

Альберт ИВАНОВ, генеральный директор ЗАО НПС «Роскоммунмашстрой»;

Александр НОЧНЫЙ, президент Союза производителей бетона, заслуженный строитель России;

Геннадий ВОРОНЦОВ, генеральный директор ОАО «ВНИИ проблем научно-технического прогресса и информации в строительстве», профессор, академик

http://www.concrete-union.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1159
Автор: @ВесьБетон